На узбекской тюбетейке все цвета радуги

08:01 26 Декабрь 2021 Культура
3594 0

архивное фото

Прозвучавшая идея о ношении сотрудниками учреждений на рабочем месте тюбетеек вызвала бурное обсуждение. Гармонично ли она сочетается с деловым костюмом? Уместен ли традиционный головной убор в офисной обстановке? Привычнее его видеть не на светских мероприятиях. Вообще, многие ли знают об истории появления тюбетеек в качестве атрибута национальной одежды? Что символизирует та или иная форма, узор? Обратимся к специалистам, они знают о тюбетейках все.

История тюбетейки уходит в глубокую древность. Свидетели тому — сохранившаяся настенная живопись VI—VII веков, раннесредневековые терракотовые статуэтки, монеты. Статуэтки из терракоты, изображающие тюркских воинов-всадников, найденные на Афросиабе (городище древнего Самарканда, VI—VIII века), имеют головные уборы в виде круглых шапочек с геометрическим орнаментом из полуколец с выпуклыми кружками внутри. Круглая шапочка с подвесками, опускающимися на лоб, имеется и на женской терракотовой статуэтке из Афросиаба. На территории Самарканда и Самаркандской области и поныне тюркское слово калпок (колпак) служит для обозначения тюбетейки.

Миниатюры XV—XVI веков показывают, что шапочки из ткани были популярны и в последующие периоды истории. Их носили представители всех социальных слоев общества. В фондах Государственного музея истории Узбекистана хранится редчайший экземпляр кулоха (ранняя разновидность конусообразных простеганных тюбетеек), принадлежавший видному духовному лицу, бухарскому законоведу XVII века шейху Мавлоно Шарифу.

Кульминации развитие искусства тюбетейки достигает в конце XIX — середине ХХ века. В этот период создаются изящные и оригинальные экземпляры, отразившие основные эстетические идеалы эпохи. В это время тюбетейки носило почти все коренное население Узбекистана: мужчины, девушки, молодые женщины, дети. Исключение составляли пожилые женщины. Широкое распространение тюбетеек придало их пошиву массовый характер. Огромное число мастериц унаследовало традиции вышивального искусства предыдущих поколений и развило в них черты, отвечавшие их собственному пониманию прекрасного.

Первоначально тюбетейки имели коническую форму и широкие борта. Начиная с 1920-х годов формы меняются, становятся разнообразными: островерхие, конусообразные, полусферические, круглые, четырехгранные. Они могут иметь высокий или низкий бортик, отделанный вышитой или однотонной тесьмой, лентой из шелка, бархата и других тканей, иногда добавляются длинные или короткие кисточки. Чаще всего среди узбекских тюбетеек встречаются четырехгранные, символизирующие четыре стороны света. Мужские тюбетейки шьют главным образом из черного сатина или бархата, женские — из разноцветного шелка, бархата и парчи.

Опытные мастерицы используют множество разнообразных швов. Босма, или «сюзанный», кандахаёл, хомдузи, йурма, ироки. Техника пилтадузи — ребра, которые получаются на тюбетейке, когда между верхом и подкладкой по линии стежки вставляются скрученные полоски бумаги или фитильки ваты (пильта), которые обшиваются гладью.

Орнаменты на тюбетейках бывают растительные, зооморф­ные, геометрические, эпи­графические. Растительные формы и мотивы складываются из цветов, стеблей, листьев, плодов, вьющихся, изгибающихся, кружащихся в мерном ритме, взлетающих, опадающих и вновь взлетающих на гранях тюбетейки. Ирисы, гвоздики, тюльпаны, гребешки, неж­ные цветы яблони. Гранат, вишня, черешня, миндаль и перец… И как новое направление — геометризованное изображение растительных форм.

Растения на тюбетейках — обращение к природе за силой, здоровьем, богатством. Четыре цветка в верхней части тюбетейки охраняют со всех четырех сторон здоровье мужчины. 16 цветков по кромке — пожелание иметь большую семью. За плодородие «отвечает» миндалевидный мотив бодом, калампир (стручковый перец). Пестрые птички врываются в растительные узоры, олицетворяя народное представление о счастье. Среди зооморфных орнаментов часто встречается изображение бараньих рогов — символа силы, мужества, защиты. Узор илон изи (след змеи) играет роль оберега. Изображение рыбы символизирует женскую плодовитость. Геометрические мотивы тесно связаны с земледельческими культами. Иногда в узорные композиции органично вплетается арабская вязь. Названия многих тюбетеек соответствуют украшающим их узорам: чоргул, бодомча, атиргул, капалак, товус, окпар, пахта, садбарг, гулибарг, гулихафтбарг, гулбодом, гулигунча, мажнунтол, кыркаяк, курбака нусха, бахор, Навруз.

Форма, цвет и орнамент тюбетейки отражают особенности уклада жизни населения той или иной местности. Различают шесть основных групп тюбетеек: ташкентскую, ферганскую, самаркандскую, бухарскую, кашкадарьинско-сурхандарьинскую и хорезмско-каракалпакскую.

Особую популярность в Ташкенте получила тюбетейка, вышитая крестом. Основной элемент узора в ней — веточка розы, нежного, воспетого поэтами Востока цветка, вышитая темно-красным шелком в сочетании с густо-розовым. Фон чаще всего белый. Уникальны и ташкентские праздничные тюбетейки со сложным сплошным узором, расшитым мельчайшими швами чакматур. Кроме того, Ташкент — родина нескольких разновидностей тюбетеек из бархата. Больше всего распространены в Ташкенте мужские тюбетейки чустского типа.

Знаменитая чустская тюбетейка тус дуппи имеет черный фон и белый узор из четырех стручков перца (калампир), на околыше — ряд из 16 арочек. Ее лучшие образцы отличает тончайшая отделка и вышивка цветными нитями и бисером. Вышивка белым шелком на темном фоне олицетворяет чистоту сердца и души мужчины. Чустская тюбетейка приобрела значение национального головного мужского убора. Чустские тюбетейки, изготовленные в Намангане, характеризуются короткими и круто изогнутыми элементами орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. «Стручки перца» на маргиланской тюбетейке чустского типа — удлиненные, плавные, тонкие.

Особенностью маргиланских женских тюбетеек является вышивка сплошным швом ироки и узор «цветущий куст», на ветвях которого иногда помещаются зеленые или синие птички-«соловьи» (символ счастья). В Маргилане их называют булбул нусха. В узорах тюбетеек ироки могут помещаться отдельные слова или целые фразы, женские и мужские имена. Окпар (белые перья) — разновидность кокандской тюбетейки с вышитым на черном фоне в четырех секторах парным «миндалем» в обрамлении зубчатой каймы. В Андижане получили распространение тюбетейки с белым орнаментом по зеленому бархату. Также в Ферганской долине встречаются четырехгранные тюбетейки из светлой парчи.

В узорах самаркандских тюбетеек преобладают прямые линии или многолепестковые розетки (офторбласт — подсолнечник, кучкорок — бараний рог). Ургутская тюбетейка представляет собой разновидность самаркандского калпок. Ее отличает широкий околыш и маленькая плоская макушка. Для изготовления бухарских золотошвейных тюбетеек применяется только гладкий цветной бархат. Основным материалом служат металлические нити калебатун («золотая нитка»). Применяются также цветной крученый и некрученый шелк, аппликации из бархата и шелка, рельефные розетки кубба и кубба олмаси из золотых нитей, имитирующие золотые украшения. Используются в основном растительные мотивы: бодом (миндаль), турунж (померанец), розетки, пальметты и геометрические — круги, ромбы и другое. Во многих районах Сурхандарьинской области шьются тюбетейки пилтадузи. Розетка на них обычно имеет вид звезды с ост­роконечными лучами. Свое­образна круглая шахрисабз­ская ковровая тюбетейка гилам дуппи. Крупный, несколько угловатый орнамент, яркие, звонкие сочетания цветов придают неповторимое очарование байсунским тюбетейкам. Своеобразны хорезмские тюбетейки тайха, тахья, чумакли тахья, куш. Тюбетейки каракалпаков — такыя, токыма такыя, макал такыя — имеют куполообразную форму и снабжены широким околышем.

Узбекские тюбетейки за­служенно пользуются широкой известностью во всем мире. Их производство широко развито и в наши дни. Активно используются традиционные народные мотивы, все богатство приемов, накопленных многочисленными поколениями мастериц, и сложившиеся на протяжении веков представления о красоте и гармонии.

Лариса ЛЕВТЕЕВА,
искусствовед.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.