Правовые стимулы роста

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Состоялось очередное пленарное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. Депутаты обсудили приоритетные задачи, выдвинутые Президентом на видеоселекторном совещании, посвященном работе, проводимой в рамках общенационального проекта «Зеленое пространство», и вопросам управления отходами. Также рассмотрен ряд законопроектов.
Рационально использовать госимущество
Депутаты постатейно во втором чтении рассмотрели проект закона «О внесении дополнений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности в связи с усилением ответственности за нарушение законодательства в сфере аренды государственного имущества».
В целях рационального использования госимущества принимаются системные меры по обеспечению законности его предоставления в аренду субъектам предпринимательства и иным лицам. Однако на практике участились случаи нарушений, связанных с неэффективным использованием госимущества, нарушениями порядка сдачи его в аренду, что требует усиления ответственности за нарушения законодательства в сфере аренды госимущества и невыполнение предписаний уполномоченных органов по регулированию этих отношений.
Законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в сфере аренды госимущества. В частности, предоставление его в аренду без заключения в установленном порядке договора, необоснованное воспрепятствование арендатору в принятии арендованного госимущества, доступе на территорию объекта арендных отношений и его использовании или предоставление в аренду госимущества с указанием в договоре аренды заниженных параметров и количества передаваемого в аренду имущества влекут наложение штрафа на должностных лиц от пяти до десяти базовых расчетных величин.
В случае повторения того же правонарушения в течение года после применения административного взыскания предусматривается наложение штрафа на должностных лиц от десяти до пятнадцати БРВ.
По мнению депутатов, принятие законопроекта послужит обеспечению эффективного использования госимущества, надежной защиты прав и законных интересов арендаторов.
После долгой полемики законопроект принят депутатами.
Уменьшаются размеры штрафов
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении концептуально рассмотрен проект закона «О внесении изменений в статью 2271 Налогового кодекса Республики Узбекистан».
В целях поддержки предпринимателей ведется масштабная работа, направленная на облегчение налогового бремени, создание рабочих мест, обеспечение занятости населения и сокращение бедности. Деятельность предпринимателей стимулируется предоставлением субсидий, налоговых льгот и преференций. Кардинально реформирована налоговая система, совершенствуется законодательство. Регулярно проводится открытый диалог Президента с предпринимателями, поддерживаются высказанные ими предложения и инициативы.
В связи с тем, что принцип соразмерности наказаний отражен в новой редакции Конституции, возникает необходимость дальнейшей либерализации ответственности, связанной с нарушением налогового законодательства.
Проектом закона размер штрафа в соответствии со статьей 2271 Налогового кодекса Республики Узбекистан снижается в 50 раз.
Данным документом устанавливается объем финансовой санкции, применяемой за нарушения, предусмотренные в статье 2271 Налогового кодекса, в размере 2 процентов чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором имела место реализация. В случае повторения того же правонарушения в течение года после применения финансовой санкции будет наложен штраф в размере 20 процентов от чистой выручки, полученной в последнем отчетном квартале, в котором была осуществлена реализация.
Депутаты отметили, что принятие законопроекта послужит дальнейшей либерализации ответственности за нарушение налогового законодательства, определению мер ответственности за налоговые правонарушения на основе принципа справедливости, предотвращению нарушений, а также устранению излишних расходов субъектов предпринимательства.
Законопроект принят депутатами.
Доступ к правосудию гарантирован всем
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен законопроект, направленный на дальнейшее укрепление прав лиц с инвалидностью.
Приоритетным направлением государственной политики определено обеспечение чести и достоинства, прав и интересов человека. В этом процессе проводится работа по защите прав граждан с инвалидностью, их профессиональному обучению, созданию равных возможностей для получения качественного образования.
В национальное законодательство имплементированы общепризнанные международные нормы и стандарты в сфере предотвращения дискриминации по признаку инвалидности и обеспечения прав лиц с инвалидностью. Что гарантирует этой категории граждан возможность работать, пользоваться квалифицированными медицинскими услугами, чувствовать себя полноправными членами общества.
Рассмотренный на заседании законопроект направлен на дальнейшее укрепление прав людей с инвалидностью. Документ включает понятия «обращение» и «разумное приспособление», используемые в Конвенции ООН о правах инвалидов.
Статья 30 этого закона дополнена нормой о праве лиц с инвалидностью на доступ к правосудию. Гарантируется право на участие в политической жизни общества и государства наравне с другими непосредственно и через своих представителей.
Нормы, предложенные в проекте закона, послужат дальнейшему укреплению прав лиц с инвалидностью и совершенствованию национального законодательства в этой сфере.
В ходе обсуждений депутаты высказали мнения по документу, выдвинули предложения по совершенствованию и доработке.
Законопроект принят депутатами.
Полномочия институциональных структур
На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием государственного управления в сфере образования в рамках административных реформ».
В последние годы в стране принимаются системные меры по коренному улучшению деловой и инвестиционной среды, устранению бюрократических препятствий, совершенствованию процедур, не отвечающих требованиям времени, в частности, по либерализации и институциональному реформированию лицензионно-разрешительной системы в сфере оказания образовательных услуг.
В связи с упразднением Государственной инспекции по контролю за качеством образования при Кабинете Министров законопроектом предусмотрена передача ее задач и функций министерствам дошкольного и школьного образования и высшего образования, науки и инноваций. Проектом закона организации высшего образования, которым предоставлена финансовая самостоятельность, наделяются полномочиями по привлечению в образовательные организации педагогических кадров, определению порядка оценки их деятельности, подготовке и изданию учебной литературы. Предусматривается также утвердить учебные планы государственных высших учебных заведений, учебные программы на основе профессиональных стандартов, определение формы обучения с учетом языка обучения и особенностей образовательных направлений и специальностей.
В документе отражено внедрение новых механизмов аттестации и государственной аккредитации, а также комплексной и специальной государственной аккредитации образовательных организаций, самостоятельного определения образовательными учреждениями порядка прохождения практики и ее организации. Законами «Об образовании» и «О дошкольном образовании и воспитании» предусмотрено обязательное выполнение государственного образовательного стандарта негосударственными дошкольными и средними общеобразовательными организациями.
Принятие законопроекта гарантирует четкое определение полномочий институциональных структур, управляющих образовательными организациями, обеспечение проведения комплексной и специальной государственной аккредитации государственных и негосударственных образовательных организаций, а также усиление правовых механизмов мониторинга и обеспечение качества образования.
Проект закона принят депутатами.
Буксует государственно-частное партнерство
Депутаты Законодательной палаты рассмотрели вопрос о направлении парламентского запроса министру транспорта И. Махкамову об углублении интеграции Республики Узбекистан в глобальные транспортно-логистические сети и повышении потенциала национальной транспортной системы.
В этом направлении ведется определенная интеграционная работа. Закон Республики Узбекистан «О транспорте» создал правовую основу для развития транспортной системы в качестве стратегической отрасли экономики, совершенствования управления в отрасли и обеспечения взаимозависимой работы разных видов транспорта, развития международного сотрудничества и гармонизации транспортного комплекса с международной логистической системой.
В 53-й цели Стратегии «Узбекистан-2030», утвержденной указом Президента от 11 сентября 2023 года, определены важные направления углубления интеграции нашей страны в глобальные транспортно-логистические сети и повышения потенциала национальной транспортной системы.
Исходя из этих задач ведется весомая работа по формированию в кратчайшие сроки эффективных и надежных альтернативных транспортно-транзитных коридоров для экспорта товаров на основные мировые и региональные рынки.
Но имеются некоторые недостатки и проблемы в области последовательной организации работы и достижения результатов. В частности, проводится строительство автомобильных дорог на основе государственно-частного партнерства по направлениям Ташкент — Самарканд и Ташкент — Ферганская долина. Проекты по строительству этих автодорог были переданы иностранным компаниям и до сих пор не завершены.
Недостаточное внимание уделяется модернизации и доверительному управлению неэффективными региональными аэропортами на основе государственно-частного партнерства. Хотя по этому вопросу проведены переговоры с компаниями из Катара, Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов, Японии, Германии, Кореи и Аргентины, никаких практических результатов не достигнуто.
Министру транспорта И. Махкамову направлен парламентский запрос дать обоснованные разъяснения относительно состояния работ по завершению проектов по строительству автомобильных дорог на основе государственно-
частного партнерства по направлениям Ташкент — Самарканд и Ташкент — Ферганская долина, модернизации региональных аэропортов с низкой эффективностью на основе государственно-частного партнерства.
Хайрилло ГАППОРОВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, руководитель фракции Экологической партии:
— Осуществление мероприятий общенационального проекта «Зеленое пространство» находится на постоянном контроле парламента. Недавно приняли закон, направленный на усиление охраны деревьев. Организовали парламентское слушание по деятельности профильных министерств и ведомств о работе по реализации общенационального проекта. Ответственный комитет провел контрольно-аналитическое мероприятие.
В последнюю неделю месяца депутаты выезжают в свои избирательные округа, доводят до населения суть осуществляемых дел в рамках проекта, ведут мониторинг выполнения задач, указанных в нем.
Изучения показывают наличие недостатков в практическом воплощении задач, обозначенных главой государства на видеоселекторном совещании. Для себя определили актуальные вопросы, в том числе включение в законодательные акты, касающиеся градостроительства, требования об обязательном озеленении площадей вокруг возводимых объектов, усиление ответственности за браконьерство, разработку новой редакции Закона «Об отходах».
Одилжон ТОЖИЕВ, заместитель Спикера Законодательной палаты Олий Мажлиса, член фракции ДП «Миллий тикланиш»:
— На заседании Законодательной палаты рассмотрен проект закона, предусматривающий внесение изменений в статью 2271 Налогового кодекса.
Предприниматель, не проводивший маркировку продукции или же не установивший в свою торговую точку автоматизированный прибор учета продукции, вынужден чистый доход, полученный в последнем отчетном квартале, уплачивать в качестве штрафа.
Согласно изменению, вносимому в Налоговый кодекс, размер штрафа, применяемого за нарушение фискальных правил, сокращается на 98 процентов. То есть предприниматель уплачивает в качестве штрафа не трехмесячный доход, а всего 2 процента от него.
Это улучшает деловую среду, стимулирует предпринимательство.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment