Влияет ли размер контракта на качество образования?!..

12:09 19 Август 2020 Политика
569 0

Фото: информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Предоставленная Министерством высшего и среднего специального образования и Министерством финансов студентам очной формы обучения 10% скидки на платное обучение в новом учебном году, в социальных сетях вызвал широкую дискуссию: https://www.youtube.com/watch?v=xAsXm2NeOns.

Как отмечается, дистанционное обучение в условиях пандемии также негативно сказывается на его качестве. Многие студенты, которые ранее работали или занимались подработкой и таким образом оплачивали контракт за обучение, теперь с трудом зарабатывают деньги на еду и лекарства или вовсе потеряли работу. В такой ситуации 10-процентная скидка на оплату контракта считается очень незначительной, и люди говорят о необходимости предоставления 30-40-процентной скидки. В социальных сетях стоимость платного контракта связывают с качеством обучения. Например, пишут, что из-за низкого качества образования ни одно высшее учебное заведение страны не входит в ТОП-1000 университетов мира. Также говорят, что государственные органы и депутаты безразличны к этой ситуации, передает информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Конечно, необходимо учитывать снижающуюся платежеспособность населения, однако стоить отметить, что текущий размер контракта не покрывает даже минимальные затраты на обучение (в среднем покрывается 68%). Поэтому предоставление всем студентам 10% скидки нужно оценивать положительно. Кроме того, определено оказание адресной финансовой помощи для покрытия контрактной суммы сиротам, круглым сиротам, студентам с инвалидностью, а также студентам из семей, включенных в «железную тетрадь», а студентами, отслужившими срочную военную службу в составе Вооруженных Сил, оплачивается 35 % стоимости контракта.

В связи с этим, мы считаем, что было бы целесообразно, если бы скидки на оплату контракта были распределены дифференциально, исходя из уровня материальной обеспеченности студентов. Потому что для некоторых студентов не только размер скидки, но и вся сумма контракта не оказывает значительного влияния на их финансовое положение, в то время как для других оплата даже 10-процентной скидки может быть обременительной в настоящих условиях.

Поэтому мы ждем, что представители соответствующих ведомств выскажут свое мнение по вышеуказанным вопросам.

Ситуация с пандемией обнаружила ряд недостатков в системе образования, особенно в механизме ее управлением. Например, почему министерство должно устанавливать стоимость контрактов и скидки? Разве не должно руководство образовательного учреждения, действующего как самостоятельное юридическое лицо, исходя из собственных финансовых ресурсов, решать этот вопрос? Мы считаем, что только при нехватке средств на скидки с социальной точки зрения, руководство образовательного учреждения должно обращаться в министерство за субсидиями.

Известно, что в этом году в высших учебных заведениях страны выделено 162 364 места для бакалавриата и 10 425 мест для магистратуры. 1 млн. 484 000 абитуриентов подали документы для поступления в вузы по направлению бакалавриата. То есть на одно место 10,6 претендентов. Ожидается, что более 1 млн. 321 тысячи претендентов «останутся на улице». Если посмотреть с точки зрения теории относительности, заслуживают ли столько претендентов «быть выкинутым на улицу»? Ведь, как уже не раз писали средства массовой информации, в развитых странах, если 90-95% претендентов могут себе позволить оплатить за учебу, то они будут приняты в то или другое образовательное учреждение.

Учитывая, что в условиях нынешней пандемии закрытые здания не соответствуют эпидемиологическим требованиям, было поручено провести экзамены на стадионах в городах и областных центрах.

Если сейчас взглянем на средства массовой информации, то мы увидим, что они больше говорят о поступлении в вузы, а не о самом насущном вопросе сегодняшнего дня – о пандемии коронавируса. В основном это касается организационных вопросов: работа камер, безопасность. Здесь возникает резонный вопрос – какие меры предпринимает менеджмент высшего образования для завершения этой «компании», т.е. обеспечения прозрачности путем полного перевода процесса приема на режим онлайн, как это сделали зарубежные образовательные учреждения, находящиеся в нашей стране, не мешая тем самым госструктурам, а привлекая лишь настоящих специалистов?

Может быть, целесообразно выделить дополнительные квоты по таким видам образования, как заочное, вечернее, дистанционное, дуальное путем расширения возможностей высших образовательных учреждений для духовной и моральной поддержки молодых людей, которые, как ожидается, будут вынуждены «остаться на улице»?

Безусловно, отбор лучших студентов для получения высшего образования – важное событие. Вопросы качественной организации образования – это другая тема, и ей мы уделим отдельное внимание...

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.