Спектакль, просветляющий душу:  Чем балет «Братья Карамазовы» покорил ташкентского зрителя 

09:01 09 Апрель 2025 Культура
234 0

Фото: Фонд развития культуры и искусства Узбекистана. 

В Ташкенте продолжается Международный фестиваль оперы и балета, организованный Фондом развития культуры и искусства Узбекистана. Жемчужиной его программы стал балет Театра Бориса Эйфмана «Братья Карамазовы», восторженно принятый публикой. 

Эмоциональная балетная психодрама покорила зрителей неповторимой хореографией и сценографией, погрузила в атмосферу последнего романа Федора Достоевского, ставшего его духовным завещанием читателю.

Спектакль не только продемонстрировал достижения современного русского балета, но и заставил задуматься о вечной борьбе тьмы и света в человеческой душе.          

Часто приходится слышать, что классическая литература с ее нравственными дилеммами и высокое балетное искусство в наши дни никому не интересны. Они якобы не способны тронуть молодежь и не отвечают духовным потребностям современного общества, с головой окунувшегося в цифровую вселенную и многоликую, но поверхностную массовую культуру.  Эти утверждения легко опровергли показы балета «Братья Карамазовы» в Ташкенте. Спектакль три дня собирал аншлаги. В зрительном зале не было разговоров по телефону и привычных перешептываний. Все внимание было приковано к сцене. По завершению представления публика аплодировала стоя. 

В чем же притягательность балета Бориса Эйфмана? Как удалось вместить одно из сложнейших произведений русской литературы в полуторачасовую хореографическую драму? Сложно ответить на эти вопросы, не окунувшись в историю театра и его создателя. Санкт-Петербургский государственный академический театр балета основан Борисом Эйфманом в 1977 году. Он был и остается авторским, режиссерским театром, экспериментальной лабораторией одного хореографа. В 1980-х годах здесь выработали собственный подход к репертуару. Его наполнили балеты, в драматургической основе которых лежат произведения мировой классической литературы: «Идиот», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Двенадцатая ночь, или Что угодно», «Мастер и Маргарита» и другие. Постановщик и его труппа проявили особое пластическое мышление, спектакли отличались остротой хореографического рисунка, безупречным исполнением и передавали предельный накал человеческих страстей. 

В наши дни театр продолжает и совершенствует эти традиции. Он известен спектаклями «Красная Жизель», «Русский Гамлет», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Реквием», «Эффект Пигмалиона», «Чайка. Балетная история» и другими балетами, снискавшими признание на ведущих сценах мира. Труппа стремится выстраивать с публикой духовную связь, ошеломляя яркостью и динамизмом пластического языка. Замыслы Бориса Эйфмана воплощают уникальные артисты — лауреаты международных конкурсов, престижных театральных премий «Золотая маска» и «Золотой софит», обладатели почетных званий и наград. 

«Балетный мир, находящийся в поиске главного хореографа, может прекратить поиск. Он найден, и это — Борис Эйфман», — писала газета «The New York Times» в 1998 году. С тех пор труппа посещала Нью-Йорк около 15 раз, имея колоссальный успех. Он сопутствовал артистам в странах Северной и Южной Америки, в Европе, Азии, Австралии. Театр полюбился и жителям Узбекистана. В этом году труппа приехала в Ташкент в четвертый раз по приглашению Фонда развития культуры и искусства. 

Балет по последнему роману Достоевского впервые был поставлен Эйфманом в 1995 году. Спустя почти 20 лет автор переработал собственный спектакль, он прославился по всему миру под двумя названиями: «Братья Карамазовы» и «По ту сторону греха». По мнению театральных критиков, это современное в техническом и художественно-выразительном отношениях сценическое произведение поднимает извечные «проклятые» вопросы о вере и безверии, о человеческой греховности и духовном спасении. Отказавшись от переноса на сцену ряда сюжетных линий романа, Эйфман сосредоточился на погружении в раздираемые противоречиями души героев. Он сократил число главных персонажей до пяти — отца Федора Павловича Карамазова, его сыновей Дмитрия, Ивана и Алексея и возлюбленной двух старших членов семьи Грушеньки Светловой. 
Первая версия балета была более повествовательной, текущая — далека от пересказа романа. Она про «карамазовщину», связь между злым, жестоким и порочным отцом и его детьми, невольно унаследовавшими худшие черты родителя. Через хореографические образы и оригинальные приемы в балете показывается, что отец есть в каждом из братьев. Создатели спектакля, как и Достоевский задаются важнейшим вопросом: если Бога нет, то все дозволено? Власть порока над человеком, борьба надломленной души с собственными демонами и совестью, поиск путей к всеобщему счастью и цена такой гармонии, природа подлинной веры — герои спектакля размышляют на эти темы на языке хореографии, приглашая зрителя присоединиться к раздумьям. 

Главные партии балета в Ташкенте исполнили три состава артистов, каждый покорил публику безупречным хореографическим мастерством и глубоким драматическим талантом. В первый вечер в роли Грушеньки и Алексея Карамазова на сцену вышли народная артистка России, лауреат международных конкурсов и премий Мария Абашова и ведущий солист театра Владимир Афоничкин. Они поделились своим пониманием спектакля и впечатлениями от визита в Узбекистан.    

— Гастроли в Ташкенте — поездка, которую мы ждем из года в год. Этот город навсегда в наших сердцах, — подчеркнула Мария Абашова. — Достоевский — очень непростой автор, его произведения — не для всех. Тяжело вчитываться, тяжело понимать, потому что время сильно изменилось. Но у нас настолько талантливый руководитель, что ему удалось перенести этот роман в полтора часа хореографического текста, который очень доступен на уровне чувств и эмоций. Каждый человек осознает, как сложно бывает людям удержаться от греха, как трудно верить, проходя через испытания на жизненном пути. До сих пор воспринимаю некоторые моменты спектакля с комом в горле, хотя увидела его впервые более 20 лет назад. Феноменально, как можно совместить музыку, танец, игру актеров, свет, чтобы так влиять на публику. 


В балете сложный хореографический рисунок, порой движения кажутся такими спонтанными и свободными, что возникает вопрос: не импровизация ли это? Артисты признаются, что кажущаяся легкость и естественность вырабатывается часами упорного труда. 

 — Хореографом задана высокая планка. Мы не имеем права на ошибки. Работаем очень много, чтобы их не совершать, танцевать максимально красиво, чисто, эмоционально. Выступать на таком накале сложно, но что-то другое уже не цепляет, — признается Мария Абашова. 

— Быть солистом балета Бориса Эйфмана — большая ответственность. От нашего коллектива каждый раз ждут шедеврального исполнения. Чтобы держать марку, много репетируем непосредственно с хореографом, — говорит солист театра Владимир Афоничкин. — Рад очередному визиту в Ташкент. Балет «Братья Карамазовы» сыграл особую роль в моей жизни. Алексей Карамазов — моя первая сольная партия. Каждый раз, когда возвращаюсь к ней, испытываю большое волнение и воодушевление. Долго работал над образом, потому что одно дело — сделать точные движения, добиться чистоты исполнения, и совсем другое — передать душу персонажа, чтобы зритель понял сюжетную линию спектакля. Алексей Карамазов отвечает в балете за спасение души, за светлые надежды, которые он пытается передать зрителю. Надеюсь, мне удалось сделать это на ташкентской сцене. 

Успех балета «Братья Карамазовы» Бориса Эйфмана в Ташкенте подтвердил значимость ставшего традиционным Международного фестиваля оперы и балета. Зрителям удалось прикоснуться к очередному шедевру современной культуры, получить удовольствие от встречи с истинным искусством, просветляющим разум и душу.   

Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово». 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.