Перекресток двух талантов 

17:05 09 Февраль 2026 Культура
233 0

Фото: А. Утарбеков

В столичной Галерее изобразительного искусства проходит выставка «Алишер Навои. Диалог эпох». Она стала перекрестком двух выдающихся талантов: непревзойденного поэта и метра отечественного искусства Николая Шина.

В экспозиции представлены 39 живописных и графических произведений из серии «Легенда о любви». В этих работах художник, ушедший из жизни в 2006 году, обращается к поэтическому и философскому наследию Алишера Навои, раскрывая тему любви как высшей духовной ценности. Серия стала неожиданностью для многих поклонников и друзей мастера, центральной темой творчества которого были трагические события, связанные с переселением корейцев с Дальнего Востока в Центральную Азию. Николай Шин также создал множество поэтических полотен о земле Узбекистана, воспевая ее красоту и восхищаясь людьми-тружениками.  

Экспозиция «Алишер Навои. Диалог эпох» приурочена к 585-летию великого поэта. Академик Академии художеств, заслуженный деятель искусств Узбекистана, кавалер высшего южнокорейского ордена «Золотая корона» Николай Шин предлагает художественное прочтение образа Навои как культурного феномена, чье наследие продолжает звучать и вдохновлять людей спустя почти шесть столетий. 

— Творчеству выдающегося поэта и гуманиста, ставшего символом темуридского ренессанса, посвящено множество классических, хрестоматийных работ узбекских художников. На этой выставке мы видим, как его интерпретировал Николай Шин, — рассказывает директор галереи, академик Академии художеств, доктор искусствоведения Камола Акилова. — Познакомилась с Николаем Сергеевичем, будучи молодым аспирантом в Институте искусствознания в конце 80-х годов прошлого века. Меня поразила искренность художника, его человеколюбие. При своем выдающемся таланте, он был очень скромным. Николай Шин всю жизнь исследовал тему геноцида, депортации корейцев с Дальнего Востока. Его семья на себе испытала те драматические события. И вдруг в его творчестве возникает тема Алишера Навои. Думаю, он смог найти в великой личности струны человеческой души, которые глубоко затронули его лично. Работы выдержаны в типичном стиле эпохи 70-х — 80-х годов, но их отличает особая искренность. Шин показывает образ и произведения Алишера Навои в свойственной только ему манере. Хочется поблагодарить семью Николая Сергеевича за поддержку в организации выставки и передачу в дар коллекции Национального банка двух его работ.  

На вернисаже собрались друзья и близкие художника, его многочисленные ученики и молодые последователи. Воспоминаниями о наставнике и друге, мнением об экспозиции поделился народный художник Узбекистана, академик Джавлон Умарбеков: 

— Придя на выставку, впервые увидел представленные здесь работы. Меня поразили большие портреты Алишера Навои. Редкий случай, когда монохромный рисунок углем или тушью сделан настолько мастерски. Хотя Николай Сергеевич никогда не забывал своей исторической родины, он считал Узбекистан родным домом, искренне любил эту землю. Алишер Навои — классик узбекской литературы, также был близок ему. Образы поэта и его современников на работах Шина перекликаются с персонажами художественного фильма «Алишер Навои», снятого в Узбекистане в 1947 году киностудией «Мосфильм». Видимо, Николай Сергеевич пользовался кинолентой для воссоздания внешности поэта и его эпохи. В те годы было доступно мало визуальной информации об Алишере Навои, миниатюры печатались редко. Однако Николай Шин нашел выход, ему было важно выразить свое восхищение поэтом через творчество. 

Выставка «Алишер Навои. Диалог эпох» соединила две выдающиеся личности: тонкого лирика, философа, суфия и просветителя и глубоко образованного, скромного, чуткого и удивительно одаренного художника. На работах Николая Шина мы видим поэта на фоне средневековых архитектурных шедевров Герата, в дворцовых интерьерах или цветущих садах Самарканда. На одних — это деятельный и справедливый эмир, живущий интересами простого народа. На других — восторженный юноша, очарованной музой, словно прекрасной пери, или мудрец, дающий наставления благодарным ученикам. Вот он вступает в споры о литературе и науке с великими современниками — творцами темуридского ренессанса, на следующем полотне — размышляет в тишине и одиночестве о бренности земной жизни и духовном пути человека. При этом главный герой не воспринимается как иллюстрация в учебнике истории, это — живой человек, думающий, чувствующий, сомневающийся.   

Экспозиция раскрывает два художественных мира, которые переплелись, чтобы отобразить самые прекрасные порывы человеческой души и стать гимном любви и гуманизму.             

Юлия ЛОГВИНА.
«Народное слово». 

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.