Как карантин повлиял на социальное самочувствие электората?

иллюстративное фото
Начиная с 15 марта введения первых ограничений, направленных на предотвращение распространения коронавирусной инфекции, был организован мониторинг по влиянию карантина на социальное самочувствие электората НДП Узбекистана.
Изучались сообщения в СМИ, новостных сайтах и социальных сетях, в том числе отклики граждан на происходящие события и меры, принимаемые по локализации инфекции, а также размещаемые комментарии к информационным сообщениям на сайтах.
Результаты мониторинга показали, что принятые решения, предусматривающие поэтапное осуществление карантинных мероприятий, по мнению избирателей, позволяют обеспечить выявление и изоляцию в карантинных зонах граждан, являющихся носителями коронавирусной инфекции, а также лиц, контактировавших с ними. Благодаря четко и эффективно проводимым мероприятиям, удалось своевременно обезопасить многие регионы нашей страны. Как отмечают граждане, обеспечивается полноценное функционирование всех систем, связанных с жизнеобеспечением населения. Сочетание карантинных мероприятий с продуманной информационной работой практически не вызвало панических настроений.
Одобрение и поддержку населения встретили обращения Президента Шавката Мирзиёева к народу в ходе видеоселекторных совещаний, проведенных в марте и апреле.
Важное значение для повышения информированности населения и формирования ответственного отношения людей к осуществляемым карантинным мероприятиям имели оперативное открытие и системная организация работы единого call-центра 1003, сайта coronavirus.uz, информационных и официального telegram-каналов Министерства здравоохранения, а также telegram-бота, посвященного болезни.
Большую роль в разъяснении ситуации сыграли брифинги, ежедневно проводимые в штабе Агентства информации и массовых коммуникаций с участием министров здравоохранения, юстиции, главного государственного санитарного инспектора, директора Агентства санитарно-эпидемиологического благополучия, представителей МВД и других.
Мониторинг показал, что систематическое информирование о принимаемых мерах противодействия распространению коронавирусной инфекции оказывает позитивное воздействие на социальное самочувствие населения и общественное сознание. За прошедший период заметно изменилась тональность публикаций в социальных сетях и комментариев граждан к материалам, публикуемым на новостных сайтах в интернете. Заметно снизилась активность распространения фейковых новостей по теме.
Основная масса представителей электората НДП Узбекистана поддерживает ограничительные меры, принимаемые официальными уполномоченными органами в целях предотвращения распространения пандемии. В то же время отдельные посетители информационных сайтов задают вопросы, касающиеся правового регулирования мероприятий. Некоторые выражают недовольство введенными ограничениями, ставят под сомнение их законность.
Наиболее часто спрашивают об отличии самоизоляции и карантина, ответственности за их нарушение, об обязательности самоизоляции, правах силовых органов, законности ограничений на использование транспорта, велосипедов и законодательных основах действий сотрудников правоохранительных органов.
В отдельных комментариях проявляется определенное недопонимание ситуации, произвольное толкование карантинных мер, осуществляемых соответствующими уполномоченными органами. Так, при введении ограничительных мер на выход из дома людей старше 65 лет, имеющих хронические заболевания, некоторые посетители новостных сайтов высказывали суждения о том, что люди этой возрастной группы являются переносчиками опасной инфекции. Были случаи негативного отношения к первым из заболевших, сопровождавшиеся даже призывами к привлечению их к уголовной ответственности за распространение инфекции, а в некоторых комментариях сыпались угрозы в их адрес.
В комментариях выражается беспокойство пенсионеров по поводу перевода выплаты пенсий на пластиковые карты. С одной стороны, они опасаются, что не смогут при необходимости получить наличные в банкоматах, с другой, беспокоятся, что их выход из дома к ближайшему банкомату может быть истолкован как выход из дома без крайней необходимости.
На ежедневно проводимых в штабе Агентства информации и массовых коммуникаций брифингах оперативно даются исчерпывающие разъяснения по этим и другим, возникающим у населения вопросам.
Однако подобные вопросы у представителей электората партии продолжают возникать, что говорит о необходимости принятия дополнительных мер информационно-разъяснительного характера.
Как показал мониторинг ряда новостных сайтов, обсуждение волнующих людей вопросов проходит на бытовом уровне. Среди комментаторов практически нет депутатов, представителей профсоюзов, Союза молодежи, других институтов гражданского общества. Активность представителей депутатского корпуса и указанных общественных институтов в социальных сетях и новостных сайтах, как правило, ограничивается их собственными интернет-ресурсами и аккаунтами, которые многократно уступают по посещаемости новостным сайтам, telegram-каналам и страницам известных блогеров. Этот вывод во многом справедлив и для интернет-ресурсов НДП Узбекистана.
На местах не на должном уровне ведется разъяснительная и другая информационная работа многих органов самоуправления граждан, которая вполне могла быть организована в дистанционном формате посредством обычной телефонной связи и путем расклейки соответствующих листовок и плакатов в местах проживания граждан. Наряду с этим в определенных комментариях на новостных сайтах, вопросах, задаваемых людьми через официальные telegram-каналы, прослеживаются тревога, неуверенность в завтрашнем дне, пессимистические оценки происходящего. Находясь в вынужденной изоляции, многие люди испытывают психологический стресс под влиянием непрерывных сообщений по внутренним и внешним информационным каналам, потока новостей, акцентированных на пандемии и ее негативном влиянии.
В связи с изменением привычного образа жизни стресс испытывают люди в возрасте старше 65 лет, в отношении которых действуют наиболее жесткие ограничения режима самоизоляции. Они лишены привычного круга общения. Также в связи с вводимым с мая переводом выплаты пенсий на пластиковые карты у пенсионеров, многим из которых больше 65 лет, неизбежно возникает необходимость в контроле поступления и расходования средств на пластиковой карте, что можно сделать либо через подключение услуги смс-информирования, либо, при отсутствии у них мобильной телефонной связи, через банкоматы или терминалы в торговых точках. Проведенные в ходе мониторинга выборочные контакты с несколькими районными отделениями Народного банка в Ташкенте показали, что это финансовое учреждение не будет при доставке карт пенсионерам подключать и активировать услугу смс-информирования, так как по существующим условиям это можно сделать только через банкоматы.
Еще одной группой населения, испытывающей негативное воздействие на социальное самочувствие, являются люди с инвалидностью. Им значительно труднее соблюдать социальную дистанцию. В публикациях отдельных новостных сайтов отмечается, что многие из них в условиях вынужденной приостановки предприятий остались без работы, в условиях карантина практически не действует трехпроцентная квота, остановил свою деятельность ряд специализированных учебно-производственных предприятий при обществах слепых и глухих, не рассчитанных на организацию надомного труда инвалидов. Многие люди с инвалидностью по зрению и слуху не имеют полноценного доступа к источникам информации, в особенности к ресурсам интернета.
Открытый во второй декаде апреля в Ташкенте доступ через «горячую линию» социальной поддержки по короткому номеру 1197 к помощи профессиональных психологов также не решает в полной мере вопроса психологической реабилитации нуждающихся в ней людей. Многие в своих комментариях в социальных сетях и на новостных сайтах указывают на практическую невозможность дозвониться по данному номеру и получить необходимую помощь. В этой связи представляется важным, чтобы соответствующие уполномоченные органы рассмотрели вопросы по повышению эффективности мер по социальной поддержке населения, определенных Президентом страны на состоявшемся 20 апреля видеоселекторном совещании.
В свою очередь члены фракции НДПУ предлагают организовать систематическую психологическую поддержку населения путем проведения соответствующих консультаций профессиональными психологами через национальные телевизионные каналы подобно тому, как организовано дистанционное обучение воспитанников детских дошкольных учреждений, учащихся школ и студентов.
В рамках принимаемых государством мер по социальной помощи малообеспеченным семьям и социально уязвимым слоям населения необходимо рассмотреть на уровне соответствующих уполномоченных органов вопрос о расширении мер по поддержке общественных объединений инвалидов и созданных при них учебно-производственных предприятий, включая рассмотрение дополнительных возможностей организации работы таких предприятий в режиме надомного труда и создания в них дополнительных рабочих мест для организации посильной трудовой занятости людей с инвалидностью.
Также важно повысить эффективность мер социальной поддержки, оказываемой малообеспеченным семьям и одиноким престарелым гражданам, путем расширения каналов единой линии социальной помощи 1197 и доведения числа операторов до оптимального уровня, обеспечивающего своевременное реагирование на каждый поступающий звонок.
Одновременно было бы правильным по линии органов самоуправления граждан принять дополнительные меры, чтобы обеспечить включение в списки нуждающихся на получение социальных пособий из Единого координационного центра всех малообеспеченных и одиноких престарелых граждан, проживающих на соответствующих территориях. Кроме того, следует принять меры по подключению пластиковых карт пенсионеров к услуге смс-информирования, своевременному информированию людей, не являющихся абонентами мобильной связи, о перечислении пенсий, движении средств на их пенсионных картах. Также предложить национальным операторам мобильной связи рассмотреть вопрос об открытии на период действия карантинных мер льготных тарифов для пенсионеров с нулевой ставкой оплаты за получение смс-сообщений о пополнении баланса.
Важно также, чтобы до 1 мая Пенсионным фондом и банками совместно с органами самоуправления граждан были приняты необходимые меры по выявлению всех получателей пенсий и социальных пособий из Пенсионного фонда, которые в силу сложившихся обстоятельств не проживают по месту постоянной прописки (например, временно проживают у близких родственников), в связи с чем им не были доставлены пенсии и пособия в апреле 2020 года (проведенный мониторинг указывает на наличие подобных фактов на территориях отдельных органов самоуправления).
Фракция Народно-демократической партии Узбекистана всецело поддерживает дополнительные меры социальной поддержки населения, которые определены главой государства на состоявшемся 20 апреля видеоселекторном совещании. Практическое решение поставленных задач в полной мере отвечает социальным интересам и жизненным потребностям уязвимых слоев населения, которые являются основным электоратом НДП Узбекистана. Это обязывает партию в целом и ее депутатский корпус на местах принять активное участие в осуществлении намеченных мер.
Улугбек ВАФАЕВ,
депутат Законодательной палаты Олий Мажлиса
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment