Заслушан отчет правительства

09:02 13 Август 2025 Политика
113 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Рассмотрен отчет Кабинета Министров о ходе исполнения Государственной программы по реализации Стратегии «Узбекистан-2030» в «Год охраны окружающей среды и «зеленой экономики» за первое полугодие.

По вопросу повестки дня выступил заместитель Премьер-министра Республики Узбекистан, министр экономики и финансов Джамшид Кучкаров.

В рамках приоритетных направлений и целей госпрограммы проведена системная работа по обеспечению благосостояния населения, верховенства закона, экономии водных ресурсов и охране окружающей среды, последовательному продолжению политики, основанной на принципе «Безопасное и миролюбивое государство».

Правительством совместно с министерствами и ведомствами, органами исполнительной власти на местах реализован комплекс мер, налажено эффективное взаимодействие с парламентом.

За первое полугодие валовой внутренний продукт страны увеличился на 7,2 процента. Рыночные услуги выросли на 8,2 процента, промышленное производство — на 6,6 процента, строительные работы — на 10,7 процента, производство сельскохозяйственной продукции — на 4 процента.

За отчетный период освоен 21 миллиард долларов иностранных инвестиций, что в 1,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. За счет запуска 30 проектов стоимостью 2,5 миллиарда долларов создано более 3 тысяч рабочих мест, в 66 районов инвестировано более 50 миллионов долларов.

Доходы Госбюджета увеличились на 27,8 процента и составили 144,2 триллиона сумов. Расходы — в пределах 173,3 триллиона сумов, они возросли на 13,1 процента. На социальные нужды направлено 86,2 триллиона сумов, что на 16,4 процента больше, чем за аналогичный период прошлого года. На поддержку населения и субъектов предпринимательства выделено 14,7 триллиона сумов субсидий.

В 60 махаллях отдаленных и труднодоступных районов, где отсутствуют детские сады, в качестве альтернативной формы дошкольного образования созданы 142 мобильные группы. Уровень охвата детей увеличен до 77 процентов, а охват системой подготовки к школе — до 96 процентов.

По республике введены в строй 35 государственных дошкольных образовательных организаций на почти 5 тысяч мест. Созданы 72 частные школы.

Через «молодежную тетрадь» выделено 121,8 миллиарда сумов. Из них на обучение студентов, нуждающихся в социальной защите, направлено 50,3 миллиарда сумов, на лечение 3 220 лиц с инвалидностью и больных — 4,1 миллиарда сумов. 4 377 молодых людей прошли обучение профессиям, в том числе по научным направлениям, 934 человека трудоустроены. Утверждены «Программы занятости молодежи».

Обучено предпринимательству и профессиям 156 290 соотечественниц, 1 771 женщине оказана помощь по улучшению жилищных условий, еще
99 — обеспечены жильем. Проведены скрининговые осмотры 8,2 миллиона сограждан старше 40 лет и более 3 миллионов детей.

В рамках программы «От бедности к благополучию» на улучшение инфраструктуры 1 042 махаллей, реализацию в районах и городах перспективных проектов, комплексное развитие направляются 3,2 триллиона сумов.

В рамках общенационального проекта «Зеленое пространство» создано 55 парков. Мероприятия по лесовосстановлению проведены на 130 тысячах гектаров.

Фракции политических партий высказали позиции по вопросу повестки дня.

Фракция УзЛиДеП уделила внимание мерам по обеспечению благосо­стояния населения. Депутаты высоко оценили системные реформы, рост объема валового внутреннего продукта, доведение объема экспорта до 10,3 миллиарда долларов. Подчеркнуты поддержка, оказываемая молодежи, и усилия по вступлению Узбекистана во Всемирную торговую организацию.

Учитывая, что вопрос поддержки предпринимателей является одной из важнейших задач УзЛиДеП, партия считает важным продолжить работу в этой сфере. Среди приоритетов — меры по полному использованию возможностей созданных в регионах «штабов реформ», привлечению инвестиций, обеспечению продовольственной безопасности и экономии водных ресурсов.

Фракция ДП «Миллий тикланиш» констатировала необходимость привлечения иностранных инвестиций, обеспечения роста валового внутреннего продукта, увеличения доли промышленности и сферы услуг.

Депутаты уделили внимание вопросам образования, национальной культуры и духовного развития. Партия приветствует достигнутые показатели по охвату детей дошкольным образованием и системой подготовки к школе.

Особое внимание намечено уделить эффективному использованию бюджетных средств, обеспечению школ учебной литературой, разработке национальной методологии для дошкольных образовательных организаций, обеспечению достойными рабочими местами молодых людей, обучавшихся в зарубежных вузах по линии фонда «Эл-юрт умиди».

Фракция СДП «Адолат» высоко оценила принимаемые меры по увеличению средней продолжительности жизни населения, раннему выявлению и профилактике заболеваний. За отчетный период 809,4 тысячи женщин прошли онкоскрининговые обследования. Фракция поддержала проведение массовых и выборочных обследований для раннего выявления онкогематологических заболеваний у детей в возрасте от 3 до 18 лет.

Отмечена необходимость предоставления данных о доле среди трудоустроенных и обучившихся профессиям граждан, внесенных в  «женскую» и «молодежную» тетради. Предложено учесть этот вопрос в отчете за второе полугодие.

Фракция НДПУ подчеркнула, что выделение за отчетный период из Госбюджета 86,2 триллиона сумов на развитие социальной сферы соответствует программным целям партии.

С позиции оппозиционной фракции в парламенте члены партии высказали конструктивные предложения и рекомендации. Некоторые вопросы в отчете ограничены общими показателями реализации госпрограммы и не содержат детальной информации по отраслям и регионам, что затрудняет проведение комплексного анализа и формирование необходимых выводов.

Так, не были представлены результаты реформ в регионах в сферах транспорта, услуг, дорожного и сельского хозяйства. Кабинету Министров рекомендовано в следующих докладах представлять результаты реформ по приоритетным направлениям на основе сравнительного анализа в разрезе сфер и регионов.

Члены фракции Экологической партии Узбекистана высоко оценили проводимую работу по охране водных ресурсов и их экономии в условиях изменения климата.

Акцентировано внимание на задачах, выполнение которых отстает в сроках или перенесено. Среди них разработка порядка получения статуса «Экоактивный гражданин» для людей, достигших высоких показателей в рамках общенационального движения «Один миллион зеленых семей», повышение эффективности работы инспекции государственного экологического контроля, обеспечение ее сотрудников специальными средствами и транспортом, создание в 14 регионах питомников для животных, оставшихся без присмотра.

Внесены предложения и рекомендации по установлению эффективного контроля за бюджетными расходами, обеспечению их своевременного освое­ния и укреплению бюджетной дисциплины.

Отчет Кабинета Министров одобрен, принято соответствующее решение.

***

На заседании также рассмотрены законопроекты, направленные на регулирование применения искусственного интеллекта, совершенствование деятельности третейских судов и сферы электронной коммерции, поддержку субъектов предпринимательства, дальнейшее развитие рынка страховых услуг.

ИИ использовать на благо

Во втором чтении рассмотрен законопроект, разработанный группой депутатов на основе права законодательной инициативы и направленный на регулирование отношений, возникающих с применением искусственного интеллекта.

В нем определяется понятие «искусственный интеллект», основы государственной политики по его внедрению и развитию, полномочия уполномоченного органа, общие правовые основы использования ИИ при создании информационных ресурсов и в работе информационных систем.

Определяются требования, в соответствии с которыми информационные ресурсы и системы, созданные или работающие с применением искусственного интеллекта, не должны нарушать права человека, покушаться на жизнь, здоровье, свободу, честь, достоинство и другие неотъемлемые права.

Устанавливается административная ответственность за незаконную обработку персональных данных с использованием технологий искусственного интеллекта и их распространение в средствах массовой информации и сети Интернет.

При подготовке ко второму чтению документ совершенствован с учетом мнений депутатов, экспертов и ученых.

Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Сфера деятельности третейских судов

Обсужден законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование деятельности третейских судов.

В ходе первого чтения депутатами был внесен ряд предложений по отдельным нормам. Они проанализированы членами ответственного комитета и рабочей группы, текст проекта доработан.

Учитывая, что требование о наличии пяти третейских судей в составе постоянно действующего третейского суда может вызывать проблемы в организации заседаний, сложности с привлечением стольких судей в отдаленных регионах, их число было сокращено до трех.

Определяется, что сторонами третейского соглашения не могут быть государственные органы, организации и учреждения, предприятия с государственным участием, органы самоуправления граждан.

Предусматривается, что третейские суды не будут рассматривать споры, связанные с землей, признанием прав владения зданиями и сооружениями, взысканием денежных средств из бюджета. Постоянно действующий третейский суд создается негосударственной некоммерческой организацией и действует при ней.

Законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Определены задачи и полномочия

Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели проект закона «О социальной работе».

Им определяются основные принципы государственной политики в сфере социальной работы, специально уполномоченный государственный орган и его полномочия, задачи и ответственность социального работника.

Предусматривается обеспечение социальной защиты лиц (семей), нуждающихся в ней и оказавшихся в трудной ситуации. Определяются принципы организации социальной работы, регулирование отношений в сфере.

В документе также прописаны гарантированные государством меры, направленные на создание равных возможностей для лиц (семей), нуждающихся в социальной защите, в преодолении трудных ситуаций и участии в жизни общества.

В законопроекте указаны основания для признания лиц или семей нуждающимися в социальной защите, а также права и обязанности пользователей соцуслуг и помощи. Уточняются их виды и формы.

Проект был рассмотрен на пленарном заседании Законодательной палаты 29 июля, в ходе которого подняты вопросы по отдельным нормам.

Норма о реестрах поставщиков социальных услуг, предоставляющая ряд полномочий Кабинету Министров в сфере социальной работы, включает новый реестр. Однако в проекте четко не определено, кто будет его вести. По этому поводу депутаты попросили дать разъяснения.

За истекший период ответственный комитет детально проанализировал предложения депутатов, на их основе некоторые нормы проекта доработаны.

Рабочая группа пересмотрела и внес­ла изменения в статью «Ограничения в отношении деятельности социального работника». В ней определяются ограничения для лиц, совершивших преступления против половой свободы.

После бурных обсуждений законопроект принят депутатами в третьем чтении и направлен в Сенат.

Год вместо трех

Постатейно во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на обеспечение занятости населения и расширение производства товаров с высокой добавленной стоимостью путем поддержки субъектов предпринимательства.

Проектом вносится ряд изменений и дополнений в два кодекса и три закона, регламентирующих предоставление льгот предпринимателям.

Предлагается предоставить льготы по налогу на прибыль и на имущество субъектам предпринимательства, производящим продукцию на основе высоких технологий. Предусматривается освободить от земельного налога пастбищные земли постоянного пользования в территориальных пастбищных хозяйствах, организованных в форме государственного учреждения.

Предусматриваются налоговые льготы по поддержке легкой промышленности и сферы услуг, участников ипотечного рынка и производителей фармацевтической продукции, резидентов креативного парка.

Индивидуальный предприниматель, уплачивающий налог с оборота или налог на добавленную стоимость, может быть ликвидирован на основании решения регистрирующего органа по инициативе налоговой, если после перевода в неактивный режим из-за отсутствия финансово-хозяйственной деятельности его работа не была восстановлена в течение одного года (вместо практикуемых трех лет).

Такое изменение положительно скажется на объективной оценке деловой активности в стране, правильном формировании экономических и статистических показателей, сокращении теневой экономики.

Депутаты одобрили законопроект, в котором предлагается в целях трудоуст­ройства молодежи, выходящей на рынок труда, установить ставку социального налога в размере 1 процента для субъектов предпринимательства в отдельных сферах за принятие на работу сотрудников в возрасте до 30 лет.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

В порядке упрощенного производства

Депутаты рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование упрощенного порядка осуществления исполнительного производства.

Согласно действующей практике, в порядке упрощенного исполнительного производства принудительное исполнение осуществляется без обращения взыскания на имущество долж­ника (за исключением денежных средств) и без применения мер административной ответственности в отношении него.

Законопроектом расширяется перечень документов исполнительного производства, которые могут быть осуществлены в упрощенном порядке. Пред­усматривается добавить в него документы по удержанию расходов на услуги за видео-конференц-связь, задолженности по коммунальным услугам, обязательным взносам и платежам с собственников многоквартирных домов, а также на суммы, не превышающие пятикратного размера базовой расчетной величины.

При подготовке проекта ко второму чтению ответственным комитетом выполнен ряд работ. На основе предложений депутатов оппозиционной фракции в парламенте определено, что взыскание по вышеотмеченным делам, осуществляемым в упрощенном порядке, не будет проводиться с денежных средств на банковских счетах физического лица-должника.

После долгой полемики проект закона принят депутатами и направлен в Сенат.

Обязательства по трудоустройству

Депутаты обсудили проект закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О занятости населения».

Документом предусматривается возложение на государственные организации обязательства по трудоустройству женщин, пострадавших от притеснения и насилия, при наличии у них соответствующих знаний и навыков, на основании направления, выданного мест­ными органами по труду по ходатайству центров социальных услуг «Инсон».

Данный законопроект рассматривался на пленарном заседании Законодательной палаты 29 июля, в ходе которого поднят ряд вопросов. Были учтены предложения депутатов и фракций политических партий, уточнены некоторые нормы и внесены редакционные поправки. В целях исключения разного толкования норм вносятся изменения, предусматривающие, что направление выдается для трудоустройства в государственные организации, а также организации с долей государства в 50 процентов и более. Из законопроекта исключается вопрос привлечения работодателей к ответственности в случаях отказа в приеме на работу.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

Новый механизм регулирования

Концептуально в первом чтении рассмотрен законопроект, служащий дальнейшему развитию рынка страховых услуг.

Документ направлен на создание благоприятных условий для профессио­нальных участников страхового рынка и разрешения возникающих споров.

Предусматривается применение уведомительных процедур в деятельности профессиональных участников страхового рынка. Предлагается разработать новый механизм регулирования деятельности страховых агентов, установить порядок добровольного отзыва лицензии страховщика, совершенствовать квалификационные требования для должностных лиц страховщиков и страховых брокеров и порядок их определения.

Представители народа одобрили механизмы регулирования обязательного страхования транспортных средств и выплату страхового возмещения страховщиком виновной стороны в случае дорожно-транспортного происшествия по соглашению сторон.

Положительно оценено, что в проект включен перечень информации, которую страховщик обязан предоставить потребителю в целях усиления защиты прав клиента.

Документ принят в первом чтении.

Лицензия для стриминга

Депутатами концептуально в первом чтении обсужден проект закона, направленный на совершенствование сферы электронной коммерции.

В последние годы электронная коммерция стремительно развивается, появляются новые цифровые платформы и сервисы. В связи с этим возникает необходимость в законодательном регулировании отношений между субъектами электронной коммерции и установлении норм по развитию сферы.

Документом в соответствии с Законом «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах» определяются виды деятельности операторов электронных торговых платформ, агрегаторов заказов и операторов цифрового стримингового сервиса в сфере электронной коммерции.

Вносятся изменения, предусматривающие введение порядка уведомления уполномоченного государственного органа о начале или прекращении деятельности операторами электронной коммерции, а также установление ответственности за неуведомление о начале или прекращении этих видов деятельности.

Законопроект принят депутатами во втором чтении.

 

 

 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.