Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем

18:14 13 Июнь 2025 Политика
1785 0

Более двух тысяч лет назад Великий шелковый путь под звуки верблюжьих колокольчиков соединил торговлю и цивилизацию Китая и стран Центральной Азии. Сегодня с гудками «караванов стальных верблюдов», курсирующих по железнодорожному маршруту Китай — Европа, сотрудничество между Китаем и Центральной Азией в области взаимосвязанности набирает обороты. Оно не только способствует социально-экономическому развитию и повышению благосостояния населения региона, но и придает новый импульс строительству более тесного сообщества с единой судьбой Китая и Центральной Азии

ИНФРАСТРУКТУРНАЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ «ЖЕЛЕЗНОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Международные маршруты грузоперевозок Китай — Европа стали основной артерией взаимосвязанности между Китаем и Центральной Азией. В 2024 году объем торговли между Китаем и центральноазиатскими странами достиг 94,8 миллиарда долларов, что на 5,4 миллиарда долларов больше по сравнению с 2023 годом. Центральная Азия является своеобразным мостом для более чем 80 процентов сухопутных транзитных перевозок по маршруту Китай — Европа.

 

20 мая, Тяньцзинь, Китай. Состав, движущийся по прямому грузовому маршруту между китайским городом Тяньцзинь и столицей Узбекистана Ташкентом, ждет отправления. /Фото: Синьхуа/
20 мая, Тяньцзинь, Китай. Состав, движущийся по прямому грузовому маршруту между китайским городом Тяньцзинь и столицей Узбекистана Ташкентом, ждет отправления. /Фото: Синьхуа/  
​​​

В мае между китайским городом Тяньцзинем и Ташкентом открылся прямой грузовой железнодорожный маршрут, который стал еще одним бесперебойным логистическим каналом между восточным побережьем Китая и Центральной Азией. В то же время в мае прошлого года первый грузовой поезд, загруженный 50 контейнерами с фотоэлементами, отправился из города Ухань в центральном Китае в Ташкент, открыв эффективный сухопутный коридор для экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Стратегическое значение имеет железная дорога Китай — Кыргызстан — Узбекистан. Церемония начала строительства этого проекта состоялась в кыргызском Джалал-Абаде 27 декабря 2024 года. Железная дорога берет начало в китайском Кашгаре, пройдет в Кыргызстан через перевал Торугарт, достигнет Джалал-Абада и закончится в Андижане на востоке Узбекистана. Она откроет новый короткий путь между Китаем и Европой, а также усилит роль Центральной Азии в глобальных цепочках поставок. После ввода в эксплуатацию железная дорога позволит не только сократить время транспортировки, но и снизить количество перегрузок, а также сделает возможным экспорт скоропортящихся товаров. Кроме того, ожидается, что она обеспечит не имеющим выхода к морю центральноазиатским странам доступ к железнодорожной сети Китая, которая простирается до портов Тихого океана.

 «Строительство железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан является стратегическим решением, принятым правительствами трех стран для содействия региональной взаимосвязанности, процветанию и стабильности», — заявил Председатель КНР Си Цзиньпин в поздравительном письме по случаю запуска строительства железной дороги.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ И ЦИФРОВАЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ «ЗЕЛЕНОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Сотрудничество в области энергетики остается краеугольным камнем взаимосвязанности между Китаем и странами Центральной Азии. Мощность газопровода «Китай — Центральная Азия» линий A, B и C составляет 55 миллиарда кубометров в год. По состоянию на ноябрь 2024 года по газопроводу было поставлено более 500 миллиардов кубометров природного газа. Газопровод обеспечил газом более 500 миллионов жителей в 27 регионах провинциального уровня и специальном административном районе Сянган.

 

18 августа 2023 года, Хоргос, Китай. Измерительная станция газопровода "Китай-Центральная Азия" в городе Хоргос Синьцзян-Уйгурского автономного района /Северо-Западный Китай/. /Фото: Синьхуа/
18 августа 2023 года, Хоргос, Китай. Измерительная станция газопровода "Китай-Центральная Азия" в городе Хоргос Синьцзян-Уйгурского автономного района /Северо-Западный Китай/. /Фото: Синьхуа/

Китай и страны региона также будут углублять сотрудничество в области экологически чистой энергии, такой как фотоэлектрическая и ветровая. Например, фотоэлектрическая станция мощностью 1 ГВт в узбекском городе Навои является первым крупномасштабным проектом в области альтернативных источников энергии, построенным при финансовой поддержке китайского предприятия в регионе после проведения первого саммита «Китай — Центральная Азия» в мае 2023 года в городе Сиане. Проект обеспечит рабочими местами около 1600 человек. После официального ввода в эксплуатацию ФЭС сможет вырабатывать 2,4 миллиарда киловатт-часов электроэнергии в год.

В цифровой сфере Китай и страны Центральной Азии продвигают строительство «Цифрового Шелкового пути». Трансграничная платформа электронной коммерции «Город Шелкового пути» и другие компании, задействуя формат продаж в прямом эфире и другие новые форматы, позволяют потребителям региона напрямую покупать китайские товары и способствуют цифровизации торговли. Кроме того, механизм диалога о сотрудничестве в области электронной торговли «Китай — Центральная Азия» обеспечивает новую платформу для сотрудничества и способствует процессу региональной экономической интеграции.

ГУМАНИТАРНАЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ «КУЛЬТУРНОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ»

Китай приглашает страны Центральной Азии принять участие в проекте «Культурный Шелковый путь», планирует построить еще больше центров традиционной медицины и запустить специальные туристические поезда, предназначенные для содействия гуманитарным обменам. Об этом заявил Си Цзиньпин на первом саммите «Китай — Центральная Азия».

 

31 мая, Душанбе. Студенты в "Мастерской Лу Баня". /Фото: Синьхуа/
31 мая, Душанбе. Студенты в "Мастерской Лу Баня". /Фото: Синьхуа/

Взаимосвязанность — это не только инфраструктура и энергоносители, но и гуманитарные обмены. В Таджикистане открылась первая в регионе мастерская Лу Баня, ориентированная на подготовку инженерных кадров для индустриализации и модернизации страны. Подобные мастерские начали работу также в других странах региона. Эти центры по повышению квалификации набирают популярность в Центральной Азии, открывая перспективы для профессионального роста.

Кроме того, безвизовый режим между Китаем и Казахстаном, Китаем и Узбекистаном, фильм совместного китайско-казахстанского производства «Композитор», а также совместная работа археологов из Китая и Центральной Азии на месте раскопок городища Рахат в Казахстане и в Ферганской долине Узбекистана содействуют культурно-гуманитарным обменам между Китаем и центральноазиатскими странами, а также углублению дружбы и сближению их народов.

 

БОЛЕЕ ТЕСНАЯ ВЗАИМОСВЯЗАННОСТЬ НОВОГО ШЕЛКОВОГО ПУТИ

Второй саммит «Китай — Центральная Азия» пройдет в Астане. Продвижение комплексной многоуровневой структуры взаимосвязанности между Китаем и регионом помогает открыть двери на глобальные рынки для центральноазиатских стран, менять экономическую и транспортную карту региона, а также повышать их значимость в глобальных логистических процессах.

27 октября, Иньчуань, Китай. Церемония подписания проектов по сотрудничеству в рамках 11-го Форума сотрудничества "Китай-Центральная Азия". /Фото: Синьхуа/
27 октября, Иньчуань, Китай. Церемония подписания проектов по сотрудничеству в рамках 11-го Форума сотрудничества "Китай-Центральная Азия". /Фото: Синьхуа/ 

Два года назад на первом саммите «Китай — Центральная Азия» Председатель КНР Си Цзиньпин и президенты пяти центральноазиатских стран посадили шесть гранатовых деревьев, символизирующих солидарность и сотрудничество между Китаем и регионом. Сегодня дружба между странами расцветает, их сотрудничество приносит реальные плоды в области взаимосвязанности и других сферах. Все это содействует интеграции региональной экономики и придает импульс созданию более тесного сообщества единой судьбы Китая и Центральной Азии.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.