Правовая основа всех наших достижений и успехов

Фото: информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Есть критерии, которые объединяют политическую зрелость государства и социальную стабильность страны. Их немного. Если самым основным из них является безусловное обеспечение верховенства закона в обществе, то второй — налаживание открытого и непрерывного диалога между властью и народом. Это важное условие не только демократии, но и создания сильного гражданского общества. Высшей правовой базой для реализации таких приоритетных задач служит Конституция. Она проявляется как Основной закон современного развития, выбранного инновационного пути, прогрессивных и народных реформ. Это маяк, что ведет к светлому будущему, «золотой билет», дающий человеку право быть счастливым.
Об этом свидетельствуют и коренные реформы, происходящие в Узбекистане в пос¬ледние годы. Главная их цель — сделать так, чтобы люди могли в полной мере пользоваться предоставленными возможностями, жить счастливо не завтра, не в далеком будущем, а уже сегодня. Узбекистанцы в повседневной жизни все сильнее ощущают, что принимаемые меры осуществляются не ради отчетов и славословия, а для реального изменения качества жизни каждого гражданина. Как результат под руководством Президента народ покоряет все новые рубежи. На наших глазах новый Узбекистан открывается миру. Эти преобразования получают признание и зарубежных экспертов. Самое важное, меняется мировоззрение соотечественников, которые активно участвуют в осуществлении реформ. Словом, жить в новом Узбекистане с духом созидания стало требованием времени и общественной необходимостью для каждого человека. Естественно, все это не происходит само по себе. В основе изменений лежат практические действия и решение сложных задач на пути выполнения обозначенных в Конституции целей.
Твердость на пути обеспечения верховенства закона
Обеспечение верховенства Конституции и законов — важнейший фактор в развитии любого общества. В социуме, где верховенствует закон, все документы, принимаемые органами государственной власти и управления, а также все действия должностных лиц будут соответствовать Конституции и законам. В противном случае в обществе будет царить упадочный настрой, снизится вера людей в государство и в конце концов прогресс станет утопией. В статье 15 Основного закона закреплено: «В Республике Узбекистан признается безусловное верховенство Конституции и законов Республики Узбекистан. Государство, его органы, должностные лица, общественные объединения, граждане действуют в соответствии с Конституцией и законами».
Какие же результаты достигнуты в период независимости, в частности, за последние четыре года? Каждое государство, определяя свой путь развития, закрепляет в своей Конституции важнейшие цели и задачи, направленные на обеспечение благополучной жизни населения. Принятая в начальный период независимости, наша Конституция четко обозначила взаимные права и обязанности в отношениях между личностью, обществом и государством, а также их гарантии. В ней гарантировано, что все граждане Республики Узбекистан равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии и социального происхождения. Это создало основу для серьезного продвижения.
Президент в докладе на торжественном собрании, посвященном 27-й годовщине принятия Конституции Республики Узбекистан, отметил, что обеспечение верховенства Конституции и законов является важнейшим критерием построения в нашей стране правового демократического государства. Действительно, эффективность любых демократических реформ, гарантии мира и прогресса непосредственно связаны с этим основным принципом. Поэтому последовательно укореняется обстановка, в которой кадры всех звеньев, будь то министр, хоким или рядовой гражданин, обязаны знать и выполнять Конституцию и законы. Понятие «Верховенство Конституции и законов — залог благополучной жизни» должно занять прочное место в сознании людей и превратиться в общественную потребность. Как сказал известный английский философ, социолог и правовед Иеремия Бентам, самая лучшая конституция — та, к которой привык народ.
Принимаются меры, чтобы сформировать систему, направленную на эффективную организацию исполнения законов, предвидение системных проблем, борьбу против негативных последствий правонарушений, раннее предупреждение таких случаев. Для этого и принимаются законы, указы и постановления Президента. Цель у них одна — обеспечить благополучие народа. В качестве примера можно привести принятый в прош¬лом году Закон «О государственно-частном партнерстве». Данный документ стал правовой основой для создания действенного механизма реализации конституционных прав граждан по выполнению государственных и общественных задач. В результате во многих отраслях были реализованы проекты по государственно-частному партнерству. За¬служивает внимания, что продвижение наблюдается и в некоторых отстающих в плане государственно-частного партнерства отраслях, к примеру, в образовании и здравоохранении. Вместе с тем встречаются и отдельные случаи нарушений закона, что требует от парламента, Верховного суда и других ведомств усиливать эффективные механизмы обеспечения исполнения законов.
Большое значение в обеспечении верховенства Конституции и законов имеет общественный контроль. Поэтому в стране уделяется особое внимание этому вопросу. Соотечественники активно участвуют во всех процессах государственного значения, в том числе в обсуждении проектов законов, указов и постановлений. Проекты законов совершенствуются с учетом поступивших от народа мнений и предложений. Впервые это ярко проявилось в прошлом году, когда Государственный бюджет был широко обсужден общественностью и принят в духе открытости и гласности. В нем было расписано, на что и как министерства и ведомства будут расходовать каждый сум. Общественность к этой информации отнеслась как к оказанному ей доверию, после чего ее активность намного повысилась. Нынешние граждане — не те, что были вчера, они хорошо знают свои права и учатся отстаивать свое мнение.
Вспоминается еще один пример. В прошлом году, когда на местах участились случаи вырубки деревьев, люди выразили серьезное недовольство. В результате был объявлен мораторий на вырубку деревьев. Данный пример показывает, насколько большую силу воздействия имеет общественное мнение.
Общественный контроль не означает только контроль за деятельностью государственных органов. Он является важным фактором самоуправления общества, утверждения его гражданского самосознания. Принципиальный гражданский подход необходим в деятельности правоохранительных и контролирующих органов, банков, в сферах финансов, образования, здравоохранения, коммунального хозяйства, энергетики, транспорта. Если постоянный общественный контроль сосредоточится на качестве товаров и услуг, от этого все выиграют.
В обеспечении верховенства Конституции и законов важное место занимают средства массовой информации. Поэтому ведется серьезная работа по превращению СМИ в настоящее «зеркало общества». Так, благодаря осуществленным за последние четыре года реформам по обеспечению свободы слова произошел коренной поворот в жизни общества. Наряду с традиционными средствами массовой информации интернет, социальные сети и блогеры не только выражают общественное мнение, но и открыто вскрывают ошибки и недостатки на местах, способствуют их устранению.
В этом направлении предстоит сделать еще многое. Например, с целью усиления принципа открытости и гласности в государственном и общественном управлении, в повседневной деятельности требуется в полной мере обеспечивать свободу слова, конституционных прав граждан получать и распространять информацию. Если говорить исходя из своей деятельности, мы должны совершенствовать правовые основы сферы, учитывая требования дня. Мы достигнем намеченных целей только тогда, когда принимаемые законы будут соответствовать проводимым реформам.
Это очередное условие в плане рассматриваемой темы. Крайне важно совершенствовать законы, которые пока действуют, но не соответствуют требованиям времени, а также создать механизмы их исполнения на основе четкой системы.
Здесь уместно отметить, что парламент страны также обновляется в соответствии с требованиями времени. В частности, осуществляется новый подход к законотворческому процессу. Представители народа выезжают на места, изучают ситуацию, интересуются мнениями людей и только после этого работают над новыми законами с учетом поступивших предложений. На этой же основе совершенствуются и те нормы действующих законов, которые устарели и далеки от жизни. В результате законы претворяются в жизнь общества в качестве документов, воплощающих в себе проблемы и стремления народа. Ведь чтобы закон работал, он прежде всего должен служить интересам народа.
Очередное условие обеспечения верховенства Конституции и законов связано с повышением правового сознания и правовой культуры населения. Какие бы совершенные законы мы ни принимали, нам трудно будет достичь намеченных целей, если у народа не будет соответствующего уровня правового сознания и правовой культуры. В этом смысле предстоит усиливать работу, чтобы уважение Конституции и законов, правовое сознание и правовая культура превратились в образ жизни каждого должностного лица и рядового гражданина.
Народ — источник государственной власти
Правовой основой осуществляемых в стране коренных реформ и достигаемых успехов, несомненно, является Конституция суверенного Узбекистана. В статье 7 Основного закона закреплено: «Народ является единственным источником государственной власти». Этот источник полностью задействован. Сказать точнее, высший социальный ориентир нового Узбекистана ярко проявляется в претворении в жизнь истинно благородного и гуманного содержания, отраженного в Конституции. Эти устремления видны прежде всего в полной реализации созидательного потенциала граждан, эффективном использовании возможностей человеческого капитала. Главная цель проводимой в стране гуманной политики заключается в повышении уровня жизни населения, создании необходимых условий для нашего благополучия.
В последние четыре года формируется совершенно новая система правопорядка, ценностей и отношений, соответствующих новому Узбекистану. В стране создаются правовые основы настоящего народовластия, провозглашенного Конституцией. Как результат в обиход вошли новые слова и выражения: «диалог с народом», «народные приемные», «электронное правительство», «виртуальная приемная», «портал», «инициативность», «доступные дома», «проблемы народа», «вакцина честности», «государственно-частное партнерство», «дорожная карта», «гарантированная безопасность» и другие. Главное — они проявляются в улучшении жизни населения.
Обращаясь к истории, можно вспомнить, что утверждение народовластия в течение многих веков было мечтой не только узбекского народа, но и всего человечества. Однако во всем мире основной критерий претворения принципов демократии был связан только с достижением объективности в процессе выборов. Как только заканчивалась избирательная кампания, до следующих выборов приоритетной оставалась не демократия, а автократия.
В Узбекистане после проведения выборов Президента приступили к созданию прочного фундамента народовластия, установлению демократии, внедрению в жизнь принципов честности и справедливости, искоренению коррупции в обществе, а также мобилизации законодательства, государственной и судебной власти на реализацию желаний народа, решение его проблем. Сейчас каждый проходящий день в стране связан с обеспечением интересов человека, гарантированной защитой прав граждан, чтобы люди были довольны и счастливы.
Такая новая гуманная политика способствует созданию достойных условий жизни для всех граждан, особенно для представителей уязвимых слоев населения, нуждающихся в социальной поддержке. Например, введен в практику порядок выплаты лишенным свободы лицам пенсии и социального страхования; помилованы тысячи заключенных, совершивших правонарушения по неосторожности и раскаявшихся в содеянном; тысячи соотечественников, которые долгие годы жили рядом с нами, но не имели гражданства, получили статус гражданина Республики Узбекистан. И это еще не все. Женщины и дети, по каким-то причинам уехавшие в другие государства и находившиеся в очагах военных действий, были возвращены из стран Ближнего Востока и Афганистана на родину в рамках мероприятий «Мехр-1» и «Мехр-2». Созданы все условия, чтобы они могли адаптироваться в обществе. Данная работа продолжается.
Новая социальная политика проявляется в реализации прав граждан на собственность, на достойную учебу, работу, отдых и лечение, а также прав избирать и быть избранным. За последние четыре года расширены возможности для получения молодежью высшего образования, в областных центрах начали деятельность современные медицинские центры по лечению кардиологических и внутренних болезней. Повышается заработная плата работников органов управления на местах, учителей, врачей и представителей других профессий.
Реформы, направленные на благополучие народа, обретают новый смысл и содержание.
Каждый имеет право на собственность
У человека, имеющего собственность, многократно увеличивается производительность труда. Настроение и стремления, отношение к своей деятельности и в целом к жизни будут совсем иными. Владелец собственности старается наращивать объемы и приумножать доходы. Он непосредственно причастен к изменениям в обогащении общества. Поэтому в статье 36 Конституции Узбекистана закреплено: «Каждый имеет право на собственность. Тайна банковских вкладов и право наследования гарантируются законом».
В нашей стране создана система надежных правовых гарантий, обеспечивающих то, что неприкосновенность собственности, приобретенной гражданином на законной основе, не подвергается какому-либо сомнению.
Трудно достичь развития, не обеспечив неприкосновенность права собственности. Это отмечено в нашем Основном законе, где прописано, что частная собственность наряду с другими формами собственности неприкосновенна и защищается государством. Данная норма отражена и в других законах. Например, в Законе «О защите частной собственности и гарантиях прав собственников» предусмотрено, что разрушение дома, других зданий и сооружений, находящихся на изымаемом земельном участке, не допускается до того, пока ущерб не будет восполнен заблаговременно и в полном объеме, по рыночным ценам.
Каждый предприниматель должен хорошо знать, что государство является защитником прав частного собственника. Поэтому предприниматели без каких-либо опасений инвестируют в свой бизнес и, расширяя производственную деятельность, увеличивают объемы продукции, получаемые доходы. От этого выигрывает не только он сам, но и все общество. В последние годы, в том числе в нынешних условиях пандемии, осуществляются конкретные и адресные меры, направленные на надежную защиту прав и законных интересов субъектов предпринимательства, обеспечение приоритетной роли частной собственности, поэтапное сокращение государственной доли в экономике. Принятыми в данной сфере законами и подзаконными актами установлен порядок и жесткий контроль, чтобы не допускать незаконное вмешательство государственных органов, правоохранительных и контролирующих структур в предпринимательскую деятельность.
Примечательно, что во взаимоотношениях с государственными, правоохранительными и контролирующими органами действует принцип приоритета субъекта предпринимательской деятельности. Все неустраняемые неточности и противоречия, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, решаются в пользу субъекта предпринимательства. Воспрепятствование развитию предпринимательства рассматривается как воспрепятствование государственной политике.
Еще один важный документ — Закон «О противодействии коррупции» имеет большое значение в ограничении незаконной угрозы праву
частной собственности и необоснованного вмешательства в деятельность субъекта предпринимательства. Также и в другие законодательные акты внесены изменения и дополнения, направленные на обеспечение ускоренного развития предпринимательской деятельности, всестороннюю защиту частной собственности, качественное улучшение деловой среды.
В результате эффективных мер повышается желание населения заниматься предпринимательством, год от года увеличивается число бизнес-субъектов. И без преувеличения можно сказать, что все это является еще одним достижением нашей Конституции.
Социальная поддержка в условиях пандемии
В нынешних условиях пандемии финансовая поддержка социально уязвимых слоев населения в Узбекистане рассматривается как главенствующий вопрос. В этой сфере глава государства принял ряд указов и постановлений, также внесены соответствующие изменения и дополнения в законы. В такой сложной ситуации проявилось эффективное партнерство между государством и гражданским обществом, то есть Антикризисный фонд, институты гражданского общества и общественные организации объединились и осуществляют действия по преодолению кризиса. С целью оказания помощи нуждающимся семьям сформирован их список. Однако встречались и случаи, когда председатели махаллей по каким-то причинам оставили отдельные семьи без помощи и государственной поддержки. Такие факты оперативно рассматриваются и исправляются. Для этого представители государственных и общественных структур, в том числе сенаторы и депутаты выезжают в регионы, изучают проблемы граждан напрямую и принимают меры по решению вопросов на месте.
В частности, для защиты нуждающихся слоев населения в период пандемии, чтобы обеспечить прозрачность данного процесса, разработана информационная система — единый реестр по социальной защите. В целях материальной и нематериальной поддержки населения в период пандемии на местах созданы рабочие группы. Решениями местных Кенгашей народных депутатов сформированы списки нуждающихся в социальной защите слоев населения. Для ведения данного реестра и его мониторинга в формате онлайн задействована автоматизированная электронная программа «Саховат.аргос.уз». Теперь размещение списка нуждающихся в эту электронную программу, источников поступления им доходов, записи по обеспечению занятости трудоспособных людей и после повышения уровня жизни в связи с обретением постоянного дохода можно исключить из списка. Все эти процессы осуществляются онлайн.
Говоря о мерах по сокращению бедности, государством в первую очередь были предоставлены преференции предприятиям и субъектам предпринимательства, которые временно приостановили свою деятельность в период пандемии.
Населению выдавались льготные кредиты, оказывалась прямая финансовая помощь. В настоящее время безработные граждане обучаются разным профессиям, для чего были организованы моноцентры. На местах открыты учебные курсы, где можно обрести навыки для устройства на работу, не требующую высокой квалификации и высшего образования. Кроме этого, население овладевает предпринимательскими знаниями в высшей школе бизнеса.
Семьям, попавшим в тяжелое финансовое положение, оказывается прямая материальная и нематериальная помощь. К примеру, это освобождение от уплаты родительского взноса в детский сад, обеспечение школьников сезонной одеждой и так далее. В соответствии с постановлением Президента накануне праздника Курбан-хайит оказана помощь более 182 тысячам нуждающихся семей в размере почти 154 миллиардов сумов. Только этот гуманитарный акт показывает, какое большое внимание уделяется поддержке населения в период пандемии. Практические действия в данном направлении обретают все больший масштаб.
Словом, достигнутые в настоящее время успехи, взятый высокий уровень нашего государства на международной арене, кардинальные изменения во внутренней политике, мирная и спокойная жизнь, указы, постановления и законы, принимаемые с целью развития страны и улучшения жизни народа, — правовой основой всему этому служит наш Основной закон — Конституция Республики Узбекистан.
Танзила НАРБАЕВА,
Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Больше новостей на нашем Telegram канале: @ns_uz
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment