Специальные зоны  отстают в эффективности

09:53 06 Октябрь 2023 Экономика
1853 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

 В ходе заседания Кенгаша Сената Олий Мажлиса обсуждены результаты проведенных изучений эффективности специальных экономических зон (СЭЗ) и привлечения в них иностранных инвестиций.

В последние годы осуществляется целенаправленная работа по правовому обеспечению деятельности СЭЗ, применению налоговых и таможенных льгот для привлечения иностранных и местных инвесторов. С принятием в 2020 году Закона «О специальных экономических зонах» были усовершенствованы процедуры их создания и функционирования, упрощен механизм управления за счет децентрализации административных функций и расширения полномочий дирекций специальных экономических зон.Участникам предоставляется ряд преференций, налоговые и таможенные льготы гарантируются государством на срок от трех до десяти лет в зависимости от размера осуществленных инвестиций. До 1 сентября текущего года создано более 56 тысяч рабочих мест за счет реализации 620 проектов на 39,1 триллиона сумов. Объем иностранных инвестиций составил 11 триллионов сумов.

В ходе обсуждения сенаторы наряду с положительной работой по осуществлению инвестиционных проектов в СЭЗ обратили внимание на недостатки. Так, в законодательных актах не установлены сроки экспорта продукции, произведенной из сырья, материалов и комплектующих, ввезенных с использованием таможенных льгот. В результате некоторые предприятия не экспортируют продукцию, произведенную из импортного сырья, хотя и пользовались таможенными льготами. Не на должном уровне организована работа по размещению инвестиционных проектов на земельных участках в таких зонах, в том числе вы-ставление их на электронные онлайн-аукционы. Встречаются случаи неиспользования выделенных земельных участков из-за невыполнения субъектами предпринимательства инвестиционных обязательств в срок.

Остаются низкими объем производства конкурентоспособной, экспортоориентированной и импортозамещающей продукции, а также доля этой продукции в расширении экспортного потенциала республики и увеличении размера валютной выручки. Не в полной мере обеспечена реализация мероприятий по повышению уровня обеспеченности СЭЗ инфраструктурой.

На заседании сенаторы вы¬сказали предложения, направленные на дальнейшее совершенствование деятельности свободных экономических зон и повышение эффективности привлечения в них иностранных инвестиций. Исходя из экономического развития региона и его территориального расположения необходимо применять дифференцированные льготы и преференции, устанавливать сроки экспорта продукции, произведенной из импортного сырья, материалов и комплектующих с использованием льготных таможенных сборов. Здесь целесообразно создать автоматизированную систему предоставления всех видов госуслуг по принципу «единого окна» и мониторинга инвестиционных проектов, разработать отдельные совместные программы для прохождения студентами вузов производственной практики на предприятиях.

Местным Кенгашам народных депутатов даны рекомендации ежеквартально заслушивать отчеты ответственных работников о развитии СЭЗ, в том числе о создании рабочих мест на промышленных предприятиях и объектах инфраструктуры.

Наряду с этим обсуждены результаты проводимой в Андижанской, Ташкентской, Ферганской областях и столице работы по организации деятельности молодежных промышленных и предпринимательских зон (МППЗ), а также поддержке предпринимательских инициатив юношей и девушек.

На основании постановления главы государства «О мерах по организации деятельности молодежных промышленных и предпринимательских зон, а также поддержке предпринимательских инициатив молодежи» в стране созданы 210 таких площадок для бизнеса. На земельных участках площадью 300 гектаров и в зданиях и сооружениях на 5 800 квадратных метров реализуется свыше двух тысяч инвестиционных проектов. В рамках 911 проектов на 2,1 триллиона сумов созданы 21 589 рабочих мест.

В ходе обсуждения сенаторы подробно остановились на ожидающих решения вопросах, касающихся организации деятельности подобных зон, укрепления их правовой основы, а также поддержки предпринимательских инициатив молодежи.

Так, в Законе «О специальных экономических зонах» четко не определен статус уполномоченного государственного органа в сфере организации и развития деятельности СЭЗ и МППЗ. Несоответствия в нормативно-правовых актах вызывают проблемы на практике. В результате изучений установлено, что не налажена деятельность молодежных промзон в Алтынкульском и Пахтаабадском районах Андижан¬ской области, не выделены земельные участки для их создания в Бекабадском, Паркентском, Ташкентском, Уртачирчикском районах Ташкентской области. С 2021 по 2023 год в столичной области запущено всего два проекта, а в Ташкенте не реализован ни один проект. Генеральные планы большинства зон не утверждены, кадастровая документация не подготовлена. Не на должном уровне организованы работы по продаже лотов, размещенных на их аукционах. 

Одна из причин, оказывающих негативное влияние на повышение привлекательности и эффективности деятельности МППЗ, связана с тем, что необходимые нормативно-правовые акты не были приняты в указанные сроки. До сих пор не принято постановление правительства по регулированию земельных отношений и вопросов реализации зданий и сооружений, в том числе их приватизации на территории малых промышленных зон, молодежной промышленности и предпринимательства.

На заседании сенаторы озвучили предложения по дальнейшему совершенствованию деятельности промышленных и предпринимательских зон и поддержке предпринимательских инициатив молодежи. Среди них — необходимость пересмотреть список из 210 подобных структур, которые предусмотрено организовать, создание отдельной вертикальной системы управления при Министерстве инвестиций, промышленности и торговли в целях оптимизации зон, расположенных в отдаленных регионах и неудобных для запуска объектов инфраструктуры, эффективного налаживания деятельности СЭЗ. Есть необходимость реализации зданий и сооружений государственной собственности в МППЗ через электронный онлайн-аукцион, а также установления порядка возврата земель или производственных площадей у субъекта предпринимательства, не принявшего меры по осуществлению проекта в установленные сроки.

Местным Кенгашам народных депутатов рекомендовано свое¬временно выделять средства из Государственного и местного бюджетов для обеспечения молодежных промзон инфраструктурой, а также строго вести контроль за целевым расходованием средств.
По итогам обсуждения принято соответствующее постановление Кенгаша Сената.

Информационная служба 
Сената Олий Мажлиса.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.