Отражать действительность, работать на будущее

09:36 18 Март 2022 Политика
658 0

Фото: информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Отражать действительность, работать на будущее

Завершился первый день XXIV пленарного заседания верхней палаты парламента. В ходе мероприятия обсужден ряд законов, заслушана информация ведомств, отчет Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) о деятельности в 2021 году. Народные избранники поделились мнениями о результатах первого дня пленарного заседания.

Шухрат ЧУЛЛИЕВ, заместитель председателя Комитета Сената Олий Мажлиса по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции:

— Трудовые отношения должны соответствовать современным требованиям в правовом регулировании и рыночных отношениях, основанным на принципах демократии, гуманизма и справедливости. Трудовой кодекс Узбекистана является ключевым нормативно-правовым актом, регулирующим эту сферу.

Принятый в 1995 году кодекс не соответствует современным реалиям, в нем не учитываются новые многообразные формы вовлечения граждан в трудовую деятельность, создание условий для широкого использования гибких режимов работы. В результате кардинальных реформ в социальной сфере трудовое законодательство стало отличаться от правоприменительной практики, появилась необходимость дальнейшего его совершенствования.

Из кодекса в новой редакции исключаются 34 статьи, дублирующие нормы, установленные другими законодательными актами, а именно законами «Об охране труда», «О профессиональных союзах», «О занятости населения». Более 50 статей дополнены уточняющими нормами, более полно раскрывающими отдельные стороны трудовых отношений, механизмы реализации прав и обязанностей субъектов. В соответствии с конвенциями Международной организации труда, ратифицированными нашей страной, определены основные принципы правового регулирования труда и непосредственно связанных с ним отношений. В частности, установлено, что в иных правовых актах о труде для работников могут быть предусмотрены дополнительные права и гарантии по сравнению с установленными трудовым законодательством.

В кодексе в новой редакции внимание уделяется трудовым правам и социальной защите работников. Упрощены вопросы прохождения открытого независимого конкурса по приему на работу, избрания на должность, направления работника на работу уполномоченным государственным органом, подтверждения права на работу в Узбеки­стане для осуществления трудовой деятельности при приеме на работу иностранного гражданина или лица без гражданства.

Законом конкретизируется понятие социального партнерства, отражаются его особенности и определяется предметное содержание. Расширяется перечень ситуаций, при которых возможно заключение срочного трудового договора работодателем.

Принятие Трудового кодекса в новой редакции послужит обеспечению баланса интересов работников и работодателей с учетом требований рыночной экономики, упрощению внедрения трудового законодательства в сферу малого бизнеса и индивидуального предпринимательства, а также учету особенностей правового регулирования труда наемных работников в указанных сферах, приведению положений трудового законодательства в соответствие с нормами международного права, в том числе с международными договорами, ратифицированными Республикой Узбекистан.

Закон одобрен сенаторами.

Эркин ГАДОЕВ, председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам бюджета и экономических реформ:

— Закон «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности» разработан в соответствии с Указом главы государства «О Стратегии реформирования банковской системы Республики Узбекистан на 2020—2025 годы» и Государственной программой в Год поддержки молодежи и укрепления здоровья населения.

Наш комитет изучил действующее законодательство в сфере, а также нормы Закона «О частных банковских и финансовых институтах и гарантиях их деятельности», внес предложения по его отмене и разработке закона в новой редакции, соответствующей мировым стандартам.

Основной целью закона является систематизация норм, регулирующих деятельность микрокредитных организаций, ломбардов и организаций ипотечного рефинансирования, имеющих право на осуществление отдельных видов финансовых операций банков, приведение их в соответствие со стандартами, отвечающими требованиям времени.

В настоящее время в республике действуют 142 небанков­ские кредитные организации, из них 69 являются микрокредитными организациями, 73 — ломбардами.

Их деятельность регулируется несколькими нормативными правовыми актами, некоторые из них не отвечают требованиям сегодняшнего дня. Среди них законы «О Центральном банке Республики Узбекистан» и «О микрокредитных организациях», а также нормативно-правовые акты Центрального банка.

Наряду с ними деятельность микрокредитных организаций и ломбардов регулируется Законом «О микрофинансировании», который является общим законом не только для этих, но и для других кредитных организаций.

Закон «О небанковских кредитных организациях и микрофинансовой деятельности» содержит все правовые нормы, отраженные в вышеназванных законодательных актах, а также является законом прямого действия. В документе определены микрофинансовые организации, ломбарды и организации рефинансирования ипотеки как небанковские кредитные организации. Устанавливается перечень финансовых операций (услуг), осуществляемых (оказываемых) небанковскими кредитными организациями с учетом специфики их деятельности. Уточняются требования к учреждению небанковских кредитных организаций, в том числе регламентируется их организационно-правовая форма, установлены критерии в отношении учредителей и участников, руководящего состава, даются нормы по уставному фонду и его минимальному размеру.

Также предусмотрены правила и обязанности по защите прав потребителей услуг небанковских кредитных организаций. Устанавливаются такие обязанности, как раскрытие информации об оказываемых ими услугах, невозможность изменить в одностороннем порядке условия договоров, а также гарантия конфиденциальности информации по финансовым операциям заемщиков и кредиторов.

При подготовке закона проанализированы законодательные акты и правоприменительная практика стран Европейского союза, России, Казахстана и других.

Благодаря принятию закона будет достигнуто расширение спектра услуг, оказываемых микрофинансовыми организациями, удовлетворение потребностей субъектов малого предпринимательства в финансовых ресурсах. Вместе с тем функционирование небанковских кредитных организаций в качестве агентов банков и других финансовых организаций способствует достижению охвата финансовыми услугами населения и субъектов малого предпринимательства труднодоступных и отдаленных районов республики.

Закон одобрен сенаторами.

Нариман УМАРОВ, председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции:

— На очередном пленарном заседании народные избранники заслушали отчет Уполномоченного Олий Мажлиса по правам человека (омбудсмана) о деятельности в прошлом году.

Омбудсманом по выявленным нарушениям при изучении поступивших обращений в государственные органы, пенитенциарные учреждения направлены за­просы на восстановление нарушенных прав граждан, а также исковые заявления в суды касательно защиты их интересов. Внесены предложения по части защиты прав граждан по проектам нормативно-правовых актов, разрабатываемых субъектами права законодательной инициативы.

Однако в некоторых направлениях омбудсман допускает недочеты. Особенно по вопросам рассмотрения и решения обращений в деле применения мер воздействия, пыток и другого жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство человека. Неудовлетворительно организована работа по осуществлению мониторинга превентивных мер в учреждениях исполнения наказания. Это сказалось на увеличении количества обращений граждан, связанных с личными правами и свободами, политическими правами, поступивших в адрес омбудсмана.

Подвергнуто критике, что из общего количества обращений, поступивших за отчетный год, 25 процентов являются повторными. Это происходит из-за поверхностного подхода к рассмотрению заявлений, несвоевременного информирования авторов писем о результатах.

В прошлом году удовлетворено лишь 58 из 94 мер воздействия (заключений, представлений и исковых заявлений), направленных омбудсманом в соответствующие государственные органы и организации. Уполномоченным недостаточно использованы возможности института парламентского контроля палат Олий Мажлиса.

Значительно увеличивается количество заявлений и жалоб, поступающих от осужденных. Согласно анализу, в основном они связаны с применением решений по принятию смягчающих обстоятельств. На практике не установлены конкретные сроки, в течение которых соответствующим судом может быть рассмотрено решение о предоставлении осужденному досрочного условно-досрочного освобождения или замене на более мягкое наказание.

Исходя из этого омбудсману, Верховному суду, министерствам внутренних дел и юстиции необходимо совместно изучить и внести соответствующие предложения по внесению в действующие нормативно-правовые акты (или кодексы) нормы по установлению конкретных сроков рассмотрения таких ходатайств соответствующими судами.

Сенаторами рекомендовано провести мероприятия по сокращению количества повторных обращений к омбудсману, подходить объективно к их рассмотрению, своевременно и обоснованно реагировать на жалобы, осуществлять совместно с государственными органами и негосударственными организациями мероприятия в махаллях по повышению правовой культуры и правовых знаний граждан, решению поднятых в обращениях проблем на местах.

По обсужденным вопросам принято соответствующее постановление Сената.

Эвелина СИНОТОВА.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.