Сообща строить будущее

15:06 03 Июль 2021 Политика
900 0

Центральная Азия — это единый организм, который на протяжении веков имел общее культурное пространство. Историческая общность, языковое сходство, наличие общих традиций, обычаев дают нам колоссальные возможности для того, чтобы быть вместе и сообща строить наше общее будущее.

Шавкат МИРЗИЁЕВ, 
Президент Республики Узбекистан

В условиях активизации регионального сотрудничества в Центральной Азии, которая стала возможной в результате нового регионального курса под руководством Президента, представляет интерес изучить и попытаться ответить на вопрос «Насколько устойчивы наблюдающиеся положительные изменения во взаимоотношениях наших стран, какие факторы и условия способствуют их продолжению?».

Благодаря открытой, доброжелательной и прагматичной региональной политике создана принципиально новая ситуация в Центральной Азии. В контексте развития сотрудничества прошедшие пять лет стали поистине историческими и прорывными в развитии связующих процессов.

Как показывает анализ, после обретения независимости странами Центральной Азии в регионе были созданы разные интеграционные проекты, среди которых можно выделить Центральноазиатское экономическое сообщество (ЦАЭС), Организацию центральноазиатского сотрудничества (ОЦАС), Центральноазиатский союз. 

Однако в силу следующих препятствующих факторов их деятельность долго не продлилась: первое,  в начале 1990-х годов в странах Центральной Азии шли процессы государственного строительства и формирования национальной идентичности; второе,  в первые годы независимости на фоне общего снижения объемов торговли между странами региона и ослабления прежних экономических связей преобладал курс на налаживание партнерства с зарубежными странами; третье,  разные модели и темпы реформ, в частности, по политическим и экономическим вопросам, в годы становления государств. 

Между тем, как показывает анализ, эти причины, сдерживающие региональное сотрудничество, носили временный характер. Несмотря на то, что топоним «Центральная Азия» в разные исторические периоды рассматривался по-разному прежде всего с географической, этнокультурной и политической точек зрения, за весь период развития в Центральной Азии всегда отсутствовали внутренние границы, обуславливающие постоянные широкомасштабные контакты. 

Исторические корни народов, культурная, религиозная и языковая общность, а также приверженность общечеловеческим ценностям — фундамент для государств региона в коллективном реагировании на возникающие проблемы, поиске эффективных путей их решения и совместном движении по пути прогресса. 

В этом контексте большинство зарубежных экспертов воспринимает необходимость ре¬гионального сотрудничества как аксиому. По их мнению, такие факторы, как историческая, географическая, культурная, религиозная взаимосвязанность, общ¬ность вызовов и угроз, предопределили неизбежность и приоритетность взаимодействия. Несмотря на выбор каждым из государств собственного пути общественно-политического и социально-экономического развития, разные внешнеполитические и внешнеэкономические приоритеты, страны региона объединяют сложившиеся веками торгово-экономические связи, развивающаяся сеть транспортных и энергетических коммуникаций, а также стремление к нейтрализации вызовов и угроз безопасности. В качестве основных факторов, способствующих региональному сотрудничеству, можно выделить следующие.

1.  Единое историческое и культурное наследие народов. Центральная Азия, находящаяся на перекрестке основных мировых торговых путей, с древних времен занимала важное место в процессе взаимовлияния культур и цивилизаций. Великий шелковый путь (II век до нашей эры — XV век нашей эры) как международная транспортная артерия обеспечивал не только торговые связи между Азией и Европой, но и информационно-цивилизационный диалог между континентами и странами, служил проводником для распространения новых технологий и новаций, сельскохозяйственных культур и агротехнологий, а также культурных ценностей, создавая тем самым условия для межцивилизационного и технологического обмена. 

Такие особенности современной Центральной Азии, как географическое разнообразие, полиэтничность, полилингвизм, этническая и конфессиональная толерантность, совместное проживание разных народов и переплетение культур, обусловили характерные черты, присущие именно региону Центральной Азии.

2.  Наличие потенциала для развития коммуникационной, транспортной и энергетической инфраструктуры. Совершенствование транспортно-инфраструктурных коммуникаций и привлечение в Центральную Азию международного транзитного грузопотока являются одной из важнейших задач, объединяющих страны региона. Актуальность ее решения обуславливается необходимостью максимального использования конкурентных преимуществ, в первую очередь для улучшения сложившейся социально-экономической ситуации. Регион способен вновь стать ключевым транспортным узлом между Западом и Востоком. Значимость транспортно-коммуникационного потенциала определяется следующими факторами: геоэкономическим (связующее звено между глобальными экономическими центрами), геополитическим (стабильность и безопасность транспортных коридоров), инфраструктурным (потенциально высокая пропускная способность и относительная развитость транспортной сети), технологическим (использование бесперегрузочных технологий и логистического сервиса). 

3. Общие вызовы и угрозы региональной безопасности. Сознавая неделимость безопасности, общность исторических судеб живущих в Центральной Азии народов, государства региона прилагают целенаправленные усилия по созданию условий для углубления сотрудничества как на двустороннем, так и на многостороннем уровнях. В качестве важнейшего условия обеспечения безопасности, мира, стабильности и устойчивого развития установлены тесные связи и взаимодействие в рамках международных структур, таких как ООН, ШОС, СНГ, ОБСЕ, и других. 

Можно с уверенностью констатировать, что центральноазиатские страны объединяет единое понимание необходимости противодействия современным вызовам и угрозам, которое может быть обеспечено только при активном участии всех расположенных в регионе государств. 

Все это закладывает прочный фундамент для укрепления взаимодействия, превращения Центральной Азии в «регион сотрудничества и развития». В этом контексте без преувеличения можно отметить, что в истории развития Центральной Азии после избрания Шавката Мирзиёева главой Узбекистана начался новый этап регионального сотрудничества. Межгосударственные отношения развиваются по совершенно новой парадигме. Этому способствовала конструктивная и прагматичная политика Узбекистана, которая характеризуется следующими ключевыми факторами.

Во-первых, нынешний процесс регионализации не сопровождается стремлением ее институционализации. Страны региона сделали соответствующие выводы из предыдущего опыта, в котором разные региональные структуры служили не в качестве объединяющего фактора, а скорее способствовали центробежным тенденциям. Ими достигнуты договоренности о создании регулярной площадки для «сверки часов» по ключевым вопросам развития, как и ненужности формирования новой международной организации в регионе или какой-либо интеграционной структуры со своим уставом и надгосударственными органами. 

Как результат по инициативе Узбекистана достигнута договоренность о проведении Консультативной встречи глав государств стран ЦА, первое и второе заседания которой состоялись в Нур-Султане и Ташкенте.

Во-вторых, новый этап регионального сотрудничества полностью поддерживается всеми странами региона. В 1993 году только Казахстан, Кыргызстан и Узбекистан подписали Договор о создании экономического союза (ЦАЭС). В отличие от ЦАЭС проведение на регулярной основе Консультативной встречи было поддержано главами государств всех стран Центральной Азии.

В-третьих, текущие процессы регионализации являются следствием понимания и осознания стран Центральной Азии необходимости в первую очередь налаживания эффективного и взаимовыгодного углубления регионального сотрудничества для устойчивого и динамичного развития. Таким образом, современное состояние регионального сотрудничества не является реакцией на геополитические процессы в мире (распад Советского Союза, процессы глобализации), а результат давно назревшего запроса на региональное сближение, восстановление доверия и взаи¬мопонимания, а также оперативное решение накопившихся проблемных вопросов на основе разумных компромиссов.

Так что пессимистические прогнозы и оценки относительно перспектив регионального сотрудничества являются беспочвенными. Было бы ошибочно сравнивать модели таких интеграционных структур, как Европейский союз, АСЕАН, Северный совет, с Центральной Азией, у которых свой собственный путь развития. 

Сотрудничество в Центральной Азии больше соотносимо со значением определения «мягкая регионализация», о которой говорит британский ученый Луиза Фосетт. По ее мнению, здесь основную роль играют неформальные нормы, правила и форматы для успешного взаимодействия. При создании диалоговых площадок, проведении множества неформальных встреч и подписании договоренностей будут вырабатываться нормы взаимодействия, которые будут способствовать углублению регионального сотрудничества. В данном контексте примечательным является то, что странами региона разрабатывается пятисторонний документ о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве в Центральной Азии в XXI веке.

В подтверждение эффективности данного формата можно привести достигнутые в последние годы макроэкономические результаты: значительный рост товарооборота, увеличение объема инвестиций и приток туристов. В частности, в 2019 году объем товарооборота между странами ЦА составил 7,1 миллиарда долларов, что на 20 процентов больше по сравнению с 2018 годом (5,9 миллиарда долларов).

Аналогичная ситуация наблюдается в вопросе привлечения прямых иностранных инвестиций, объем которых в 2019 году в страны ЦА составил 37,6 миллиарда долларов, что на 40 процентов больше по сравнению с 2016 годом (26,7 миллиарда долларов). В то же время число туристов в 2019 году составило 18,4 миллиона человек, что увеличилось в два раза по сравнению с 2016 годом.

Более того, государства региона демонстрируют высокий уровень сотрудничества, солидарности и взаимной поддержки. С первых дней распространения коронавируса страны объединили усилия, активно обменивались информацией в области здравоохранения, координируя свои действия в сферах транспорта, продовольственной безопасности и пересечения границ. Оказывали друг другу гуманитарную помощь, которая включала медикаменты, аппараты ИВЛ и средства индивидуальной защиты. В результате предпринятых стратегических решений удалось избежать взрывного и неконтролируемого роста заболеваемости, а также минимизировать негативные последствия пандемии на экономику.

По официальным данным, в 2020 году снижение ВВП наблюдалось в Казахстане (на 2,6 процента) и Кыргызстане (8,6 процента). В остальных странах темпы роста сохранились (в Узбекистане — 1,6 процента, Туркменистане — 5,8 процента, Таджикистане — 5,4 процента). В свою очередь Всемирный банк прогнозирует, что в 2021 году в Центральной Азии экономический рост восстановится до 3,7 процента.

Особого внимания заслуживает Совместное заявление президентов Узбекистана, Казахстана, Таджикистана и Туркменистана на октябрьские события 2020 года в Кыргызстане, в котором отмечается, что благополучие Кыргызстана является важным фактором региональной безопасности и устойчивого развития всей ЦА. Наши страны имеют одно прошлое и строят общее будущее. Народы ЦА исторически объединены стремлением к прочному миру, согласию и созиданию на благо будущих поколений.

Формирующаяся модель регионального сотрудничества в Центральной Азии широко обсуждается среди ведущих политиков и экспертов зарубежных стран и международных организаций, которые отмечают необходимость изучения положительного опыта стран ЦА. 

Как отмечает специальный представитель Генерального секретаря ООН, глава Регионального центра ООН по превентивной дипломатии для Центральной Азии Н. Герман, «в Центральной Азии заметно усиливается тенденция регионального сотрудничества и укрепления добрососедских отношений с акцентом на экономическую взаимодополняемость и культурно-цивилизационную близость государств. В условиях спада экономической активности в связи с глобальной пандемией и сохраняющейся угрозой распространения коронавируса положительная динамика сотрудничества и взаимодоверие позволили странам обеспечить необходимые и безопасные коридоры для передвижения стратегически важных товаров — продовольствия, гуманитарной помощи, лекарств и медицинских принадлежностей, энергоресурсов». По ее словам, «этот пример единства, солидарности и слаженной работы в период серьезных вызовов достоин изучения, его необходимо закрепить международными нормативными документами для устойчивого реагирования в аналогичных и более сложных ситуациях в будущем». 

Повышается значимость Центральной Азии как субъекта системы международных отношений. В частности, такие стратегические партнеры, как Россия, Китай, США, Индия и ЕС, вносят коррективы во внешнюю политику с учетом текущих региональных процессов, о чем свидетельствуют запуск регулярных встреч на уровне глав МИД в формате «Россия — ЦА», «Китай — ЦА», «Индия — ЦА», а также Специальная стратегия США по ЦА и Новая центральноазиатская стратегия Европейского союза.

Анализ перспектив регионального сотрудничества позволяет сделать следующие ключевые выводы: во-первых, регионализация в Центральной Азии — необратимый процесс, во-вторых, сотрудничество здесь имеет свой собственный путь развития, в-третьих, процесс регионализации поддерживается как странами региона, так и международным сообществом.

Открываются широкие возможности для расширения трансрегионального сотрудничества, в частности, между Центральной и Южной Азией. Важным достижением в данном направление является Совместное заявление, принятое в 2019 году в Ташкенте в рамках Консультативной встречи лидеров стран Центральной Азии, в котором отражена заинтересованность всех государств в установлении мира в ИРА, подчеркнуто продолжение усилий по вовлечению Афганистана в торгово-экономические и инфраструктурные проекты в ЦА. Можно сказать, что конференция «Центральная и Южная Азия: региональная взаимосвязанность. Вызовы и возможности», проводимая по инициативе Президента Республики Узбекистан, станет важной площадкой для совместного поиска ответов на самые актуальные вопросы углубления многопланового трансрегионального сотрудничества, обеспечения устойчивого развития, а также выстраивания конструктивных и взаимовыгодных отношений, бенефициарами которых выступают страны макрорегиона Центральной и Южной Азии.

Бахтиёр МУСТАФАЕВ
заместитель директора
Международного института Центральной Азии.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.