В интересах людей, общества и государства

09:55 11 Июнь 2025 Политика
79 0

Фото: Законодательная палата

Состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты рассмотрели законопроекты, направленные на разрешение споров между гражданами и субъектами предпринимательства, улучшение деятельности обществ с ограниченной ответственностью, оказание социальных услуг лицам, пострадавшим от притеснения и насилия, упрощение оплаты сверхурочной работы, по деятельности судов
и другим вопросам.

 

Нормы для медиации

Депутаты во втором чтении рассмотрели законопроект, касающийся института медиации.

Законопроектом устанавливаются стимулирующие нормы, требования к медиаторам и правила исполнения медиативных соглашений.

В ходе подготовки проекта ко второму чтению его нормы были доработаны на основе предложений и рекомендаций депутатов.

Проект закона принят депутатами.

Разрешение в уведомительном порядке

На заседании постатейно во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на совершенствование деятельности обществ с ограниченной ответственностью.

Законопроектом предусмотрено, что общество может заниматься деятельностью не только при наличии лицензии, но и других разрешительных документов и в уведомительном порядке, также определяется порядок открытия филиалов и представительств обществ.

Устанавливаются нормы по защите прав миноритарных акционеров в сфере корпоративного управления и регулирования деятельности мажоритарных акционеров. Вводятся нормы относительно аффилированных лиц общества, заключения сделок с ними, разрешения споров по этим сделкам, а также фидуциарной ответственности членов наблюдательного совета и органов управления общества.

В процессе подготовки законопроекта ко второму чтению уточнены нормы, восполнены имеющиеся правовые пробелы. В документе нашли отражение положения, связанные с внедрением в сферу опыта развитых стран.

Положения о том, что участникам общества предоставлено право за­ключать корпоративные договоры о реализации своих корпоративных прав, а конфликтная ситуация между участниками общества может быть разрешена путем медиации или арбитражного суда, вызвали горячие обсуждения.

Проект закона принят депутатами.

Освобождаются от уплаты госпошлины

Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели законопроект, направленный на дальнейшее совершенствование системы оказания социальных услуг лицам, пострадавшим от притеснения и насилия.

В стране проводится масштабная работа по обеспечению прав и законных интересов женщин, пострадавших от притеснения и насилия, внедрению системы оказания им социальных услуг и их несовершеннолетним детям.

Национальное агентство социальной защиты при Президенте Республики Узбекистан определено уполномоченным органом по работе с такими женщинами и их детьми. Приняты соответствующие законодательные акты.

Проектом вносятся дополнения в Гражданский процессуальный кодекс, обеспечивающие обязательное участие прокурора в судебных разбирательствах, касающихся защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов женщин, пострадавших от насилия и притеснений.

Упрощается процесс восстановления банковских карт для данной категории женщин, а также находящихся в центрах первичной медико-санитарной помощи или региональных реабилитационных центрах.

Предусмотрено освободить женщин, находящихся в региональных центрах реабилитации и адаптации женщин при Национальном агентстве социальной защиты, от уплаты госпошлины за выдачу свидетельств о браке и повторных свидетельств о рождении детей.

Проект закона принят депутатами.

Предотвратить мошенничество

На заседании рассмотрен законопроект, совершенствующий деятельность операторов платежных систем и платежных организаций.

Развитие финансовых технологий и цифровизация экономики привели к расширению платежных методов. Коммерческие банки и платежные организации, предоставляющие платежные услуги, сталкиваются с операционными, ликвидными, кредитными рисками в процессе предоставления платежных услуг. От качества работы системы управления рисками зависит доверие населения к безналичным способам оплаты.

Законопроектом предусмотрено внести изменения и дополнения в законы «О Центральном банке Республики Узбекистан», «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «О платежах и платежных системах», «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах».

В связи с ростом рисков, связанных с социальным инжинирингом и киберпреступностью при предоставлении услуг цифровых платежей, операторы платежных систем обязаны внедрить систему управления рисками и обеспечить соблюдение минимальных требований, установленных Цент­ральным банком. Платежные организации в зависимости от сферы деятельности делятся на две категории, также вводится понятие значимой платежной организации.

Проект закона принят депутатами.

Лимит на сверхурочную работу

Депутаты во втором чтении рассмотрели законопроект, направленный на упрощение оплаты сверхурочной работы и ее продолжительности.

Проектом определяется, что сверхурочная работа оплачивается не менее чем за первые два часа работы в день в полуторном размере, свыше двух часов — не менее чем в двукратном размере (на работах с неблагоприятными условиями труда — не менее чем в двукратном размере за каждый час).

Продолжительность сверхурочной работы для работника не должна превышать четырех часов в течение двух дней подряд (на работах с неблаго­приятными условиями труда — двух часов в день).

Проект закона принят депутатами.

Вводится солидарная ответственность

На заседании постатейно во втором чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее повышение ответственности органов по оценке соответствия и предоставление привилегии предпринимателям, добровольно отозвавшим продукцию.

Рост числа нарушений в данной сфере со стороны органов по оценке соответствия обусловливает необходимость усиления мер правового воздействия за нарушение правил оценки соответствия.

Документом вносятся изменения и дополнения в один кодекс, а также в три закона, направленные на повышение ответственности органов по оценке соответствия и стимулирование субъектов предпринимательства к добровольному отзыву с продажи продукции, не соответствующей установленным требованиям.

Юридические лица, отозвавшие в установленном законодательством порядке не менее 70 процентов продукции, не соответствующей требованиям обязательных стандартов, освобождаются от финансовых санк­ций.

В случае причинения вреда жизни и здоровью потребителя в результате нарушения правил оценки соответствия орган по оценке соответствия несет солидарную ответственность наряду с продавцом (производителем, исполнителем) по возмещению причиненного ущерба.

Отмечено, что в ходе подготовки законопроекта ко второму чтению все внесенные депутатами предложения детально проанализированы с участием членов рабочей группы и юристов, наиболее обоснованные нашли отражение в тексте документа, проект доработан и усовершенствован.

После долгой полемики законопроект был принят депутатами.

Компетенция третейских судов

В первом чтении рассмотрен проект закона, направленный на дальнейшее совершенствование деятельности третейских судов.

Законопроектом устанавливается, что государственные органы, организации и учреждения, предприятия с государственным участием, а также органы самоуправления граждан не могут быть сторонами третейского соглашения.

Согласно документу, третейские суды не рассматривают споры, связанные с установлением права собственности на землю и недвижимость, а также споры, касающиеся взыскания денежных средств из бюджета.

По обсужденному вопросу прошла оживленная дискуссия. Член фракции Либерально-демократической партии Узбекистана Сайдулло Азимов отметил, что вносимые проектом изменения могут вызвать противоречия в действующем законодательстве. Свое мнение он подкрепил обоснованными доводами, сравнив ряд положений проекта и нормы действующего законодательства.

Другое мнение высказал член
УзЛиДеП Дилмурод Артиков, адресуясь инициаторам законопроекта. Согласно его словам, отдельные нововведения повторяют те, что уже имеются в профильных законах.

Член фракции СДП «Адолат» Шухрат Якубов обратил внимание инициаторов на концепцию законопроекта, где говорится, что третейские суды — это демократический институт. Согласно предлагаемым изменениям, третейские суды могут создаваться только негосударственными некоммерческими организациями и действуют при них, что может стать причиной некоторых ограничений.

Инициаторы закона ответили на вопросы депутатов.

Законопроект принят депутатами.

Вмешательство — вне закона

Депутаты в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим усилением мер по обеспечению независимости суда и неприкосновенности судей».

Законопроектом уточняются меры административной ответственности за неуважение к суду в здании суда, также предусматривается ответственность за вмешательство в рассмотрение судебных дел.

Документ направлен на дальнейшее усиление гарантий независимости судей, недопущение любого вмешательства в их деятельность, а также на обеспечение каждому гарантий рассмотрения дела независимым и беспристрастным судом в целях восстановления нарушенных прав.

На заседании высказаны уточняющие предложения и рекомендации. Член фракции УзЛиДеП Хушвакт Хайитов отметил, что проектом усилена ответственность за незаконное воздействие на дознавателя, следователя и прокурора. Это предусмотрено для обеспечения независимости специалистов, проводящих экспертизу ради объективности рассматриваемого дела.

Законопроект принят депутатами.

 Санитарный барьер необходим

В первом чтении концептуально рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».

В стране поэтапно совершенствуется законодательная база по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе по предупреждению распространения инфекционных заболеваний среди трудовых мигрантов.

Законопроектом вносится ряд изменений и дополнений в законы «О противодействии распространению заболевания, вызываемого ви­русом иммунодефицита человека
(ВИЧ-инфекция)», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О частных агентствах занятости» и «О занятости населения».

Определяется обязательное медицинское обследование на ВИЧ за счет средств Государственного бюджета граждан Республики Узбекистан в возрасте от 18 до 60 лет, вернувшихся после непрерывного пребывания за рубежом в течение 90 и более дней, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбеки­стан или прибывающих в нашу республику с целью осуществления трудовой деятельности, — за счет собственных средств, средств работодателя или других не запрещенных законодательством источников.

Законопроектом в качестве одного из лицензионных требований к частным агентствам занятости вводится обязательство по организации обучения выезжающих за границу граждан в части законодательства и правил пребывания принимающего государства, а также обеспечение мигрантов необходимыми информационными материалами.

В ходе обсуждения депутаты обратились к инициаторам закона с во­просами, на которые получили подробные ответы. Высказали мнения и предложения по дальнейшему совершенствованию и доработке проекта.

Член фракции УзЛиДеП Шахноза Холмахаматова интересовалась причиной установления именно такой возрастной границы для лиц, подлежащих медосмотру (от 18 до 60 лет), и тем, почему определен срок в 90 и более дней пребывания за пределами границы.

После долгой полемики проект закона принят депутатами.

Эффективная переработка

На заседании депутаты также рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса министру экологии, охраны окружающей среды и изменения климата А. Абдухакимову о проводимой работе по созданию эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов, закрытию и рекультивации полигонов.

В стране проводится работа по улучшению экологической обстановки, включая создание эффективной и современной системы сбора и переработки твердых бытовых отходов, поэтапное закрытие и рекультивацию существующих полигонов. Важную роль в этом процессе играют Закон «Об отходах», указы и постановления главы государства, регулирующие сферу. Однако, несмотря на достигнутые результаты, в этой области по-прежнему сохраняются нерешенные вопросы, требующие дальнейшего решения.

В частности, отмечаются задержки в реализации ряда проектов, предусмотренных программами по за­крытию и рекультивации полигонов твердых бытовых отходов, созданию перегрузочных станций и развитию инфраструктуры по переработке отходов. Также откладывается внедрение механизма бесплатного обеспечения предприятий санитарной очист­ки специальными мусорными пакетами с QR-кодами для организации раздельного сбора отходов, системы предоставления зеленых субсидий предпринимателям, осуществляющим переработку или экологически безопасную утилизацию отходов.

В связи с ростом популярности электромобилей актуальными становятся вопросы хранения и утилизации их аккумуляторных батарей после окончания срока службы или при выходе их из строя по разным причинам.

Исходя из вышеизложенного министру экологии, охраны окружающей среды и изменения климата направлен парламентский запрос о предо­ставлении обоснованных разъяснений относительно проводимой работы по созданию эффективной и современной системы переработки твердых бытовых отходов, а также по вопросам закрытия и рекультивации полигонов.

 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.