Озаряющие мир светом добра и просвещения

В стране проходят торжественные мероприятия, посвященные Дню учителей и наставников.
Ранним осенним утром на ташкентской Аллее литераторов собрались ведущие педагоги, воспитатели, преподаватели и тренеры из всех уголков страны. Учителя, добившиеся особых успехов в одной из самых сложных и благородных профессий, удостоенные звания Героя Узбекистана и высоких государственных наград, возложили цветы к подножию памятника Алишеру Навои. Далее гости приняли участие в духовно-просветительском мероприятии. Оно состоялось рядом со скульптурами выдающихся поэтов и писателей, многие из которых были талантливыми наставниками, своим творчеством внесли огромный вклад в воспитание гармонично развитого поколения.
Большое праздничное мероприя¬тие состоялось во Дворце международных форумов «Узбекистон». Группа педагогов, добившихся особых успехов на профессиональном поприще, была награждена нагрудными знаками «Отличник народного образования» и «Халк таълими фидойиси». Лучшие песни и теплые слова признательности прозвучали для учителей и наставников, собравшихся в зале.
На торжественном мероприятии руководитель департамента социального развития Администрации Президента Одил Абдурахманов
зачитал праздничное поздравление Президента Республики Узбекистан Шавката Мирзиёева, направленное учителям и наставникам Узбекистана.
Первый день октября в Узбекистане отмечается как один из самых любимых и значимых праздников. Накануне ученики спешат в школы и вузы с букетами цветов, чтобы поздравить уважаемых педагогов. Навещают их и те, кто давно покинул школьную скамью. Наверное, каждый из нас носит в сердце искреннюю благодарность и признательность наставникам, которые не только делились своими знаниями, но и помогали поверить в себя, учили мыслить, дружить, любить Родину, преодолевать сложности на пути к мечте.
В недавнем прошлом в Узбекистане был период, когда профессия учителя утратила свой высокий статус и непоколебимый авторитет. Многие опытные учителя, истинные мастера своего дела уходили из профессии. Молодые специалисты не задерживались в школах, не видели перспектив, не ощущали себя нужными стране и обществу. Причиной были низкая зарплата, привлечение учителей к уборке улиц и сбору данных у населения, работам на полях и другим обязанностям, не имеющим никакого отношения к благородному труду наставника. Педагогам в своей деятельности приходилось заполнять огромное количество ненужных бумаг, отчетов, журналов. Порой у преподавателей просто не оставалось времени на качественную подготовку к уроку, саморазвитие, исследовательскую работу.
Несколько лет назад по инициативе Президента Шавката Мирзиёева Узбекистан решительно приступил к устранению этих недостатков. Широкомасштабные меры по качественной подготовке, всесторонней поддержке и поощрению педагогов, повышению их статуса в обществе с каждым годом набирают обороты и находятся под пристальным вниманием руководства страны.
Законом запрещено принудительное привлечение учителей к работам, не относящимся к их профессиональной деятельности. На основе целого ряда постановлений и указов сформированы механизмы по стимулированию талантливых педагогов, созданию для представителей этой гуманной профессии достойных условий жизни и труда. В частности, за прошедший период заработная плата учителей выросла в среднем в 2,5 раза. Была введена надбавка преподавателям, имеющим национальные и международные сертификаты по иностранному языку, информационным технологиям, математике, химии и биологии, а также специальная плата для учителей, приехавших трудиться в отдаленные районы.
Апогеем этой работы, практически возведенной в статус национальной идеи, стало включение в обновленную Конституцию статьи 52, которая гласит, что в Республике Узбекистан труд учителя признается основой развития общества и государства, формирования и воспитания здорового, гармонично развитого поколения, сохранения и приумножения духовного и культурного потенциала народа. Государство заботится о защите чести и достоинства учителей, их социальном и материальном благополучии, профессиональном росте.
Накануне праздника Сенатом Олий Мажлиса был одобрен долго¬жданный закон «О статусе педагога». Как подчеркнула министр дошкольного и школьного образования Хилола Умарова, он послужит защите прав и повышению престижа более 640 тысяч педагогов и тренеров, работающих в сфере образования, улучшению условий в учебных заведениях. В частности, законопроект важен тем, что дает учителям право на защиту от незаконного вмешательства в их профессиональную деятельность.
На недавнем видеоселекторном совещании, посвященном повышению качества обучения в школах и поддержке учителей, Президент Узбекистана подчеркнул, что вся огромная работа в сфере образования проводится на основе благородной идеи «Новый Узбекистан начинается со школы». Действительно, именно в школьные годы человек получает базовый багаж знаний, социальных навыков и морально-этических ценностей. В стенах классных комнат начинается формирование будущей личности. И то, какой она будет, во многом зависит от учителей и наставников.
В последнее время в стране открыто 350 частных, десятки президентских, творческих и специализированных школ. На этом фоне спрос на грамотных, хорошо образованных и современно мыслящих учителей вырос многократно. В ближайшие годы в стране будет реализована программа по созданию сотен тысяч ученических мест. Благодаря расширению охвата детей дошкольным образованием и росту количества вузов увеличивается потребность в квалифицированных педагогах и для этих учреждений. Особую важность приобретает повышение качества педагогического образования, создание надежного кадрового резерва.
Для решения этой задачи постановлением главы государства в 2022 году созданы педагогические институты в Ургенче, Намангане, Гулистане, Андижане, Бухаре, Термезе, Шахрисабзе, Чирчике и Джизаке, открытые на базе профильных факультетов областных госуниверситетов. В Самарканде образован Узбекско-финский педагогический институт.
В стране несколько лет успешно функционируют филиалы авторитетных зарубежных вузов, выпускающих учителей и воспитателей.
Глава Узбекистана, обращаясь к учителям, не раз называл их ближайшими помощниками в реализации ключевых реформ. Ведь именно им предстоит воспитать созидателей Нового Узбекистана. Миллионы детей, которых они обучают сегодня, наполняя их серд¬ца добром, а разум — знаниями, завтра поведут страну к успеху.
— Верно говорят: если бы на свете не было наставников, жизнь не была бы наполнена светом доброты и просвещения. Каждый человек — строитель, дехканин, ученый, прежде всего, ученик своих учителей, которые вели нас по дороге знаний в школе, колледже и вузе, — поделился Герой Узбекистана Камолиддин Гафуров. — От профессионализма педагогов, от условий, соз-данных в образовательных учреждениях, зависит будущее страны. Поэтому мы очень радуемся, замечая то огромное внимание, которое уделяется сфере образования в Узбекистане. По всей республике возводятся сотни благоустроенных детских садов, школ, открываются новые вузы, выпускаются современные учебники. Огромную поддержку со стороны руководства страны ощущают и педагоги. Повышаются зарплаты, вводятся надбавки, создаются все условия для того, чтобы учителя могли повышать свою квалификацию, перенимать передовой опыт зарубежных коллег. Высокий статус наставника теперь закреплен в Конституции Узбекистана. Все это вдохновляет нас на усердную еже¬дневную работу по воспитанию подрастающего поколения, придает силы и дальше самоотверженно следовать своему призванию во имя благополучного будущего Нового Узбекистана.
Юлия ЛОГВИНА,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- Крушение самолета в Индии: общее число жертв достигло 310 человек
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment