Сделано для людей
Более двух миллионов узбекистанцев за последние восемь месяцев обратились в центры государственных услуг. Меньше чем за год центры государственных услуг стали эффективной формой контакта граждан с властью. Сегодня по республике их 201, где предоставляют около ста госуслуг, в том числе и физическим лицам, и выдают около 200 видов документов. Ежедневно через центры проходит в среднем по 15 тысяч человек. Сотрудники готовы разрешить любую ситуацию и ценят время клиентов. Время ожидания в очереди — не более 15 минут.
Об их работе и задачах на перспективу беседа с заместителем директора Агентства государственных услуг при Министерстве юстиции Нуъмоном МУХАММАДИЕВЫМ.
— Оперативно, доступно, прозрачно. Эти три кита, на которых строится система государственных услуг. Идеальная модель — минимум затрат времени и максимальное удобство. Свадьба, строительство дома, рождение ребенка, оформление пенсии... В этих ситуациях людям важно быстро и без лишней волокиты и бюрократических проволочек получить нужные документы. Центры госуслуг стремятся быть надежными спутниками человека на протяжении всей жизни и сделать процесс простым и комфортным.
— Как на практике реализуется принцип «Двигаются документы, а не люди»?
— Эта идея для нас не нова. На протяжении последних лет в Узбекистане активно развивается концепция электронного правительства — единого механизма взаимодействия государства, граждан и бизнеса, а также самих госорганов между собой, используя информационно-коммуникационные технологии. В его структуру вошли Единый портал интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ), портал открытых данных, комплекс информационных систем, сайты госорганов, виртуальные приемные, площадка для обсуждения проектов нормативно-правовых документов, Национальная база данных законодательства LexUZ и многие другие сервисы. Однако жизнь людей не становилась легче.
Обращения в народные приемные Президента показали все проблемные места в деятельности госструктур, необходимость кардинальной модернизации всей системы взаимодействия госорганов и граждан. В декабре 2017 года при Министерстве юстиции было создано Агентство государственных услуг и его территориальные управления. А на базе народных приемных — центры государственных услуг. Разработано более 30 административных регламентов. Сократилось количество запрашиваемых документов и время для предоставления услуг.
Изменена сама модель диалога. Она ориентирована на создание удобств не для чиновников, а для граждан. К примеру, прежде, чтобы зарегистрировать право на земельный участок и получить соответствующие документы, нужно было обойти несколько инстанций. Сейчас процесс максимально упростился. Сотрудники центра сами направят заявку в уполномоченный орган, соберут все необходимые данные и выдадут готовое заключение. Все по принципу «одно окно».
Раньше многие сервисы работали обособленно друг от друга. Со временем появилась необходимость перенести многие элементы электронного правительства на одну общую платформу. ЕПИГУ обладал необходимым потенциалом. На его базе специалисты разработали специальную платформу на основе единого технологического подхода в информационных системах. Она позволяет в режиме реального времени связать все госорганы, им напрямую обмениваться информацией. Это значит, что при обращении на получение определенных услуг теперь можно предоставлять меньше документов, поскольку остальные данные госорганы получат сами. Для ведомств, у которых пока не сформирована база данных, открывается профиль на платформе агентства.
— Как решается вопрос соблюдения требований законодательства и административных регламентов?
— Агентство получило возможность контролировать соблюдение госорганами и другими ведомствами законодательства об оказании государственных услуг и при необходимости применять меры административной ответственности в виде штрафов. Важную роль в этом играют изменения и дополнения, внесенные в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности.
Раньше административное взыскание применялось лишь в отношении лиц, допустивших нарушения законодательства при оказании государственных услуг субъектам предпринимательства, и только в судебном порядке. Это не позволяло привлекать к ответственности сотрудников, нарушивших регламент оказания той или иной услуги. Порой для рассмотрения одного административного дела в суде требовались месяцы.
Теперь в соответствии с Кодексом об административной ответственности за нарушение законодательства в сфере оказания госуслуг на должностных лиц и служащих налагается штраф. Так, только за полгода выявлено около десяти тысяч правонарушений. По четырем тысячам применены административные меры.
— На что делается акцент при совершенствовании системы госуслуг?
— Развитие системы государственных услуг — непрерывный процесс, направленный на уменьшение административных барьеров, удовлетворение ожиданий граждан. Сначала система центров была апробирована в Намангане и Коканде. Проект позволил выявить проблемы и недостатки. На основе предложений граждан, министерств и ведомств создан единый электронный реестр. Он включает 693 услуги 79 госорганов. Поэтапно внедряются все новые и новые госуслуги. А до 2020 года планируется довести количество услуг до 160.
Для повышения доверия и интереса со стороны населения организуются выездные встречи, проводится масштабная разъяснительная работа. В зданиях органов самоуправления граждан размещены стенды «Уголок юстиции». В них имеется вся необходимая информация. Для жителей отдаленных местностей предоставляются мобильные госуслуги. Каждые выходные сотрудники ездят по труднодоступным населенным пунктам на автомобилях, оснащенных всей необходимой техникой, а к концу года планируется открыть специальные будки государственных услуг. Вместе с тем все еще актуальна проблема скорости интернета, отсутствие у ряда ведомств электронной базы данных. Таких сегодня около тридцати. Разрабатываем нормативно-правовой акт, определяющий порядок и конкретные сроки формирования базы данных. Ведь без них электронное правительство не сможет функционировать в полной мере.
Акцент делается на использовании инновационных механизмов диалога госорганов с гражданами. Ставку делаем на максимальное использование интернета и мобильных технологий. Созданные и создаваемые информационные системы служат быстрому, удобному и качественному обслуживанию населения и субъектов предпринимательства. Уже внедрен целый ряд автоматизированных услуг, полностью исключающих человеческий фактор. Например, получение накопительной пенсионной книжки, регистрация предприятия и другие. Единственное требование — наличие электронной цифровой подписи. Ее можно получить на портале или в любом центре, причем стоить это будет недорого. Что до остальных услуг, то более 70 процентов из них бесплатные.
Наша конечная цель — создание полностью автоматизированной системы. Обеспечение бесконтактного взаимодействия с государственными служащими позволит населению оперативно получать госуслуги без коррупционного риска, устранит случаи бюрократизма и волокиты, значит, существенно облегчит повседневную жизнь граждан. В перспективе отпадет сама необходимость посещения госорганов, все услуги будут оказываться дистанционно, в электронном виде.
Беседовал Фирдавс АМИНОВ.
Больше новостей на нашем Telegram канале: t.me/ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Выступление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева на встрече с активом и ветеранами профессиональных союзов Узбекистана
- Мухаммад Абунайян: «Я не встречал лидера, который бы так искренне любил свой народ, как Вы»
- Белый дом опубликовал текст декларации о прекращении огня в Газе
- Мужская сборная Узбекистана по настольному теннису завоевала путевку на чемпионат мира
- Предприниматели, осуществляющие деятельность в ювелирной отрасли, получат дальнейшую поддержку
- Наследие Махтумкули — школа мудрости и гуманизма
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment