Учеба с работой — одно другому не мешает

11:33 13 Апрель 2022 Общество
1158 0

Неумолимо приближается горячая пора экзаменов, защиты дипломов. Устройство на работу молодых специалистов после завершения учебы непростая задача. Поэтому в высших образовательных учреждениях проводятся ярмарки вакансий, где происходит знакомство студентов с рынком труда.

День карьеры прошел и в Ташкентском государственном аграрном университете. Потенциальные работодатели из министерств, ведомств, учреждений, агрокластера представили информацию о своей деятельности и предложения по трудоустройству.

Мероприятие организовано Министерством сельского хозяйства, Министерством высшего и среднего специального образования в сотрудничестве с заинтересованными организациями.

На видеоселекторном совещании под председательством главы государства обсуждались приоритетные задачи обеспечения занятости студентов, желание многих совмещать обучение и приобретение профес­сиональных навыков по специализации на производстве.

Такой посыл стал поддержкой для команды под руководством профессора М. Саидова, представляющей кооперативную (дуальную) программу подготовки бакалавра «Логистика» (в пищевом производстве) в ТашГАУ. Недавно на конференции в Кыргызстане они представили проект нового формата обучения, сочетающего обучение в вузе с опытом, получаемым во время прохождения практики обучения. Это найдет отражение в реформировании нормативно-правовой базы профессионального образования и под­ходах, используемых образовательными учреждениями и частным сектором. Также поможет созданию системы партнерской кооперации в области профессионального ориентирования и консультирования.

В рамках реализации Закона Республики Узбекистан «Об образовании», основными целями которого является подготовка квалифицированных кадров посредством организации обучения в сочетании с трудовой деятельностью для развития экономики Узбекистана, планируется поэтапное внедрение дуального образования. Учебные заведения начнут заключать договоры с организациями, которым необходимы кадры. Контракт также может заключаться между организацией и студентом, при этом учащемуся предоставляется конкретная работа.

Ярмарка вакансий в ТашГАУ стала площадкой, где потенциальные работодатели ознакомились с новым видом обучения, которое должно получить свое дальнейшее развитие. Об актуальности этого подхода, многолетнем опыте такого вида обучения и роли работодателей в процессе профессионального образования на примере европейских стран рассказал руководитель команды «Профессиональное и высшее образование для пищевой промышленности в Центральной Азии» Херман Сонневельд:

— Программа дуального/кооперативного высшего образования финансируется правительством Германии в международном проекте «Профессиональное образование в Центральной Азии — содействие системным подходам в секторе производства продуктов питания» (PECA). В Германии и других европейских странах кооперативная программа обучения проходит непосредственно по инициативе работодателя. Студент получает теоретические знания в университете и практический опыт в компании. В Европе данная система показывает положительные результаты в течение ста лет. Сотрудничество между работодателями и учебными заведениями играет огромную роль в становлении молодого специалиста.

В Германии как государственные, так и частные вузы предлагают дуальное образование, и их число увеличивается с каждым годом. Такая система предлагает более тысячи программ. Компании, вложившие финансовые и временные ресурсы в обучение дуальных студентов, заинтересованы в их дальнейшем трудоустройстве после завершения учебы.

Стоит отметить, что дуальная система подходит прежде всего людям с очень высокой степенью целеустремленности, требует большой выдержки и мотивации на протяжении всего обучения. Но тот, кто пройдет этот нелегкий путь, может рассчитывать на достойный
оклад и отличное развитие карьеры. Во Франции система дуального образования открывает ученикам дорогу ко всем профессиональным сертификатам, зарегистрированным в национальном каталоге квалификаций.

Первые шаги в реализации данного метода в странах Центральной Азии уже сделаны. При поддержке руководства страны, министерств и высших учебных заведений рабочими группами из представителей вузов и работодателей разработаны две концепции: первая — кооперативное обучение на уровне высшего образования, вторая — дуальное образование на базе аграрного университета. Также разработана региональная программа по бакалавриату, которая может быть использована в учебных заведениях Узбекистана, Казахстана, Кыргызстана и Таджикистана. На ее основании каждый из четырех вузов этих стран разработал свою кооперативную программу бакалавриата «Логистика». Для выработки концепции понадобится время, но проводимые в нашей стране реформы дают позитивные прогнозы на ее реализацию.

— Самой сложной задачей является достижение соглашений между компаниями и учебными заведениями — готов ли работодатель оплачивать обучение студентов. Университет должен адаптировать академический календарь к этому типу образования, так как большая часть программы должна проводиться не в учебных аудиториях, а на рабочем месте. Преимущество такого формата обучения можно увидеть на примерах ряда европейских стран, где выпускники получают долгосрочные контракты, — продолжает Херман Сонневельд. — В Узбекистане практически закончена разработка данной программы. Теперь нужно сфокусироваться на ее реализации, а Германское общество по международному сотрудничеству (GlZ) будет в этом помогать.

Первый этап тренингов сотрудников учебных заведений уже проведен. Реализация программы осуществляется в пилотной программе в ТашГАУ. Теперь дальнейшая разъяснительная работа пройдет для сотрудников компаний и предприятий.

Наталья МОРОЗОВА,
«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.

Популярное

Календарь новостей