Узбекистан — Китай: точки роста для укрепления партнерства

11:33 12 Апрель 2023 Политика
1009 0

Фото: Иллюстративное

На фоне нестабильности и растущих противоречий в мире последовательно развиваются отношения нашей страны с Китаем. Выражается это в устойчивом росте товарооборота, а также увеличении числа точек соприкосновения: стороны открывают для взаимовыгодного партнерства все больше сфер, наращивая потенциал.

Регион передовых инноваций

Во время недавней поездки в Сырдарью Президент Шавкат Мирзиёев выступил с пятиступенчатым планом по превращению этой области в регион передовых инноваций. В этом деле, как заявлено, будет задействован опыт Китая в промышленности, предпринимательстве, сельском хозяйстве, образовании и медицине. Кроме того, ожидается приток в регион инвестиций из Поднебесной.

Важно сказать, что такого рода проект, который ставит целью совместный вывод значимой административной единицы с почти миллионным населением на новый уровень развития, инициирован в Центральной Азии впервые. Он — результат последовательной работы, прежде всего в сфере дипломатии, внешнеэкономической деятельности, налаживания гуманитарных связей. Первоочередную роль сыграли и взаимные дружеские отношения лидеров Узбекистана и КНР, курс на открытость, реализуемый в обеих странах.

Масштабные начинания в Сырдарьинской области — лишь часть того массива, что предстоит совместно реализовать. Без сомнений, широкий круг во­просов станет предметом обсуждения на высшем уровне в ходе запланированного на текущий год саммита «Китай — Центральная Азия». Министр иностранных дел КНР Цинь Ган назвал это событие в числе ожидаемых в 2023 году, отметив, что внешнеполитическое ведомство Китая прилагает максимальные усилия для его проведения.

Заранее можно прогнозировать, что итоги встречи будут прорывными. В настоящее время отношения Поднебесной с республиками Центральной Азии находятся на пике своего развития, при этом сохраняется существенный потенциал для их дальнейшего роста.

Так, по статистике казахстанской стороны, товарооборот Китая с Казахстаном за 2022 год вырос сразу на треть, этот показатель составил 24,1 миллиарда долларов. КНР является одним из крупнейших торговых партнеров Казахстана, входит в топ-5 стран-инвесторов в экономику республики.

Согласно данным Главного таможенного управления Китая, более чем 50-процентный прирост демонстрирует взаимная торговля КНР и Туркменистана. За 2022 год товарооборот между странами превысил 11,1 миллиарда долларов.

По итогам 2022 года Китай занял первое место в общем товарообороте Кыргызстана. По данным китайской стороны, взаимная торговля между странами в прошлом году показала небывалый рост, ее объем составил 3,5 миллиарда долларов.

Китай завершил 2022 год в тройке ведущих партнеров Таджикистана с долей от общего объема экспорта-импорта в 16,6 процента. Страны наторговали друг с другом более чем на 1,2 миллиарда долларов.

Таким образом, суммарный товарооборот Китая со странами Центральной Азии вплотную приблизился к показателю в 50 миллиардов долларов. Поставленная на онлайн-саммите глав государств в формате «5+1» цель довести его в ближайшие годы до 70 миллиардов видится абсолютно достижимой, учитывая растущее взаимодействие как на двусторонней, так и многосторонней основе, а также в рамках инициативы «Один пояс, один путь». Существенным позитивным сигналом для региона эксперты назвали визиты Председателя КНР Си Цзиньпина в сентябре 2022 года в Казахстан и Узбекистан, ставшие первыми зарубежными поезд­ками китайского лидера после пандемии.

Отдельно останавливаясь на узбекско-китайском сотрудничестве, надо отметить, что 2022 год ознаменовался его активным укреплением. Более 8,9 миллиарда долларов составил по итогам минувшего года товарооборот между странами, увеличившись почти на 20 процентов. По статистике узбекской стороны, доля Поднебесной в общем объеме экспорта-импорта достигла 17,8 процента. Несмотря на связанные с пандемией ограничения, лидеры Китая и Узбеки­стана за год провели четыре встречи в онлайн- и офлайн-форматах. Также Ташкент посетили вице-премьер Госсовета, министр иностранных дел и другие официальные лица.

Показательно, что лишь за последние пять лет объем взаимного экспорта-импорта между Китаем и Узбекистаном увеличился вдвое. Втрое выросло число совместных проектов и предприятий. Существенное количественное и качественное переформатирование ожидает рынки всего региона с реализацией проекта по строительству железной дороги Китай — Кыргызстан — Узбекистан, договоренности по которому были достигнуты на Самаркандском саммите ШОС в минувшем году. Уже сделаны первые шаги по практическому взаимодействию с целью его продвижения.

Осенью 2022-го главы Узбекистана и Китая приняли Совместное заявление, где подчеркнута важность наращивания сотрудничества между регионами двух государств, которое будет способствовать содержательному наполнению взаимосвязей и формированию новых точек роста во взаимодействии.

Состоявшийся в конце марта этого года визит члена Политбюро ЦК Коммунистической партии Китая, секретаря парткома Компартии Синьцзяна Ма Синжуя стал подтверждением приверженности выполнению принятых на высшем уровне заявлений. Высокопоставленный представитель Поднебесной приехал в Ташкент после ключевых политических событий в КНР — Всекитайского съезда Компартии и «двух сессий», определивших масштабные планы модернизации, предложенной Си Цзиньпином. Очевидно, что следующий концепции Сообщества единой судьбы человечества Китай призывает и страны Центральной Азии к участию во взаимовыгодной глобальной инициативе.

Согласно официальным источникам, в ходе встречи стороны обсудили реализацию сов­местных проектов в возобновляемой энергетике, развитие транспортной инфраструктуры, создание промышленных парков и сельскохозяйственных кластеров в регионах Узбекистана с участием ведущих китайских компаний, многое другое. Результаты успешного сотрудничества, плодотворных переговоров не за­ставили себя ждать. Буквально на днях в Ташкенте состоялось открытие совместной со специалистами из Синьцзяна лаборатории новых лекарственных средств «Один пояс, один путь». В создаваемом Узбекско-китайском медицинском технопарке по синтезу лекарственных субстанций будет производиться 13 видов лекарственных и химических препаратов, здесь открыто 120 рабочих мест. В комплексе действует клиника традиционной китайской медицины Синьцзянского медицинского университета. В рамках торжественной церемонии подписан меморандум о взаимопонимании между этим вузом и Ташкентской медицинской академией.

Жители столицы с недавних пор могут лично убедиться в том, насколько успешно взаимодействуют две страны: в Ташкент прибыла первая партия автобусов от китайского производителя «Yutong». Договор о поставках 300 электробусов и 500 автобусов, работающих на сжиженном газе, признан рекордным в экспорте транспортных средств в Узбекистан, а также по масштабу введения в эксплуатацию в стране автотранспорта на новых источниках энергии.

Число подобных рекордов по мере укрепления взаимовыгодного сотрудничества будет нарастать. Как и эффективность экономического партнерства, взаимодействия в рамках инициативы «Пояса и пути», торговли между регионами Узбекистана и Китая, что откроет широкие перспективы в двусторонних отношениях.

Победный опыт

В  масштабном узбекско-китайском взаимодействии особо выделяется сотрудничество в области борьбы с бедностью. Президент Шавкат Мирзиёев подчеркивал необходимость привлекать к работе по повышению уровня жизни населения нашей страны специалистов из Китая, наработавших соответствующую практику.

Чем же примечателен опыт КНР в этом во­просе?

Бедность в Поднебесной называли проблемой, которая существует более десяти веков. Однако покончено с ней было за короткий срок. Нищете объявили настоящую войну. И в 2021 году Си Цзиньпин заявил о победе в ней: за десять лет почти 100 миллионов малоимущих полностью избавлены от нищеты, КНР на десять лет раньше объявленного срока выполнила задачу по сокращению бедности Повестки дня ООН в области устойчивого развития на период до 2030 года.

В 2012 году за чертой бедности находилось 98,99 миллиона китайцев. Это 832 уезда и 128 тысяч деревень. Борьба за их благополучие строилась, говоря упрощенно, базируясь на шести тезисах:

— принцип партийного руководства и организации,

— адресные стратегии,

— инвестиции и финансовая поддержка,

— социальная мобилизация и объединение сил всех сторон,

— дисциплина и строгое исполнение,

— задействование внутренних резервов.

Согласно первому, в центре и на местах были усилены организационные структуры. Партия выработала целевые ориентиры, комитеты на местах координировали их претворение в жизнь, их руководители на своем уровне гарантировали выполнение стоящих перед ними задач. На деле это означало, что более трех миллионов партийных секретарей и кадровых сотрудников направлялись в беднейшие районы, чтобы руководить этой работой. По официальной статистике, более 1 800 из них ушли из жизни в этой нелегкой борьбе. Десант из чиновников брал шефство над самыми бедными домохозяйствами и помогал им от трудоустройства и налаживания собственного дела до получения кредита.

Адресные стратегии в ликвидации нищеты позволяли наносить ей «точечные удары». Сотрудники обходили каждое домохозяйство и собирали сведения обо всех членах живущей здесь семьи. После разрабатывали и предлагали ей индивидуальный путь к достатку, создавая для этого условия. К примеру, в отстающих уездах за десять лет построили свыше 300 тысяч промышленных баз в секторах животноводства, растениеводства и переработки. Важно было наладить инфраструктуру. Когда такой возможности не предвиделось, людей переселяли в населенные пункты покрупнее с водоснабжением, электричеством, газом, дорогами и интернетом.

Иногда удавалось занять людей без вывоза их из отдаленных деревень. Подобной нишей стала работа лесничим. Присматривать за посадками, обеспечивать сохранность экологии в горах подрядили более миллиона человек. В центре внимания оставался важнейший аспект — образование. 200 тысяч учеников, бросивших школу по причине бедности, вернули за парты, восемь миллионов выпускников из малоимущих семей бесплатно обучили профессии. Одновременно внедрялась система социальных выплат. В 2016 году, например, надбавки и пособия получали 19,36 миллиона зарегистрированных в специальной базе китайцев. Критерии назначения пособий были крайне просты и понятны: выплаты не полагались тем, кто живет в доме выше одного этажа, и нарушившим закон.

Что касается финансовой поддержки, то здесь ведущую роль главного инвестора взяло на себя китайское правительство. Оно привлекало социальные фонды для участия в борьбе с бедностью, чтобы сформировать многоканальные вложения капитала. В ликвидацию нищеты менее чем за десятилетие было направлено около 250 миллиардов долларов.

Социальная мобилизация и объединение сил выражались в участии всего общества в помощи нуждающимся. Предприятия центрального подчинения развернули мероприятия под девизом «Помощь 100 уездам и 10 тысячам деревень» в бедных районах, не отставали
от них и частные предприятия. Экономически развитые административные территории восточной части страны взяли шефство над бедными уездами западной части.

Серьезные требования предъявлялись к исполнительской дисциплине. Соблюдение указаний, как заявлялось, должно «пронизывать весь процесс и все звенья работы». По итогам инспекций ответственным выносились строгие аттестации и оценки, напрямую влиявшие на дальнейшую карьеру.

Чтобы придать импульс внутренним движущим силам и резервам, важно было не просто дать людям рыбу и удочку, как того требует крылатое выражение, но и пробудить желание и научить эту рыбу ловить. Для этого в Китае решили балансировать между оказанием помощи и собственными усилиями бедного населения, делая акцент на том, что окончательно добиться достатка можно и нужно своими силами. Потому необходимо культивировать навыки, развивать производство, направлять и поддерживать малый бизнес.

 

Руслан КЕНЖАЕВ,

«Народное слово».

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.