Информация о восемнадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

09:40 29 Август 2021 Политика
1313 0

27 августа 2021 года в Ташкенте продолжилась работа восемнадцатого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В заседании, которое прошло в формате видео-конференц-связи, приняли участие члены Сената, ответственные сотрудники правительства, руководители министерств и ведомств, а также работники средств массовой информации.

Пленарное заседание вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Работа пленарного заседания транслировалась в прямом эфире на официальном веб-сайте Сената Олий Мажлиса и его страницах в социальных сетях.

Сначала сенаторы заслушали информацию директора Агентства по кадастру при Государственном налоговом комитете Республики Узбекистан о состоянии исполнения актов законодательства в данной сфере.

Обеспечение рационального и эффективного использования земель в установленных целях, охрана земель, полноценное ведение Единой системы государственных кадастров являются важнейшими задачами государства.

В последние годы особое внимание уделяется рациональному использованию и охране этого ресурса, обеспечению законности в сфере земельных отношений. В частности, за счет внедрения информационных технологий повышается открытость и прозрачность процедуры землеотвода, устраняются бюрократические барьеры на местах.

К сожалению, в земельных отношениях до сих пор наблюдаются случаи хищения, коррупции. Каждый день из средств массовой информации и социальных сетей мы получаем информацию о незаконной продаже земли.

В частности, в 2020 году в суд направлено 46 уголовных дел в отношении 67 должностных лиц Агентства по кадастру, ущерб составил 550 миллионов сумов. Кроме того, за по­следние шесть месяцев 2021 года возбуждено 24 уголовных дела в отношении 48 работников Агентства по кадастру. В результате государственным и общественным интересам нанесен ущерб в размере 1,3 миллиарда сумов.

Только в 2020 году примерно в 50 тысячах случаев по республике были самовольно за­хвачены 11 200 гектаров земли, на 3 200 гектарах из которых незаконно построены жилые дома. 99 процентов из них — орошаемые плодородные земли сельскохозяйственного назначения.

За последние семь месяцев 2021 года в 11 214 случаях также самовольно захвачено более 2 000 гектаров земель. Соответствующими органами было устранено лишь 1 188, или 10,5 процента, этих правонарушений.

В кадастровой базе не установлено право собственности более 2 миллионов 746 тысяч объектов недвижимости, не прошедших государственную регистрацию.

Кроме того, 1 123 улицы в стране остались безымянными в результате того, что не завершена соответствующими ведомствами работа по включению названий географических объектов в государственный реестр. Это в свою очередь создает трудности в определении адресов граждан различными организациями, в частности, службами скорой помощи, правоохранительными органами, что вызывает справедливые нарекания населения.

Требования Положения о порядке предо­ставления в долгосрочную аренду земель фермерским хозяйствам не выполняются в полной мере районными хокимиятами и кадастровыми отделами.

Кроме того, по состоянию на 5 августа 2021 года в республике из 90 690 договоров аренды фермерских хозяйств 2 916 не оформлены полностью. Это в свою очередь приводит к различным земельным спорам между фермерскими хозяйствами и районными хокимиятами.

Агентством по кадастру допущены недостатки и в обеспечении открытости и прозрачности своей деятельности. Не было свое­временно размещено 55,5 процента общей информации, подлежащей размещению в открытых базах данных Республики Узбекистан (data.gov.uz).

На пленарном заседании Агентству по кадастру даны рекомендации и предложения по разработке соответствующих мер по устранению выявленных недостатков в этой сфере.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

Затем рассмотрен вопрос осуществления парламентского контроля за исполнением мероприятий по реализации специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 18 мая 2021 года «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».

С учетом того, что трагедия Аральского моря по масштабу своих негативных гуманитарных, экологических и социально-экономических последствий является не только региональной, но и планетарной проблемой, одной из важнейших задач считается снижение ее негативного воздействия, сохранение генофонда в регионе Приаралья. В этом направлении новый Узбекистан наряду с осуществлением широкомасш­табных реформ по обеспечению экологической стабильности и социально-экономическому развитию региона Приаралья выдвигает множество инициатив в авторитетных международных и региональных организациях.

Ярким примером этого является принятие по инициативе Президента на 75-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 18 мая 2021 года специальной резолюции «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».

В целях обеспечения практической реализации приоритетных задач, определенных в резолюции, 29 июля 2021 года принято постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по реализации специальной резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций от 18 мая 2021 года «Об объявлении региона Приаралья зоной экологических инноваций и технологий».

Документом утверждена «Дорожная карта» на 2021—2024 годы, состоящая из 7 направлений по широкому внедрению в отрасли экономики Приаралья современных ресурсосберегающих и высокоэффективных инновационных технологий, обеспечению экологической устойчивости, проведению научных исследований и внедрению в практику научно-инновационных разработок, а также развитию международного сотрудничества.

Вместе с тем постановлением утверждены 65 приоритетных инновационных проектов, реализация которых запланирована в 2021—2024 годах, благодаря чему будет создано 4 500 новых рабочих мест.

Кроме того, палатам Олий Мажлиса, в том числе Сенату, рекомендовано также установить действенный и регулярный парламентский конт­роль за результативностью работы, осуществляемой в рамках данного постановления и резолюции. В этой связи важным является осуществление мониторинга своевременного и качественного исполнения министерствами и ведомствами, а также местными органами власти мероприятий, предусмотренных настоящим постановлением, своевременное выявление и устранение возможных проблем при глубоком анализе их исполнения членами Сената, а также заслушивание информации ответственных исполнителей по вопросу о реализации меро­приятий и их результативности.

На заседании определены основные направления осуществления парламентского контроля. Кроме того, подчеркивалась целесообразность проведения непрерывного и системного мониторинга за исполнением мероприятий, направления парламентских запросов правительству и ответственным работникам, организации изучения на местах при участии депутатов и сенаторов, разъяснения среди населения сути и значимости резолюции, результативности работы, осуществляемой в рамках ее задач, и широкой пропаганды в СМИ.

На соответствующие комитеты Сената также возложены задачи по развитию международного сотрудничества и привлечению иностранных инвестиций для реализации меро­приятий, формированию и координации внутренних источников финансирования мероприятий, развитию институциональной базы внед­рения экологических инноваций и технологий в регионе Приаралья. Акцентировано внимание на работе, которая должна проводиться в таких важных направлениях, как обеспечение экологической стабильности, внедрение инновационных технологий в отраслях экономики, развитие науки.

Кроме того, в ходе заседания сенаторами обсужден вопрос, поднятый в ходе встречи Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева с предпринимателями, состоявшейся 20 августа текущего года. В нем особое внимание было уделено Республике Каракалпакстан по привлечению предпринимателей из других регионов для дальнейшего развития предпринимательства, предоставления им различных льгот и преференций.

Помимо этого, Кабинету Министров поручено в месячный срок разработать «Дорожную карту» стабильного многостороннего развития региона Приаралья, предусмотреть в ней проекты, реализуемые субъектами предпринимательства из других регионов под девизом «Осуществляйте бизнес в Каракалпакстане», а также внести предложения по предоставлению им различных льгот и преференций.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

После этого сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О страховой деятельности».

Документ направлен на регулирование страховой деятельности, внедрение передового международного опыта в данную сферу, защиту прав и законных интересов потребителей в области страхования. Предусматривается также повышение страховой культуры населения одновременно с увеличением и обеспечением устойчивости видов страхования.

В законе четко определены права и обязанности профессиональных участников страхового рынка (страховых организаций, страховых брокеров, аджастеров, ассистансов, актуариев, сюрвейеров).

Законодательно также закрепляется процесс заключения договоров страхования в электронном виде через интернет.

Ряд новых норм документа важен тем, что направлен на укрепление защиты прав потребителей страховых услуг и других субъектов страховой деятельности, повышение страховой грамотности населения и укрепление их доверия к страхованию, обеспечение открытости и прозрачности страхового рынка. Следует также отметить, что всесторонне разработанный закон основан на проверенной национальной практике и международных принципах в области страхования.

В целом закон направлен на решение многих задач в области страхования. В частности, данным законом охватываются такие вопросы, как оживление деятельности профессиональных участников страхового рынка, а также развитие и расширение инфраструктуры страхового рынка путем повышения роли профессиональных участников общего страхового рынка, укрепление защиты прав потребителей страховых услуг и других субъектов страховой деятельности, повышение грамотности и доверия населения к ним, обеспечение открытости и прозрачности страхового рынка.

Закон одобрен сенаторами.

Затем сенаторы рассмотрели Закон Республики Узбекистан «О сельскохозяйственном кооперативе».

Отмечено, что данный закон служит целям регулирования отношений в области организации деятельности сельскохозяйственных кооперативов, их реорганизации и ликвидации.

Сельскохозяйственный кооператив является одной из форм производственного кооператива, считается коммерческой организацией.

Законом закрепляются основные принципы деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Кроме того, устанавливаются механизмы создания сельскохозяйственного кооператива, в частности, порядок создания и государственной регистрации кооператива, выделения земельных участков сельскохозяйственным кооперативам и пользования ими, а также требования к уставу сельскохозяйственного кооператива.

Вместе с тем предусматриваются нормы, касающиеся порядка создания органов управления, исполнительных органов, наблюдательного совета кооператива и их полномочий, порядка созыва собраний и принятия решений.

Закон закрепляет правовые основы источников формирования имущества сельскохозяйственного кооператива, паевых взносов и паевого фонда, распределения прибыли и убытков, имущественной ответственности кооператива и его членов.

Кроме того, раскрываются вопросы членства в сельскохозяйственном кооперативе. В частности, отмечается, что членами сельскохозяйственного кооператива могут быть физические лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста, а также юридические лица, соответствующие требованиям устава сельскохозяйственного кооператива.

Устанавливаются также механизмы осуществления контроля за деятельностью сельскохозяйственного кооператива. В частности, устав сельскохозяйственного кооператива может предусматривать создание ревизионной комиссии кооператива, то есть избрание ревизора.

Благодаря реализации настоящего закона будет создана правовая основа формирования кооперативных отношений в сельском хозяйстве, развиваться деятельность кооперативов, осуществляться полное правовое регулирование отношений между хозяйствующими субъектами.

Закон одобрен сенаторами.

После этого обсужден Закон Республики Узбекистан «Об установлении Дня сотрудников органов Службы государственной безопасности Республики Узбекистан».

На пленарном заседании отмечена неоценимая роль Службы государственной безопасности в обеспечении мирной, спокойной жизни и безопасности населения нашей страны.

Данным законом предусматривается установление 26 сентября Днем сотрудников органов Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

По инициативе Президента Шавката Мирзиёева 5 апреля 2018 года принят Закон «О Службе государственной безопасности Республики Узбекистан». Документом создана прочная правовая основа деятельности Службы, определены необходимые организационно-правовые механизмы. Благодаря этому создан прозрачный, защищающий интересы государства и народа орган, соответствующий политике Президента страны по демо­кратизации системы государственной власти и управления.

Поэтому Законом Республики Узбекистан «Об установлении Дня Службы государственной безопасности Республики Узбекистан» от 2 октября 2018 года 5 апреля было установлено профессиональным праздником Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

Сегодня празднование 5 апреля в качестве Дня Службы государственной безопасности (30-летия Службы) вызывает противоречия при учете деятельности органов государственной безопасности, так как за прошедшие годы (2006, 2011 и 2016 годы) к торжественным юбилеям Службы приглашались иностранные партнеры Службы государственной безопасности и им вручались памятные знаки.

Поэтому логично, чтобы после празднования 30-летия государственной независимости Республики Узбекистан 26 сентября отмечался праздник 30-летия Службы государственной безопасности.

В результате принятия данного документа Закон «Об установлении Дня Службы государственной безопасности Республики Узбеки­стан», принятый 2 октября 2018 года, утратит силу, и 26 сентября будет отмечаться в нашей стране как День сотрудников органов Службы государственной безопасности Республики Узбекистан.

Одобрение данного закона позволит повысить морально-психологический настрой сотрудников Службы государственной безопасности, еще больше усилить чувство гордости за Службу, сохранить традиции «устоз—шогирд» среди поколений, проявить уважение и почет к ветеранам Службы, а также укрепить имидж органов государственной безопасности среди зарубежных партнеров.

Закон одобрен сенаторами.

Затем на пленарном заседании обсужден Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан».

Документ послужит совершенствованию соответствующих нормативных актов, дальнейшей поддержке субъектов предпринимательства, смягчению негативного воздействия пандемии коронавируса на экономику, увеличению количества высокообразованных специалистов, желающих работать в бюджетных организациях отдаленных районов, и повышению доходов населения.

В частности, закон продлевает до 1 января 2022 года период применения временных льгот, предоставленных для поддержки туризма, который является одной из сфер, испытывающих экономические трудности во время пандемии.

Закон также предусматривает освобождение от уплаты сбора за приобретение или временный ввоз на территорию Республики Узбекистан автотранспортных средств, приводимых в движение только электрическим двигателем, (электромобилей).

Кроме того, до 1 января 2024 года вновь создаваемым субъектам предпринимательства, осуществляющим виды деятельности, определенные как «точки роста» для каждого района и города Республики Каракалпакстан, предоставляется 50-процентная скидка на налоги на прибыль и воду.

Документом устанавливаются отдельные налоговые ставки для некоторых территорий Республики Узбекистан, расположенных в других странах.

В частности, по налогу на прибыль, налогу на доходы физических лиц, социальному налогу (кроме бюджетных организаций) и налогу с оборота устанавливается ставка налога в размере 1 процента для Сохского района, схода граждан махалли «Чунгара» Риштанского района, сходов граждан махаллей «Шахимардан», «Ёрдон» и «Хосилот» (улица Тоштепа) Ферганского района Ферганской области.

Настоящий закон призван смягчить негативное влияние пандемии коронавируса на отрасли экономики и повысить доходы населения, систематизировать нормативно-правовые акты, регулирующие отношения в соответствующих сферах.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбеки­стан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Законом вводятся новшества и изменения в некоторые процессы в сфере обороны. В частности, в статью 21 Закона Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе» предусматривается внести изменения в целях предоставления возможности призыва на военную службу или прохождения службы в мобилизационном призывном резерве призывников — детей нетрудоспособных, но имеющих хорошие семейно-материальные условия родителей с их согласия.

Согласно постановлению Президента Республики Узбекистан от 6 марта 2020 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию порядка призыва граждан Республики Узбекистан на военную службу» в практику внедрена система создания соответствующих комиссий по призыву граждан на срочную военную службу и альтернативную службу, зачислению на службу в мобилизационный призывной резерв.

Это требует внесения изменений в ряд статей Закона «О всеобщей воинской обязанности и военной службе», то есть в статьи 18, 20, 21, 38 и 46.

Кроме того, пересмотрено Временное положение о материальной ответственности военнослужащих за ущерб, причиненный государству, утвержденное соответствующим постановлением Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства по чрезвычайным ситуациям и Службы национальной безопасности от 12 мая 2006 года, нормы, предусмотренные в нем, переносятся в Закон Республики Узбекистан «О всеобщей воинской обязанности и военной службе».

Принятие закона послужит дальнейшему совершенствованию законодательства страны в области обороны, совершенствованию и унификации законодательных актов, касающихся прохождения военной службы гражданами, а также единообразному толкованию понятий, терминов и наименований, используемых в данной сфере.

Закон обеспечит и безопасность граждан, общества и государства, а также защиту прав и интересов граждан при участии в обеспечении обороны страны.

Закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании также обсужден Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О Высшем судейском совете Республики Узбекистан».

В последние годы в стране проводится по­следовательная работа по дальнейшему совершенствованию судебной системы, усилению мер по надежной защите прав и законных интересов граждан, эффективному обеспечению правосудия и повышению роли судейского сообщества, в том числе подлинной независимости судей.

Отмечалось, что обсуждаемым сенаторами законом вносятся следующие изменения и дополнения:

налаживание освещения процесса отбора кандидатов на вакантные должности судей через мировую информационную сеть интернет (в том числе веб-сайт);

разработка и внедрение четких критериев, обеспечивающих открытую и прозрачную оценку эффективности деятельности судей посредством электронных рейтингов;

соответствующие изменения в полномочия заместителя председателя Высшего судей­ского совета и другие важные правила.

Принятие закона будет способствовать дальнейшему совершенствованию механизмов обеспечения судейского корпуса наиболее достойными кадрами на основе открытости и прозрачности, повысит уровень доступа граждан к правосудию за счет обеспечения независимости судей и будет способствовать дальнейшему развитию механизмов раннего выявления и предупреждения коррупционных случаев в судебной системе.

Закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с созданием более благоприятных условий для обращения в суд и внедрением порядка упрощенного производства в гражданском процессе».

В результате реформ современные информационно-коммуникационные технологии получили более широкое распространение в судебной деятельности. Благодаря созданным удобствам уровень доступа граждан к правосудию значительно, резко повысился. Современные информационно-коммуникационные технологии, внедренные в судебную деятельность, способствуют росту престижа страны в международных рейтингах и улучшению ее позиции.

Сегодня, несмотря на внедрение в судебной системе информационной системы «E-XSUD» с использованием возможностей современных информационных технологий, требуется четко определить правовые нормы, предусматривающие дальнейшее регулирование законов и подзаконных актов, в том числе новую организацию системы работы с обращениями физических и юридических лиц.

Законом вносится ряд изменений и дополнений в 5 кодексов, то есть в Уголовно-процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс, Экономический процессуальный кодекс, Кодекс об административной ответственности и Кодекс об административном судопроизводстве.

В частности, в связи с созданием возможности получения судебных документов судьей по номеру дела через информационную систему «E-XSUD» исключаются нормы о необходимости приложения копий судебных актов, заверенных судом, которые предусмотрены по содержанию апелляционных и кассационных жалоб и основаниям их возвращения.

Внесенный в Экономический процессуальный кодекс и дающий сегодня положительный результат институт упрощенного производства также вносится в Гражданский процессуальный кодекс.

Принятие закона еще больше повысит доверие физических и юридических лиц к правосудию, сэкономит их излишние расходы.

Это также будет способствовать сокращению бюрократических барьеров и внедрению современных принципов управления в деятельность государственных органов и организаций, в то же время восполнит некоторые пробелы в законодательстве и повысит престиж страны в международных рейтингах.

Закон одобрен сенаторами.

После этого сенаторы обсудили Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

Отмечалось, что в нашей стране принимаются комплексные организационно-правовые меры по обеспечению верховенства закона и реализации конституционных прав граждан.

Этот процесс продолжается и требует дальнейшего регулирования закона и подзаконных актов. Закон состоит из 14 статей. В соответствии с ним изменения и дополнения вносятся в 7 кодексов и 5 законов.

Сенаторы отметили, что данным документом определяется обязательность соблюдения собственником и (или) оператором при обработке персональных данных граждан Республики Узбекистан с использованием информационных технологий, в том числе во всемирной информационной сети интернет, требований по сбору, систематизации и хранению персональных данных на технических средствах, физически размещенных на территории Республики Узбекистан и в базах данных, зарегистрированных в установленном порядке в Государственном реестре баз персональных данных.

Согласно Закону «О Национальной гвардии Республики Узбекистан», в частях Национальной гвардии наряду с военнослужащими есть также сотрудники со специальными званиями. Однако, хотя многие законы содержат нормы о военнослужащих Национальной гвардии и сотрудниках органов внутренних дел, в них не упоминаются сотрудники Национальной гвардии. Поэтому соответствующие дополнения, связанные с сотрудниками Национальной гвардии, вносятся в законы «О государственном пенсионном обеспечении граждан» и «О погребении и похоронном деле», в Кодекс об административной ответственности, в Бюджетный и Налоговый кодексы.

Кроме того, норма, касающаяся нарушения законодательства о бухгалтерском учете, приводится в соответствие с другими нормативными актами. То есть вносятся изменения в Кодекс об административной ответственности и Закон «О бухгалтерском учете».

В связи с тем, что личная неприкосновенность человека является высшей ценностью, внесение в законодательство этих изменений и дополнений служит предупреждению незаконного получения, обработки, хранения, распространения личных данных физическими и юридическими лицами под угрозой ответственности и в целом повышению эффективности законной работы с персональными данными.

Закон одобрен сенаторами.

Далее сенаторы рассмотрели вопрос об изменении границ Зангиатинского, Юкоричирчикского, Уртачирчикского и Кибрайского районов Ташкентской области и Сергелийского, Бектемирского, Мирзо-Улугбекского и Яшнабадского районов города Ташкента, а также Ташкентской области и города Ташкента.

В текущем году глава государства неодно­кратно посещал город Ташкент и Ташкент­скую область с целью ознакомления с ходом осуществляемых на местах созидательной и благоустроительной работы, социально-экономических реформ, общения с народом.

В ходе визитов инициировано изменение границ Зангиатинского, Юкоричирчикского, Уртачирчикского и Кибрайского районов Ташкентской области и Сергелийского, Бектемирского, Мирзо-Улугбекского и Яшнабадского районов города Ташкента, а также Ташкент­ской области и города Ташкента.

Следует отметить, что численность населения города Ташкента по состоянию на 1 июля 2021 года составляет 2 737,2 тысячи человек. Численность населения по сравнению с началом текущего года увеличилась на 42,8 тысячи человек, плотность населения составляет 7 564 человека на 1 км кв. га. Это в свою очередь является причиной возникновения вопросов развития в будущем города Ташкента, расширения его территории.

Ежегодный рост численности населения города Ташкента требует принятия мер по строительству в городе новых объектов социальной сферы, созданию новых производственных и сервисных предприятий, увеличению культурно-досуговых объектов. Подобные проблемы могут быть решены путем постепенного расширения территории города Ташкента.

В связи с этим постановлением Сената, обсуждавшимся на пленарном заседании, предусматривается передача из Ташкентской области городу Ташкенту 7 853,3 гектара земель, из города Ташкента территории Ташкентской области — 171,3 гектара.

Так, из Зангиатинского района Ташкент­ской области 1 827,1 га (из них 424,2 га сельскохозяйственных земель) земель передаются в состав Сергелийского района города Ташкента, из Юкоричирчикского района Ташкентской области 490,0 га (из них 154,2 га сельскохозяйственных земель) — в состав Бектемирского района города Ташкента, из Уртачирчикского района Ташкентской области 1 134,2 га (из них 578,2 га сельскохозяйственных земель) — в состав Бектемирского района города Ташкента, из Кибрайского района Ташкентской области 2 294,6 га (из них 1 090,9 га сельскохозяйственных земель) — в состав Мирзо-Улугбекского района города Ташкента, из Кибрайского района Ташкентской области 2 107,4 га (из них 1 002,6 га сельскохозяйственных земель) — в состав Яшнабадского района города Ташкента, из Сергелийского района города Ташкента 33,8 га земельных площадей — в состав Зангиатинского района Ташкентской области, из Бектемирского района города Ташкента 137,5 га земельных площадей — в состав Юкоричирчикского района Ташкентской области.

Кроме того, выделение для иных целей земель сельскохозяйственного назначения (орошаемых земель), передаваемых в состав города Ташкента, осуществляется в порядке, установленном законодательством.

Народные депутаты, избранные от избирательных округов на соответствующих территориях Ташкентской области, переводимых в город Ташкент, соответственно считаются народными депутатами города Ташкента.

Предусматривается и принятие отдельного постановления правительства по улучшению инженерно-коммуникационной и дорожной инфраструктуры, строительству объектов социальной сферы на территориях, переданных из Ташкентской области в город Ташкент.

Постановлением правительства население, проживающее на передаваемых территориях Ташкентской области и города Ташкента, путем проведения инвентаризации перерегистрировано по новому адресу. Будут пересмотрены прогнозные параметры местного бюджета и социально-экономического развития областей и городов, внесены соответствующие изменения. Изменения вносятся в кадаст­ровые документы на недвижимое имущество населения и юридических лиц. Будут решены такие вопросы, как регистрация транспортных средств населения и юридических лиц, изменение государственных номеров и выдача свидетельств.

По данному вопросу принято соответствующее постановление Сената Олий Мажлиса.

На пленарном заседании также обсужден вопрос о направлении парламентского запроса в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан о состоянии исполнения судебных актов и документов других органов.

Комитетом Сената по судебно-правовым вопросам и противодействию коррупции изучено состояние исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительная практика в данной сфере.

Отмечено, что сегодня в деятельности органов бюро имеются некоторые системные недостатки.

Анализ показал, что по состоянию на 1 января 2020 года в производстве органов бюро находилось 3 788 927 исполнительных документов уголовных, административных, гражданских, экономических судов и других органов на общую сумму 48,7 триллиона сумов.

В течение года окончены и прекращены 2 698 476 исполнительных документов на сумму 34,5 триллиона сумов. Из них фактически взыскано 15,1 триллиона (31 процент) сумов по 2 124 591 (56 процентов) исполнительному документу. В том числе 742 476 исполнительных документов на сумму 7,6 триллиона сумов исполнены с нарушением сроков.

На 1 января 2021 года остался 1 090 451 исполнительный документ на сумму 14,2 триллиона сумов. Из них 368 250 (40 процентов) на сумму 3,2 триллиона сумов — исполнительные документы с просроченным на два месяца сроком.

Кроме того, указано, что согласно нормативным документам на одного исполнителя приходится 19 исполнительных документов в месяц, а в год — 227 исполнительных документов.

По состоянию на 1 января 2021 года в органах бюро работают в общей сложности 2 320 государственных исполнителей. На каждого государственного исполнителя возложено обеспечение исполнения в среднем 470 дел в месяц.

Вместе с тем в правоприменительной практике также имеется ряд проблем и недостатков. Например, в производстве Бюро принудительного исполнения имеются исполнительные документы из судов по гражданским делам о встрече с взыскателем в установленные дни недели.

Но в Законе «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» нет статьи о порядке встречи и исполнения. Трудовым законодательством этот механизм также не предусмотрен. В результате государственные исполнители вынуждены выходить на работу даже в выходные дни для выполнения этих исполнительных дел.

Кроме того, в статье 80 Закона «Об исполнении судебных актов и актов иных органов» предусмотрено 6 очередностей при взыскании. Однако взыскатели — граждане и предприниматели указаны во второй и шестой очередности. Поэтому задолженность, которая должна быть взыскана в пользу граждан и предпринимателей, оказывается невзысканной, что негативно влияет на предпринимательскую деятельность. Эти вопросы подверглись критике.

По итогам обсуждения сенаторами принято соответствующее постановление Сената о направлении парламентского запроса в Бюро принудительного исполнения при Генеральной прокуратуре Республики Узбекистан.

Сенаторы заслушали отчет Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономических реформ о деятельности в 2020 году и первом полугодии 2021 года.

Отмечалось, что комитетом в рамках выполнения задач, предусмотренных в Законе ­«О Сенате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», Стратегии действий, указах и постановлениях, Посланиях Президента Олий Мажлису и Положении о комитете, осуществлена определенная работа. В частности, проведено 76 мероприятий по предварительному рассмотрению законов, правоприменительной практике, осуществлению парламентского конт­роля, организации «круглых столов» и международных конференций.

Также предварительно рассмотрены поступившие из Законодательной палаты 23 закона и внесены в Кенгаш Сената заключения комитета об одобрении 22 из них и отклонении 1 закона. 4 раза заслушаны отчеты и 24 раза — информация руководителей министерств, ведомств и органов государственной власти на местах. На основании предложений комитета по устранению проблем в правительство направлены парламентские запросы.

Около 4 700 обращений, поступивших в Сенат, были рассмотрены комитетом, более 15 тысяч — сенаторами на местах и почти 12 тысяч, или 80 процентов, нашли положительное разрешение.

В отчетном периоде впервые рассмотрено 10 законов, касающихся бюджета и финансовых отношений, проведено 12 контрольно-аналитических мероприятий.

Заслушана информация министра финансов об исполнении Государственного бюджета (4 раза), информация хокимов соответствующих областей об исполнении местных бюджетов (4 раза), министров жилищно-коммунального обслуживания, транспорта и первого заместителя хокима Навоийской области.

Предложения комитета по проделанной работе в этом направлении, в том числе по Закону «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием деятельности Счетной палаты Республики Узбекистан», нашли свое отражение в изменениях, внесенных в Кодекс об административной ответственности.

По направлению денежно-кредитной политики было организовано 4 контрольно-аналитических мероприятия, заслушаны 2 отчета председателя Центрального банка, проведен мониторинг исполнения 1 закона.

Предложения комитета также нашли отражение в соответствующем указе Президента Республики Узбекистан и проекте Национальной стратегии повышения финансовой доступности на 2021—2023 годы.

Комитетом предварительно рассмотрено 13 законов по осуществлению реформ в отраслях экономики и представлены на обсуждение пленарного заседания Сената. Проведен мониторинг состояния исполнения трех законов, организованы «круглые столы», семинары и конференции по развитию отраслей экономики, частного предпринимательства.

Предложения и рекомендации комитета по либерализации экономики и широкому внедрению рыночных механизмов нашли отражение в 3 указах Президента Республики Узбекистан.

Также изучены состояние обеспечения реализации инвестиционных программ, привлечения дополнительных средств в бюджет Андижанской области, состояние комплексного развития Ташкентской области и обеспечения гарантий прав на землю в данной области в соответствии с Земельным кодексом.

Отмечалось, что есть проблемы в деятельности комитета, ждущие своего решения.

В вопросах денежно-кредитной политики необходимо:

продолжить процесс приватизации государственных банков путем продажи государственной доли в банках авторитетным иностранным инвесторам на основе прозрачного конкурса;

разработать и изучить реализацию нацио­нальной стратегии по внедрению «риск-ориентированного» надзора в банках, совершенствованию корпоративного управления, повышению массовости финансовых услуг, применяя международные стандарты и лучшие практики.

В вопросах повышения эффективности экономических реформ целесообразно в качестве приоритетной задачи определить разработку программы макроэкономического развития в 2022—2026 годах, развитие предпринимательства через укрепление кооперационных связей с соседними странами.

На пленарном заседании приняты постановления об утверждении Указа Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы карантина и защиты растений в республике», внесении изменений в состав Верховного суда Республики Узбекистан и утверждении постановлений Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания рассмотрено 18 вопросов, в том числе 8 законов.

На этом восемнадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершило свою работу.

Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.