Скоростной транспорт переписывает историю мегаполиса

Ташкент, город с тысячелетней историей и молодой энергией, сделал решительный шаг к транспортной системе будущего. Еще недавно улица Шота Руставели задыхалась от пробок, потоков машин и нетерпеливых гудков. Теперь по центру улицы плавно едут электробусы. В столице заработала первая в Узбекистане линия скоростного общественного транспорта — BRT (Bus Rapid Transit).
15 октября Президент Шавкат Мирзиёев посетил Яккасарайский район, где завершилась реконструкция одной из ключевых магистралей столицы — улицы Шота Руставели.
Глава государства проехал по новой выделенной полосе на автобусе, осмотрел современные остановочные комплексы, пообщался с пассажирами и жителями города, которые увидели в переменах новый стандарт комфорта и эффективности.
Президенту представили дальнейшие планы по расширению сети скоростных автобусных линий, которые к 2030 году охватят 15 улиц города, инвестиции составят 110 миллионов долларов, а общая протяженность линий достигнет 57,5 километра.
Реконструкция почти семикилометрового участка от Мирабада до Чоштепы обошлась в 19,2 миллиона долларов. Проект включал обновление мостов, инженерных сетей и благоустройство прилегающих территорий.
Теперь движение здесь организовано по десяти полосам, шесть из них предназначены для автомобилей, две для скоростных автобусов и еще две для парковки. Пересечение автобусной полосы другими транспортными средствами строго запрещено. Вдоль магистрали появились 21 новая автобусная остановка, 463 «умных» светофора, велосипедные дорожки и зеленые зоны. Внедрена интеллектуальная транспортная система.
Жизнь на Руставели зазвучала в новом ритме. В утренний час пик больше не слышно раздраженных гудков машин, вместо них лишь мягкое шуршание электробусов, плавно идущих по выделенной полосе. Пешеходы спешат к новым остановкам, где электронные табло подсказывают, сколько минут осталось до прихода нужного транспорта.
Движение стало упорядоченным. Центральная полоса теперь принадлежит только автобусам, посадка и высадка пассажиров происходят на безопасных платформах с навесами от солнца. Оборудованные электронными табло и терминалами для быстрой оплаты, они создают атмосферу удобства и технологичности. Пассажиры заранее оплачивают проезд и подходят к дверям только после полной остановки автобуса, стоя за желтой линией безопасности. Электробусы курсируют по четкому графику с минимальными интервалами, управляются централизованной диспетчерской системой, что обеспечивает точность движения и надежность маршрута.
Три маршрута № 38, 57 и 58 начали движение по новой схеме. Появление скоростной линии — шаг к общественному транспорту, который будет быстрее и удобнее личных автомобилей и такси, сделает комфортным передвижение тысяч горожан.
О том, какой объем работы проделан для запуска линии, рассказала руководитель пресс-службы хокимията Ташкента Гулноза Касимова.
— Путь был долгим и кропотливым. Проект прошел все стадии общественных обсуждений, инженерных обследований, моделирования транспортных потоков и экспертизы. Почти год ушел на изучение и разработку концепции, многоэтапное согласование с общественностью, консультации с архитекторами, транспортными специалистами и экологами. Проводились обследования коммуникаций, анализировались маршруты, моделировалось уличное движение для обеспечения максимальной безопасности. На завершающем этапе проект прошел государственную экспертизу и был утвержден в установленном порядке, — подчеркнула Касимова.
Выбор улицы Шота Руставели для пилотного проекта не случаен. Когда-то по ее центру проходил трамвайный маршрут, прямая длинная магистраль с высоким пассажиропотоком идеально подошла для скоростного автобусного движения. Это одна из главных транспортных артерий столицы, соединяющая жилые, деловые и образовательные зоны. Такое расположение позволило органично интегрировать линию с существующей сетью общественного транспорта.
— Система BRT отличается от обычных автобусных маршрутов тем, что организована по принципу скоростного транспорта. На выделенной полосе автобусы движутся с приоритетом на светофорах, что позволяет избегать пробок и задержек, — пояснила Гулноза Касимова.
Комплексный проект охватил всю улицу от круга у отеля «Гранд Мир» до моста на Мукими. Дорожное покрытие полностью обновлено. Под полосой BRT уложены бетонная основа, геобазальтовая сетка и финишный слой особо прочного полимерного асфальта, рассчитанного на высокие нагрузки и долговечность.
Параллельно модернизировались тротуары. Появились гранитные и экологичные каменные покрытия, пандусы и тактильная плитка для маломобильных граждан, безопасные переходы. Обновлены фасады зданий, инженерные сети, водосточные и дренажные системы. Атмосферу современного уютного пространства усилили малые архитектурные формы, дополнительное озеленение с системой капельного полива и улучшенное освещение. Два подземных перехода были «размурованы» и превращены в современные остановочные комплексы.
Запуск линии BRT — ощутимый вклад в улучшение экологии столицы. Разработчики надеются: если общественный транспорт станет удобнее и привлекательнее, многие горожане откажутся от передвижения по городу на личных автомобилях. От этого воздух в Ташкенте станет чище. Для многих полоса BRT уже стала реальной альтернативой.
— Теперь добираюсь до работы на десять минут быстрее. Главное, не стоишь в пробках и знаешь, когда приедет автобус, — улыбается жительница столицы Саида Юнусова.
Люди замечают, что поездки стали спокойнее, воздух — чище, а сама улица удобнее и безопаснее. Наблюдение за первой линией продолжится. Специалисты будут внимательно отслеживать движение, пассажиропоток и удобство маршрута.
— После анализа первых результатов станет ясно, где система показала себя наиболее эффективно, и тогда будут рассмотрены возможные направления для следующих линий, — подытожила Гулноза Касимова.
Запуск BRT в Ташкенте — начало заметных перемен в городской жизни. На первый план вышли удобство горожан, экологичность и современный подход к организации движения. Улица Шота Руставели стала отражением нового качества жизни мегаполиса.
Екатерина ЛУКИНА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Обмен искусством и вдохновением
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- Мухаммад Абунайян: «Я не встречал лидера, который бы так искренне любил свой народ, как Вы»
- В Ташкенте прошла выставка «CAEx HoReCa / UzFPT 2025»
- Клятва — символ ответственности
- Студенты из Узбекистана представили проект «Космического Шёлкового пути» на международном чемпионате Global HackAtom
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment