Правовое регулирование в интересах народа

10:08 03 Ноябрь 2021 Политика
735 0

Фото: пресс-служба Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Правовое регулирование в интересах народа

Состоялось очередное заседание Законодательной палаты Олий Мажлиса. В повестку дня были включены такие вопросы, как обсуждение законопроектов, направление парламентского запроса министерствам и ведомствам, утверждение постановлений Кенгаша Законодательной палаты.

Облегчить участь больных

Среди документов, вынесенных предварительно на суд общественности, законопроект «О трансплантации органов и тканей человека». Депутаты рассмотрели его во втором чтении.

Было отмечено, что в последние годы хирургическая служба получила сущест­венное развитие, укреплена ее материально-техническая база, освоены высокотехнологичные операции. Благодаря улучшению качества медицинских услуг, повышению ресурсного потенциала учреждений здравоохранения ежегодно в республике проводится до 750 тысяч операций. Республиканские центры способны сейчас осуществлять 350 видов хирургических вмешательств, областные центры — 130, на районном уровне в этом перечне около 60 видов. При 32 больницах созданы отделения эндоваскулярной хирургии.

Как известно, 13 сентября этого года были презентованы преобразования в хирургическом направлении медицины. Президент Шавкат Мирзиёев наряду с достигнутыми результатами говорил о недостатках, существующих проблемах и мерах по их решению. Законодательной палате поручалось провести разъяснительную работу среди населения по законопроекту «О трансплантации органов и тканей человека», привлечь общественность к законотворческой деятельности, изучить мнения и предложения граждан и отразить их в проекте.

Во исполнение поручения рабочая группа в составе депутатов, сотрудников нижней палаты парламента, Института проблем законодательства и парламентских исследований при Олий Мажлисе, представителей Минис­терства здравоохранения провела ряд мероприятий и встреч с населением и специалистами отрасли. Высказанные в ходе их проведения предложения, а также мнения людей, столкнувшихся с необходимостью трансплантации органов, использованы при доработке законопроекта. К примеру, пересмотрена и уточнена статья 3 законопроекта, определяющая такие основные понятия, как «человеческий орган», «человеческие ткани».

Принятие законопроекта дополнит существующую нормативно-правовую базу государственной политики, направленной на правовую и социальную защиту населения, определит цели и условия трансплантации органов и тканей, снизит заболеваемость и смертность.

С учетом внесенных депутатами предложений законопроект принят в третьем чтении.

Отправлен на доработку

Пандемия коронавируса оказывает негативное влияние на мировую экономику. Это коснулось и нашей страны. Превентивные меры позволили существенно смягчить ее последствия, о чем свидетельствуют стабильные темпы роста отечественной экономики. Широкий спектр льгот и преференций в условиях форс-мажора явился важным фактором устойчивого развития.

Законопроект «О внесении дополнений в Налоговый кодекс Республики Узбекистан», обсужденный депутатами во втором чтении, созвучен требованиям дня. Документ предусматривает на период до 1 января 2024 года освобождение вновь созданных на горных и с засоленными землями территориях страны субъектов предпринимательства от уплаты земельного налога, взимаемого с юридических лиц, налога на имущество юридических лиц, налога с оборота, фиксированной суммы налога на доходы физических лиц, взимаемого с индивидуальных предпринимателей.

Кроме того, до 1 ноября 2022 года освобождаются от уплаты земельного налога и налога на имущество юридических лиц рыбоводческие, животноводческие, птицеводческие и садоводческие хозяйства, пострадавшие вследствие чрезвычайного происшествия в Сардобинском, Акалтынском и Мирзаабадском районах Сырдарьинской области.

Законопроект будет содействовать привлечению иностранных инвесторов и повышению привлекательности деловой среды.

Учитывая, что некоторые принципиальные вопросы, поднятые депутатами в ходе обсуждений, не были урегулированы, документ возвращен на доработку в профильный комитет.

В интересах каждого кредитора

Проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», обсужденный депутатами во втором чтении, вызвал оживленную дискуссию.

Он призван обеспечить реализацию пункта 11 Указа Президента страны «О дополнительных мерах по совершенствованию системы поддержки предпринимательства, дальнейшему улучшению делового климата». Согласно действующему закону, в случае недостаточности средств на счете должника для удовлетворения требований кредиторов списание денежных средств осуществляется согласно очередности, установленной законом. При этом каждое последующее требование удовлетворяется после полного расчета с предыдущим кредитором. Практика показывает, что при недостаточности средств должника субъекты третьей, четвертой, пятой очередности не получают возврата ссуженной суммы.

Для решения этой проблемы предусматривается порядок, согласно которому кредиторы третьей — пятой очередности солидаризируются, что позволяет удовлетворять требования кредиторов пропорционально. В эту же очередь включены платежи в бюджет и государственные целевые фонды.

С принятием законопроекта будет усовершенствован институт защиты прав и интересов кредиторов, обеспечивающий равенство. В процессе принудительного исполнения обеспечивается принцип равной сатисфакции всех кредиторов.

Законопроект принят депутатами.

Предписания ценны исполнением

Народные избранники обсудили проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

Отсутствие альтернативных правовых механизмов исполнения судебных документов и документов других органов без мобилизации государственного принуждения в действующих нормативных документах вызывает ряд неудобств. В обсужденном варианте закона предлагается по семи категориям судебных актов и актов иных органов задействовать меры по добровольному их исполнению, а в случае безрезультативности использовать органы принудительного характера в качестве крайней меры.

Статья 1982 Кодекса об адми­нистративной ответственности дополняется частью третьей, согласно которой устанавливается ответственность за игнорирование отдельных категорий исполнительных документов до их подачи в органы Бюро принудительного исполнения.

Существующий закон не предусматривает ответственность за воспрепятствование исполнению судебных актов и вмешательство в процесс исполнения судебного акта. Чтобы обеспечить действенность силы закона, вносятся изменения в статью 248 Кодекса об административной ответственности, согласно которым оформление протокола за нарушение правил пользования электрической, тепловой энергией, газом передается в органы внутренних дел.

Законопроект упростит процедуры и обеспечит безусловное и своевременное исполнение судебных актов и актов иных органов. Будут созданы необходимые условия для формирования у граждан и юридических лиц культуры ненасильственного следования судебным решениям.

В ходе заседания инициатор законопроекта ответил на все вопросы, поставленные депутатами. Законопроект принят в первом чтении.

К наследию — с уважением

Узбекистан славится своим материальным и культурным наследием. В последние годы принят ряд мер по охране, изучению и использованию национального достояния. Но не везде на должном уровне проходит восстановление шедевров архитектурного зодчества. Проведенные недавно правоохранительными органами проверки показывают, что при реставрации объектов заказчиком, подрядчиком, проектировщиком и экспертными организациями наносится ущерб исторической и художест­венной ценности памятников старины. В частности, при изучении реставрационных работ, проведенных в знаменитом комплексе Ситораи Мохи Хосса, установлено, что уничтожены орнамент, узоры, мозаика. Ущерб составил 28 миллиардов сумов.

Генеральная прокуратура на основании проектной документации проанализировала аналогичные работы, выполненные за последние три года на 320 объектах материального культурного наследия. Выявлены многочисленные факты нарушения закона. Кроме того, без согласования проектной документации с научно-экспертным советом Департамента культурного наследия на 14 объектах проведены ремонтно-реставрационные работы на почти 12 миллиардов 455 миллионов сумов.

В целях предотвращения подобных случаев, сноса или повреждения памятников, представляющих историческую ценность и находящихся под защитой государства, разработан проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с усилением охраны объектов материального культурного наследия».

На очередном заседании Законодательной палаты законопроект концептуально рассмотрен депутатами в первом чтении. Констатировано, что в настоящее время под государственной охраной находится 8 210 объектов материального культурного наследия, в том числе археологические, архитектурные сооружения, монументальные произведения искусства, достопримечательные места. В целях обеспечения полного государственного контроля в сфере и предотвращения нарушений проектом предусмотрено установление административной ответственности за невыполнение инструкций или рекомендаций Агентства культурного наследия и его территориальных управлений.

Депутаты отметили, что принятие законопроекта станет надежной гарантией сохранности объектов, представляющих историческую ценность, в том числе включенных в Список всемирного наследия.

Законопроект принят депутатами в первом чтении.

К несовершеннолетним особый подход

В ходе заседания депутаты нижней палаты парламента рассмотрели законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы обеспечения гарантий прав ребенка».

Проектом предусмотрены изменения и дополнения в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Исходя из гуманных побуждений предлагается поднять с 13 до 14 лет возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности. Ужесточаются меры наказания за преступления сексуального характера, при­нятые в отношении несовершеннолетних, то есть за деяния, преду­смотренные статьями 128 и 129 Уголовного кодекса.

Законопроектом определена продолжительность допроса несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, который может длиться не более четырех часов в течение дня. Также, согласно обсужденному документу, обеспечивается участие психолога в допросе несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля, подозреваемого или обвиняемого по заявлению несовершеннолетнего или его законного представителя.

Кроме того, законопроект устанавливает уголовную ответственность за половой акт с несовершеннолетним, заинтересовав не только его самого материально, но и путем передачи материальных ценностей третьим лицам.

Принятие законопроекта позволит эффективно защитить права и интересы несовершеннолетних, привести национальное законодательство в соответствие с международными стандартами.

Документ принят депутатами в первом чтении.

Оградить женщин от насилия

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса депутаты рассмотрели в первом чтении законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», направленный на оказание помощи женщинам, находящимся в сложной социальной ситуации.

Документом предлагается внес­ти изменения в законы «Об органах самоуправления граждан», «О защите женщин от притеснения и насилия», «О переписи населения». Проект налагает ответственность на сход граждан по выявлению на территории махалли лиц, совершивших насилие или склонных к подобному, а также обязывает присутствовать в ходе профилактических работ с ними.

В проекте также отражены меры, принимаемые органами по труду для обеспечения занятости женщин, находящихся в сложной социальной ситуации, их вовлечения в предпринимательскую деятельность, профориентации.

На заседании ответственный комитет предложил принять законопроект с новым названием — «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием мер по обеспечению гарантий прав женщин, находящихся в тяжелом социальном положении». С учетом данного предложения законопроект принят в третьем чтении.

Принятие законопроекта послужит дальнейшему укреплению правовой базы оказания помощи и поддержки женщинам, находящимся в сложной социальной ситуации.

Определена мера ответственности

На очередном заседании Законодательной палаты Олий Маж­лиса представлен законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с принятием Конституционного закона Республики Узбекистан «О чрезвычайном положении».

Законопроект разработан по инициативе группы депутатов нижней палаты парламента. В июле текущего года Законодательной палатой был принят Конституционный закон «О чрезвычайном положении» и направлен в Сенат Олий Мажлиса.

Проект документа предусматривает введение в чрезвычайных условиях отдельного режима, налагающего дополнительные обязательст­ва на деятельность органов государственного управления, общест­венных и других организаций независимо от организационно-правовых форм собственности и их руководителей.

Предлагаемые изменения коснутся девяти законов. Принятие проекта документа будет способствовать устранению правового пробела в законодательстве и приведению в соответствие с нормами законодательных актов.

Законопроект принят депутатами в первом чтении.

«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.