На узбекской тюбетейке все цвета радуги
архивное фото
Прозвучавшая идея о ношении сотрудниками учреждений на рабочем месте тюбетеек вызвала бурное обсуждение. Гармонично ли она сочетается с деловым костюмом? Уместен ли традиционный головной убор в офисной обстановке? Привычнее его видеть не на светских мероприятиях. Вообще, многие ли знают об истории появления тюбетеек в качестве атрибута национальной одежды? Что символизирует та или иная форма, узор? Обратимся к специалистам, они знают о тюбетейках все.
История тюбетейки уходит в глубокую древность. Свидетели тому — сохранившаяся настенная живопись VI—VII веков, раннесредневековые терракотовые статуэтки, монеты. Статуэтки из терракоты, изображающие тюркских воинов-всадников, найденные на Афросиабе (городище древнего Самарканда, VI—VIII века), имеют головные уборы в виде круглых шапочек с геометрическим орнаментом из полуколец с выпуклыми кружками внутри. Круглая шапочка с подвесками, опускающимися на лоб, имеется и на женской терракотовой статуэтке из Афросиаба. На территории Самарканда и Самаркандской области и поныне тюркское слово калпок (колпак) служит для обозначения тюбетейки.
Миниатюры XV—XVI веков показывают, что шапочки из ткани были популярны и в последующие периоды истории. Их носили представители всех социальных слоев общества. В фондах Государственного музея истории Узбекистана хранится редчайший экземпляр кулоха (ранняя разновидность конусообразных простеганных тюбетеек), принадлежавший видному духовному лицу, бухарскому законоведу XVII века шейху Мавлоно Шарифу.
Кульминации развитие искусства тюбетейки достигает в конце XIX — середине ХХ века. В этот период создаются изящные и оригинальные экземпляры, отразившие основные эстетические идеалы эпохи. В это время тюбетейки носило почти все коренное население Узбекистана: мужчины, девушки, молодые женщины, дети. Исключение составляли пожилые женщины. Широкое распространение тюбетеек придало их пошиву массовый характер. Огромное число мастериц унаследовало традиции вышивального искусства предыдущих поколений и развило в них черты, отвечавшие их собственному пониманию прекрасного.
Первоначально тюбетейки имели коническую форму и широкие борта. Начиная с 1920-х годов формы меняются, становятся разнообразными: островерхие, конусообразные, полусферические, круглые, четырехгранные. Они могут иметь высокий или низкий бортик, отделанный вышитой или однотонной тесьмой, лентой из шелка, бархата и других тканей, иногда добавляются длинные или короткие кисточки. Чаще всего среди узбекских тюбетеек встречаются четырехгранные, символизирующие четыре стороны света. Мужские тюбетейки шьют главным образом из черного сатина или бархата, женские — из разноцветного шелка, бархата и парчи.
Опытные мастерицы используют множество разнообразных швов. Босма, или «сюзанный», кандахаёл, хомдузи, йурма, ироки. Техника пилтадузи — ребра, которые получаются на тюбетейке, когда между верхом и подкладкой по линии стежки вставляются скрученные полоски бумаги или фитильки ваты (пильта), которые обшиваются гладью.
Орнаменты на тюбетейках бывают растительные, зооморфные, геометрические, эпиграфические. Растительные формы и мотивы складываются из цветов, стеблей, листьев, плодов, вьющихся, изгибающихся, кружащихся в мерном ритме, взлетающих, опадающих и вновь взлетающих на гранях тюбетейки. Ирисы, гвоздики, тюльпаны, гребешки, нежные цветы яблони. Гранат, вишня, черешня, миндаль и перец… И как новое направление — геометризованное изображение растительных форм.
Растения на тюбетейках — обращение к природе за силой, здоровьем, богатством. Четыре цветка в верхней части тюбетейки охраняют со всех четырех сторон здоровье мужчины. 16 цветков по кромке — пожелание иметь большую семью. За плодородие «отвечает» миндалевидный мотив бодом, калампир (стручковый перец). Пестрые птички врываются в растительные узоры, олицетворяя народное представление о счастье. Среди зооморфных орнаментов часто встречается изображение бараньих рогов — символа силы, мужества, защиты. Узор илон изи (след змеи) играет роль оберега. Изображение рыбы символизирует женскую плодовитость. Геометрические мотивы тесно связаны с земледельческими культами. Иногда в узорные композиции органично вплетается арабская вязь. Названия многих тюбетеек соответствуют украшающим их узорам: чоргул, бодомча, атиргул, капалак, товус, окпар, пахта, садбарг, гулибарг, гулихафтбарг, гулбодом, гулигунча, мажнунтол, кыркаяк, курбака нусха, бахор, Навруз.
Форма, цвет и орнамент тюбетейки отражают особенности уклада жизни населения той или иной местности. Различают шесть основных групп тюбетеек: ташкентскую, ферганскую, самаркандскую, бухарскую, кашкадарьинско-сурхандарьинскую и хорезмско-каракалпакскую.
Особую популярность в Ташкенте получила тюбетейка, вышитая крестом. Основной элемент узора в ней — веточка розы, нежного, воспетого поэтами Востока цветка, вышитая темно-красным шелком в сочетании с густо-розовым. Фон чаще всего белый. Уникальны и ташкентские праздничные тюбетейки со сложным сплошным узором, расшитым мельчайшими швами чакматур. Кроме того, Ташкент — родина нескольких разновидностей тюбетеек из бархата. Больше всего распространены в Ташкенте мужские тюбетейки чустского типа.
Знаменитая чустская тюбетейка тус дуппи имеет черный фон и белый узор из четырех стручков перца (калампир), на околыше — ряд из 16 арочек. Ее лучшие образцы отличает тончайшая отделка и вышивка цветными нитями и бисером. Вышивка белым шелком на темном фоне олицетворяет чистоту сердца и души мужчины. Чустская тюбетейка приобрела значение национального головного мужского убора. Чустские тюбетейки, изготовленные в Намангане, характеризуются короткими и круто изогнутыми элементами орнамента (полный миндаль с коротким и резко согнутым усиком) и значительной высотой околыша. «Стручки перца» на маргиланской тюбетейке чустского типа — удлиненные, плавные, тонкие.
Особенностью маргиланских женских тюбетеек является вышивка сплошным швом ироки и узор «цветущий куст», на ветвях которого иногда помещаются зеленые или синие птички-«соловьи» (символ счастья). В Маргилане их называют булбул нусха. В узорах тюбетеек ироки могут помещаться отдельные слова или целые фразы, женские и мужские имена. Окпар (белые перья) — разновидность кокандской тюбетейки с вышитым на черном фоне в четырех секторах парным «миндалем» в обрамлении зубчатой каймы. В Андижане получили распространение тюбетейки с белым орнаментом по зеленому бархату. Также в Ферганской долине встречаются четырехгранные тюбетейки из светлой парчи.
В узорах самаркандских тюбетеек преобладают прямые линии или многолепестковые розетки (офторбласт — подсолнечник, кучкорок — бараний рог). Ургутская тюбетейка представляет собой разновидность самаркандского калпок. Ее отличает широкий околыш и маленькая плоская макушка. Для изготовления бухарских золотошвейных тюбетеек применяется только гладкий цветной бархат. Основным материалом служат металлические нити калебатун («золотая нитка»). Применяются также цветной крученый и некрученый шелк, аппликации из бархата и шелка, рельефные розетки кубба и кубба олмаси из золотых нитей, имитирующие золотые украшения. Используются в основном растительные мотивы: бодом (миндаль), турунж (померанец), розетки, пальметты и геометрические — круги, ромбы и другое. Во многих районах Сурхандарьинской области шьются тюбетейки пилтадузи. Розетка на них обычно имеет вид звезды с остроконечными лучами. Своеобразна круглая шахрисабзская ковровая тюбетейка гилам дуппи. Крупный, несколько угловатый орнамент, яркие, звонкие сочетания цветов придают неповторимое очарование байсунским тюбетейкам. Своеобразны хорезмские тюбетейки тайха, тахья, чумакли тахья, куш. Тюбетейки каракалпаков — такыя, токыма такыя, макал такыя — имеют куполообразную форму и снабжены широким околышем.
Узбекские тюбетейки заслуженно пользуются широкой известностью во всем мире. Их производство широко развито и в наши дни. Активно используются традиционные народные мотивы, все богатство приемов, накопленных многочисленными поколениями мастериц, и сложившиеся на протяжении веков представления о красоте и гармонии.
Лариса ЛЕВТЕЕВА,
искусствовед.
Рекомендуем
Популярное
- В творческом расцвете
- О дополнительных мерах по дальнейшему развитию государственного языка
- Мухаммад Абунайян: «Я не встречал лидера, который бы так искренне любил свой народ, как Вы»
- Обновлен рейтинг ФИФА
- Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с активом и ветеранами профессиональных союзов Узбекистана
- Белый дом опубликовал текст декларации о прекращении огня в Газе
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment