Три "И" в современной экономике

08:54 07 Февраль 2022 Экономика
685 0

архивное фото

Инвестиции, инновации и инициатива — это та триада, от которой во многом зависят не только высокий уровень и темпы развития экономики, но и благосостояние общества.

Среди важнейших целей в Стратегии развития нового Узбекистана определено улучшение и повышение привлекательности инвестиционного климата. Принятые меры должны способствовать привлечению в последующие пять лет инвестиций в объеме 120 миллиардов долларов, в том числе 70 миллиардов долларов — зарубежных. Это — одна из трех основных составляющих экономического роста и процветания страны, повышения уровня и качества жизни населения.

Если инвестиции являются ресурсной основой развития экономики, а инновации — современной технико-технологической базой, то инициатива — это человеческие усилия, стремления и желания по реализации как инвестиционных, так и инновационных возможностей экономики. Инициатива здесь стоит как бы на последнем месте, однако именно ей принадлежит главенствующая роль, поскольку без нее как инвестиции, так и инновации, по сути, — это «мертвые вещи». Вне интересов человека бесполезна даже сама экономика, которая, как известно, создается человеческими усилиями и служит в последующем ему самому.

Философы под экономикой понимают бытие, то есть жизненное устройство человека, общества. Как свидетельствует практика, чем развитее экономика, тем лучше живет народ, высок уровень его жизненной обеспеченности. С бедным народом богатую страну не построишь, то есть богатеет страна — богатеет ее народ. Для этого граждане должны быть не наблюдателями изменений, а активными участниками созидательного процесса. Иначе говоря, чтобы экономика служила человеку, по большому счету, народу, сам человек должен создавать достаточную для себя экономику, а не наоборот. Здесь наряду с инициативой, разумеется, нужны и инвестиции, и инновации, выступающие в качестве объекта проявления, приложения ини­циатив.

До обретения Узбекистаном государственной независимости обо всем этом особо говорить не приходилось. Республика, входившая в состав бывшего Союза, получала инвестиции из общего «котла», причем по остаточному принципу. Об инновациях и ноу-хау приходилось скорее мечтать, чем реализовывать. Настроенности народа на серьезные изменения в экономике, думается, также не было. Предприятия были в основном с устаревшими оборудованием и технологиями. По имеющимся данным, к началу 1991 года износ основных фондов промышленности составлял почти 40 процентов, в иных отраслях еще выше: в топливно-энергетическом комплексе — 43,3 процента, химической и нефтехимической промышленности — 52,3 процента, металлургии — 45,8 процента, машиностроении — 55 процентов, промышленности строительных материалов — 44,9 процента.

Материалоемкость и энергоемкость промышленного производства в шесть-семь раз превышали аналогичные показатели промышленности развитых государств. Отдача основных производственных фондов также оставляла желать лучшего. Существовавший тогда девиз «Все для блага человека» был скорее лозунгом, чем реальностью. Поэтому дома в сельской местности были в основном каркасные и глиняные, кирпичные дома в городах не строились выше четвертого этажа, автобусов не хватало, дефицит хорошей обуви и одежды, за импортными товарами в магазинах выстраивались очереди и т. д.

Сейчас ситуация в республике совершенно иная. Многие города и села украсили современные объекты и жилые комплексы. По обновленным просторным автомагистралям с удобными развязками мчатся комфортабельные автомобили и автобусы. В столице начало функционировать надземное метро. В «Tashkent City» возводятся высотные здания. Наряду с ними по всей стране строятся сопутствующие объекты, то есть создается современная инфраструктура. Все это — результат не только использования трех «И», но и осуществления современных методов управления экономикой со стороны руководства республики. Узбекистан стал известен во всем мире.

Любое государство, малое или крупное, не может обходиться без инвестиций. Они необходимы для того, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему, достигнуть качественного прорыва в экономике и жизни общества. Поэтому в инвестициях нуждаются не только слаборазвитые или развивающиеся страны, но и мощные государства. Например, даже США не только осуществляют инвестиционную поддерж­ку другим странам, но и сами привлекают значительные иностранные вливания. Основными инвесторами в США являются Великобритания, Япония, Нидерланды, Канада и другие страны. Объем инвестиционного долга США перед другими странами составляет еще большую величину. В экономике такое положение не считается нарушением или угрозой. Инвестиции, в том числе зарубежные, позволяют наращивать производство, создавать рабочие места, ускорить темпы экономического развития. По мнению ряда американских бизнесменов, инвестиции в стране осуществляются, чтобы жить лучше. Думается, что это правильное суждение. Инвестиции — это ресурсный рычаг развития экономики любой страны.

Привлечение зарубежных инвестиций — один из приоритетов экономической политики Узбекистана. Так, в прошедшем году объем привлеченных иностранных инвестиций превысил десять миллиардов долларов, включая 8,1 миллиарда долларов прямых иностранных инвестиций. Во многом благодаря этому запущено 318 крупных и более 15 тысяч региональных проектов, в рамках которых создано свыше 273 тысяч рабочих мест. Эти проекты способны обеспечить экспорт на один миллиард долларов и заместить импорт на 530 миллионов долларов.

Однако, как свидетельствует современная хозяйственная практика, экономика развивается успешнее, когда опирается не только на инвестиции, но и на нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на достижениях науки и передового опыта, которые принято называть инновациями. Инновации являются основой интенсификации производства и экономического роста, повышения конкурентоспособности предприятий и экономики в целом. Благодаря им заметно улучшается качество создаваемой продукции, достигается ресурсосбережение, ликвидируется разрыв между основным и вспомогательным производством, сокращается ручной труд. Словом, без инноваций деятельность предприятий становится бесперспективной.

В Узбекистане благодаря инновациям, к примеру, выросло производство новых материалов и изделий в промышленности строительных материалов, что позволило улучшить как общий, так и национальный колорит возводимых зданий и сооружений. Увеличилось производство новых лекарственных средств. Повысилось качество выпускаемых швейных изделий и обуви. Возрос объем производства отечественной мебельной продукции, по качеству не уступающей зарубежным аналогам. Растет инновационное партнерство с зарубежными странами. Например, новые инновационные водосберегающие решения с системами капельного орошения все больше внедряются в аграрном секторе. Одним из последних примеров использования самых современных технологий является реализация уникального проекта по строительству завода «Uzbekistan GTL» в Кашкадарьинской области. Таких высокотехнологичных комплексов во всем мире немного. В частности, при работе над проектом получено 140 международных лицензий и патентов, большая часть которых не имеет аналогов в мире.

Важно отметить и другое. Инновации — это не прихоть и не дань моде, а скорее, вызов времени, особенность нынешней эпохи общественного развития и экономики. Благодаря инновациям ликвидируется техническая и технологическая отсталость производства, растет уровень его механизации и автоматизации, применяются роботы, растет прибыльность, а са­ми предприятия становятся устойчивыми как на внутреннем, так и внешнем рынке.

В соответствии с Указом Президента «Об образовании Министерства инновационного развития Республики Узбекистан» от 29 ноября 2017 года в стране начался новый этап технического и технологического обновления промышленности и ее отраслей. Ставки на инновации стали нормой хозяйственного и производственного поведения для большинства отечественных предприятий.

Инициативные и новаторские начинания населения, поддержанные и развитые государством, расширили сферу малого бизнеса и част­ного предпринимательства, устойчиво стал развиваться семейный бизнес. Малые частные предприятия, работая весьма продуктивно, стали в определенной мере конкурентами крупных предприятий. Заметно выросли роль и значение махалли как органа местного самоуправления и развития предпринимательства. Словом, экономика страны усилила обороты как по вертикали, так и по горизонтали своего функционирования.

Улучшилась внешнеэкономическая деятельность предприятий, их выход на внешний рынок стал очевидным. Устойчиво и плодотворно стали функционировать фермерские хозяйства, фермеры стали истинными хозяевами земли. Внутренний рынок весьма богат как на овощи, фрукты, бахчевые и другие культуры, так и на мясные и молочные продукты, яйца, масло отечественного и зарубежного производства. Кондитерские изделия, соки, выпускаемые местными производителями, по качественным параметрам не только не уступают, а зачастую даже превосходят зарубежные аналоги. По сообщениям зарубежных СМИ, Узбекистан имеет благоприятный инвестиционный климат и высокую инновационную привлекательность.

Правительства многих стран поддерживают предприятия, в первую очередь отечественных товаропроизводителей, ведущих активную инновационную деятельность, осуществляют политику их стимулирования, присуждают престижные национальные премии. Инновационно активным предприятиям в установленном законодательством порядке предоставляются налоговые льготы и преференции, право на исполнение государственных заказов. Такими привилегиями пользуются многие предприятия Узбекистана.

К сожалению, поступательное развитие экономики было нарушено из-за пандемии коронавируса. По оценкам аналитиков, она оказала отрицательное влияние на развитие мировой экономики гораздо больше, чем даже глобальный экономический кризис 2008 года. Тем не менее руководство Узбекистана предприняло все меры если не для полного устранения, то, по крайней мере, для смягчения негативного влияния пандемии как на экономику, так и на жизнь людей. Президентом страны перед органами государственного управления была поставлена задача по всемерной поддержке населения и бизнеса, минимизации последствий пандемии для жизни страны, активной работе по продолжению разработки и реализации проектов и программ созидательного характера как собственными силами, так и на базе эффективного сотрудничества с зарубежными партнерами. В результате за короткие сроки удалось не только восстановить рост экономики, но и продолжить ее динамичное развитие — в прошлом году рост ВВП составил 7,4 процента.

К сожалению, новые штаммы коронавируса не дают окончательно справиться с пандемией, она продолжает оказывать негативное влияние на экономику, однако не может и, думается, не сможет приостановить экономическое развитие страны. Умелое руководство государством, активность населения, прилив инвестиций и эффективное использование имеющихся производительных сил на инновационной основе служат гарантией для успешной реализации задач, определенных Стратегией развития нового Узбекистана.

Гульчехра АХУНОВА,
доктор экономических наук, профессор,

Зулайхо КАДЫРОВА,
кандидат экономических наук.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.