Реклама фастфуда: запретить нельзя оставить. Где поставим запятую?

12:23 05 Ноябрь 2024 Общество
328 0

Фото: Иллюстративное

Спускаясь в метро, совершая покупки в ТРЦ или гуляя по людным улицам Ташкента, можно увидеть большое количество рекламы аппетитной, но далеко не здоровой пищи. Красочные билборды призывают попробовать фастфуд, энергетические напитки, газировку и снеки. Каждый второй рекламный ролик на ТВ, посвященный продуктам питания, тоже приглашает отведать блюда и напитки, далекие от идеалов правильного питания.

Между тем мировой опыт доказывает: массовая реклама фастфуда влияет на формирование вредных пищевых привычек у молодежи, сводит на нет работу по популяризации здорового питания, что приводит к росту многих заболеваний.   

Маркетинг меняет привычки
Теоретики рекламной индустрии передают из уст в уста своеобразную легенду. До того как бренд «Nescafе» запустил промокампанию с узнаваемой красной кружкой, люди чаще всего пили кофе из маленьких чашек. Когда ролики отгремели по всему миру, миллионы кофеманов стали наливать напиток в большие емкости — по 300 миллилитров и более. 

Исследование 2009 года доказало, что дети и взрослые, принимавшие пищу во время просмотра телепрограмм с рекламой еды, выбирали значительно большие порции, чем те, кто телевизор не смотрел. Взглянув на героя рекламы, который с аппетитом ест что-то вкусное, большинство людей начинает испытывать голод, даже если достаточно сыты. Это верный путь к перееданию и лишним калориям. Ученые из Йельского университета проанализировали 45 научных публикаций, в которых собраны данные о питании 3 300 людей, и обнаружили, что ложное чувство голода действительно провоцируется рекламой еды. 
Такой эффект мог бы принести большую пользу, если бы производители «раскручивали» полезную еду. Однако гораздо чаще рекламируются бургеры, сладости, снеки и газировка. Это приводит к формированию у зрителей, особенно несовершеннолетних, искаженного представления о вкусной и питательной пище.

Врачи бьют тревогу
Врачи, эксперты в области здравоохранения давно и регулярно предупреждают о вреде быстрой еды, серьезных последствиях для здоровья от ее регулярного потребления. Любовь к таким блюдам приводит к ожирению, повышает риск диабета, сердечно-сосудистых заболеваний и других неинфекционных болезней. 

Всемирная организация здравоохранения еще в 2015 году призвала срочно защитить детей от агрессивной рекламы нездоровых продуктов, особенно с высоким содержанием жиров, сахара и соли. В 2020 году совместная комиссия ВОЗ, ЮНИСЕФ и британского медицинского журнала «The Lancet» выступила с докладом об угрозах здоровому будущему детей и подростков. В нем особо подчеркивается угроза для юного поколения, связанная с рекламой вредных продуктов питания. Согласно данным, в некоторых странах только по телевидению дети просматривают до 30 тысяч рекламных роликов в год. Ориентация коммерческого маркетинга вредной пищи и сахаросодержащих напитков на детей оказала влияние на рост распространенности детского ожирения. Их число увеличилось с 11 миллионов в 1975 году до 124 миллионов в 2016-м, то есть в 11 раз, что влечет за собой крайне серьезные последствия для общества.

Реже видишь — меньше ешь
В некоторых странах для сокращения числа приверженцев ресторанов быстрого питания введены ограничения на рекламу фастфуда. Например, в Великобритании в 2021 году запретили рекламировать бургеры, пиццу и картошку фри на телевидении до 21.00. Рекламу быстрой еды блокируют в интернете, сотрудников ресторанов обязали указывать количество калорий в меню, купоны и акции на продукты с высоким содержанием жира, соли и сахара убрали из супермаркетов. 

В канадском Квебеке рекламировать фастфуд запрещено с 1980-х годов. В Германии планируют ввести ограничения на рекламу сладостей, продуктов с большим содержанием жира и соли, чтобы уменьшить отрицательное влияние на подрастающее поколение (в стране 15 процентов детей страдают ожирением). Мера затронет все средства массовой информации, полностью убирать рекламу не станут, а ограничат ее в период с 6.00 до 23.00. Кроме того, запретят размещение рекламы на щитах в радиусе 100 метров от школ, детских садов, площадок и развлекательных заведений. Производители продуктов с высоким содержанием сахара, жира, соли не смогут быть спонсорами детских мероприятий.
Введение подобных ограничений уже несколько лет обсуждают в парламентах России, Австралии, Франции, Казахстана и других стран.

Предложения сталкиваются с критикой со стороны бизнеса, так как отчасти ущемляют права предпринимателей, занятых в индустрии быстрой еды, по сравнению с их коллегами из других сегментов. Ограничения на рекламу чреваты убытками для ресторанов быстрого питания, производителей напитков и снеков. Потеря средств, уже затраченных на рекламу, снижение оборотов предприятий и общепита приведет к увольнению части персонала, снижению налоговых поступлений в бюджет и другим экономическим последствиям. 

Выбор в пользу здоровья

Получается, каждая страна стоит перед сложным выбором: как оградить население от негативного влияния агрессивного маркетинга нездоровой еды, не ударив по бизнесу. В Узбекистане также задумываются над этим вопросом.  

В начале года Министерство здравоохранения опубликовало проект национальной стратегии «Здоровье населения-2030». В ней предлагается   ввести ограничения на рекламу нездоровой пищи, сладких газированных напитков, детского питания и энергетиков. Это одна из мер, с помощью которых планируется обеспечить здоровое питание в системе дошкольного и школьного образования, сократить ожирение среди детей и молодежи на 30 процентов. Намечено утвердить перечень продуктов, не рекомендованных для продажи в образовательных учреждениях. Это еда с высоким содержанием сахара, соли, трансжиров, вкусо¬ароматических добавок и красителей. Сейчас ассортимент школьных столовых регулируется нормами, утвержденными Санэпидкомом. В начале учебного года ведомство опубликовало список запрещенных блюд, куда вошли указанные вредные продукты.       

С апреля в Узбекистане взимается акцизный налог с производителей газированных напитков, содержащих сахар, в размере 500 сумов за литр, энергетических напитков — 2 тысячи сумов за литр. Со следующего года планируется распространить акцизный налог на все сахаросодержащие безалкогольные напитки, как отмечается в проекте бюджета на 2025 год. Ограничение рекламы фастфуда может стать следующим шагом. 

Что думает молодежь?
Но готово ли наше общество к таким ограничениям? Насколько молодежь Узбекистана подвержена влиянию маркетинга нездоровой пищи и как это влияет на ее покупательские привычки? Частично получить ответы помогло социологическое исследование, проведенное по инициативе ЮНИСЕФ платформой общественного мнения «U-Report». В онлайн-опросе среди молодежи Узбекистана участвовали 2 600 человек из всех регионов страны. 

42 процента участников сообщили, что ежедневно сталкиваются с рекламой нездоровой пищи, еще 20 процентов отметили, что видят ее четыре-пять раз в неделю. Респонденты указали пять основных источников такого контента: телевидение (23 процента), соцсети (20 процентов), интернет (19 процентов), общественные пространства и магазины. Каждый второй респондент подтвердил, что в рекламных роликах часто присутствуют знаменитости, к которым склонна прислушиваться молодежь. Большинство участников опроса (44 процента) видели в рекламе фастфуда и газировки актеров и эстрадных певцов, на втором месте — спортсмены, далее в списке блогеры, герои мультфильмов, другие известные люди.    
Лишь 22 процента респондентов сообщили, что у них не возникает желания потреблять фастфуд после просмотра рекламы. Около 80 процентов признались, что в разной степени испытывают желание его попробовать. 

Респондентам предложили представить себя в роли членов правительства и ответить на вопрос: «Что бы вы предприняли, чтобы молодежи было легче делать здоровый выбор при покупке еды и напитков?». Большинство молодых людей высказалось за регулирование рекламы нездоровой пищи, увеличение ассортимента здоровых продуктов и снижение их стоимости. Ответы показали, что молодые люди негативно относятся к навязчивой рекламе фастфуда и задумывались о том, как ее ограничить. Они предлагают повысить осведомленность молодежи о полезных и не менее вкусных альтернативах, относиться к рекламе фастфуда как к рекламе сигарет, писать огромные предупреждения о количестве сахара и его влиянии на организм. 

Один из респондентов, молодой человек 25 лет, пишет: «Здоровое питание напрямую связано с уровнем дохода человека. К сожалению, в Узбекистане дешево можно поесть либо фастфуд, либо что-то из национальной кухни, которая тоже жирная и калорийная. Ввиду этого целесообразно принять комплекс мер по повышению уровня жизни и доходов населения наряду с проведением агитационных и образовательных программ, направленных на развитие культуры здорового питания». 

Другая участница опроса отмечает: «Я бы субсидировала полезные продукты, чтобы сделать их более доступными и дешевыми по сравнению с нездоровой пищей. Ограничила бы рекламу нездоровой пищи и напитков, особенно в молодежных медиа, чтобы уменьшить их влияние на выбор продуктов. Оказывала бы поддержку местным фермерам и производителям здоровой пищи, что помогло бы сделать эти продукты более доступными и популярными. Предоставляла бы налоговые льготы и другие стимулы для ресторанов и магазинов, которые предлагают здоровое меню и минимизируют продажу нездоровых продуктов». 

Организаторы надеются, что полученные данные помогут государственным и общественным организациям Узбекистана сформировать более ответственный подход к рекламе и улучшить работу по формированию здоровых пищевых привычек у молодежи.

Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово». 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.