Обстоятельное обсуждение актуальных вопросов

Фото: Законодательная палата Олий Мажлиса Республики Узбекистан
В Законодательной палате Олий Мажлиса состоялось очередное пленарное заседание. Депутаты подробно рассмотрели и обсудили вопросы насыщенной повестки дня.
Равные условия в приватизации
Депутаты нижней палаты парламента во втором чтении постатейно рассмотрели проект закона «О приватизации государственного имущества».
Приватизация сокращает участие государства в экономике и создает возможности для предпринимателей, увеличивает ряды собственников. Реализуемые реформы направлены на создание благоприятной инвестиционной среды, защиту прав и законных интересов владельцев частной собственности, что обеспечивает динамичный рост показателей в процессе приватизации государственного имущества.
Действующий Закон «О разгосударствлении и приватизации» не отражает нынешние реалии, не отвечает требованиям приватизации объектов государственной собственности на основе принципов открытости и прозрачности, законности, создания равных условий для участия покупателей в публичных торгах. Предусмотрены только два способа приватизации (биржевые торги, конкурсный), отсутствуют нормы продажи госимущества на электронных онлайн-аукционах. Четко не определены пределы полномочий государственных органов в сфере приватизации.
В законопроекте детально закрепляются все этапы приватизации, ее принципы на уровне закона прямого действия. Определяются такие принципы приватизации, как законность, открытость и прозрачность, подотчетность, обеспечение равной конкурентной среды и предотвращение коррупции.
Вводятся восемь новых способов приватизации, не предусмотренных действующим законодательством, такие как электронный онлайн-аукцион, конкурсные и биржевые торги, публичные приглашения для переговоров, продажа на основе конкурентного диалога, включение предприятия и объекта недвижимости в уставный фонд другого общества, а также аренда предприятий с условием последующей продажи.
Главное, согласно Конституции Республики Узбекистан в новой редакции, гарантируется неприкосновенность приватизированной собственности.
Законопроект принят депутатами.
Ратификация соглашения
На заседании в первом чтении рассмотрен проект закона «О ратификации Соглашения об учреждении Тюркского инвестиционного фонда (Анкара, 16 марта 2023 года)».
Законопроект разработан Министерством инвестиций, промышленности и торговли на основании статьи 18 Закона Республики Узбекистан «О международных договорах Республики Узбекистан». Учреждение Тюркского инвестиционного фонда одобрено главами государств на VII саммите Совета сотрудничества тюркоязычных государств, состоявшемся в Баку 15 октября 2019 года. Также 31 марта 2021 года на неформальном саммите совета Президентом Республики Узбекистан инициировано ускорение его создания.
Главная цель Соглашения об учреждении Тюркского инвестиционного фонда — развитие экономики путем поддержки региональной торговли и экономической деятельности между странами — членами Организации тюркских государств. Оно является основным документом, определяющим учреждение Тюркского инвестиционного фонда, который содействует совместной реализации инвестиционных проектов со странами-партнерами, включая Азербайджан, Казахстан, Кыргызстан и Турцию. Средства фонда будут направлены на развитие межрегиональной торговли, совместных проектов, «зеленой» экономики, информационных технологий, транспорта, логистики и других сфер.
Принятие законопроекта создаст правовую основу для становления Республики Узбекистан полноправным членом еще одного международного инвестиционного фонда.
В ходе обсуждения депутаты высказали свои мнения и предложения. После долгой полемики законопроект был принят.
Ответственность за дискриминацию
В ходе пленарного заседания рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Наша страна присоединилась к более чем 80 международным документам по правам человека, в том числе к шести основным договорам и четырем факультативным протоколам ООН. Регулярно представляются национальные отчеты об их выполнении в Совет ООН по правам человека и договорные комитеты.
В Стратегии развития Нового Узбекистана определены приоритетные задачи по уважению чести и достоинства человека, количество норм по правам человека в Конституции в новой редакции увеличилось в 3,5 раза. Реализуются системные реформы, направленные на обеспечение стабильности семей, оздоровление социальной и духовной среды, повышение благосостояния общества. Однако, несмотря на принимаемые меры, растет количество браков, совершаемых только по религиозным обрядам, вследствие чего увеличивается число случаев многоженства. Это приводит к появлению на свет детей, рожденных вне брака. Так, в 2022 году на основании заявлений матерей-одиночек было зарегистрировано 18 955 детей, что выше показателей предыдущих лет.
Отсутствие регистрации брака в органах загса вызывает проблемы, связанные с установлением отцовства, назначением алиментов, наследством, в результате чего граждане, особенно женщины, теряют доверие к государству как гаранту обеспечения защиты их прав.
Декларативный характер ответственности за разжигание религиозной вражды, установленной в уголовном и административном законодательстве, не позволяет дать правовую оценку и квалификацию таких действий и лиц, их совершающих. В последнее время наблюдаются случаи пропаганды гендерного неравенства через СМИ и социальные сети. Такая ситуация является косвенной дискриминацией по гендерному признаку, согласно Закону «О гарантиях равных прав и возможностей для женщин и мужчин». Данные действия препятствуют Республике Узбекистан полностью выполнять свои обязательства, вытекающие из международных соглашений.
В нашем Основном законе предусмотрено, что права и свободы человека могут быть ограничены только в соответствии с законом и лишь в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, здоровья населения, общественной нравственности, прав и свобод других лиц, обеспечения общественной безопасности и общественного порядка.
Исходя из этого предлагаемым законопроектом путем внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности предусматривается установление ответственности за пропаганду превосходства или неполноценности граждан по признаку их национальной, расовой, этнической или религиозной принадлежности, за совершение религиозного обряда по заключению брака лицами, брак которых не зарегистрирован в установленном законом порядке.
В то же время проектом предусмотрена административная ответственность за пропаганду сожительства с двумя и более женами, за открытое отрицание равных прав женщин и мужчин.
Также в целях дальнейшего повышения эффективности принимаемых мер по поддержанию общественного порядка, в частности, информационных программ, внедряемых в рамках концепции «Безопасный город», вводится мера административной ответственности за ношение в общественных местах одежды, не позволяющей идентифицировать личность граждан. При этом условием, исключающим ответственность, являются случаи, когда лицо прикрыто, но идентифицируемо, на основании медицинских указаний или связанных с трудовой и служебной деятельностью, а также специальные головные уборы для обеспечения безопасности дорожного движения, или их участниками во время спортивных и культурно-массовых мероприятий и в других случаях, разрешенных законом.
Меры ответственности, которые предполагается ввести проектом, используются в ряде зарубежных стран, в том числе во Франции, Австрии, Дании, Бельгии, Болгарии, Швейцарии, Турции, Марокко, Казахстане, Индии, Индонезии.
Как отмечалось на заседании, принятие законопроекта послужит дальнейшему укреплению межнационального согласия, религиозной толерантности и надежной защите прав женщин и детей, а также повышению эффективности усилий по поддержанию общественного порядка.
В ходе обсуждений депутаты подняли ряд вопросов по некоторым нормам законопроекта, высказали свои мнения, предложения и рекомендации по дальнейшему его совершенствованию.
После бурного обсуждения и долгой полемики законопроект принят депутатами.
Результативное управление сельским хозяйством
На заседании в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на изменение наименований органов исполнительной власти», призванный повысить эффективность организации государственного управления в сфере сельского хозяйства и продовольственной безопасности в рамках административных реформ.
В последние годы за счет снижения нагрузки на государственные органы, внедрения современной системы управления, широкого использования цифровых технологий модерируется их структура в среднем на 15 процентов, сокращены 40 должностей заместителей руководителей в 26 государственных органах и организациях.
В условиях Нового Узбекистана в качестве основной цели рассматривается формирование компактной системы государственного управления, отвечающей современным требованиям, повышение ответственности руководителей государственных органов путем упрощения процессов принятия решений и рассмотрения вопросов, а также повышение эффективности их деятельности.
Законопроектом вносятся изменения в более чем 10 законов Республики Узбекистан для приведения в соответствие наименований органов исполнительной власти при Министерстве сельского хозяйства действующему законодательству.
В частности, Инспекция по контролю за агропромышленным комплексом, Комитет ветеринарии и развития животноводства, Агентство по карантину и защите растений входят в структуру Министерства сельского хозяйства как органы исполнительной власти.
Законопроект принят депутатами.
Семейное предпринимательство получит стимул
Депутаты нижней палаты парламента в первом чтении рассмотрели проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Узбекистан «О семейном предпринимательстве», направленных на совершенствование ведения семейной предпринимательской деятельности», разработанный в целях дальнейшего развития семейного предпринимательства.
Отмечено, что в последние годы в нашей стране последовательно осуществляются реформы по созданию дополнительных условий для развития предпринимательства, обеспечения занятости населения и сокращения бедности. Созданы организационно-правовые механизмы для поддержки предпринимательства и его правовой защиты. В результате этого улучшается деловая среда, а предпринимательство обретает все большее значение в обеспечении экономического развития.
При этом, согласно действующему законодательству, семейные предприятия без образования юридического лица имеют право нанимать до трех постоянных сотрудников и заключать с ними трудовой договор. Установление подобного лимита препятствует увеличению объема работ и расширению сферы деятельности.
По мнению депутатов, принятие проекта закона позволит субъектам семейного предпринимательства нанимать до пяти постоянных работников, создаст возможность дальнейшего развития их деятельности.
В ходе обсуждения депутаты высказали свои мнения и предложения по законопроекту. По некоторым нормам документа подняты обоснованные вопросы, на которые даны подробные ответы от ответственных за его подготовку.
Законопроект принят депутатами.
Упрощается электронное архивирование
На пленарном заседании в первом чтении рассмотрен проект закона «О внесении дополнений в Закон Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах».
В республике создана необходимая инфраструктура в области архивного дела и делопроизводства, усовершенствованы процессы сбора, учета, хранения и использования архивных документов. Национальный архивный фонд обогащен документами, отражающими материальную и духовную жизнь народа Узбекистана, имеющими историческое, научное и культурное значение.
Для субъектов предпринимательства упрощены требования к полноте архивных документов, их учету и хранению, в том числе пересмотрены сроки архивных документов и сокращены виды их длительного хранения.
Однако существует необходимость в упрощении процедур, регламентирующих создание негосударственных электронных архивов. Данным документом вносятся дополнения, предусматривающие перевод требования о получении лицензии на оказание услуг сетей передачи данных негосударственных архивов, предоставляющих услуги электронного архивирования (хранения) документов, в процедуру уведомления.
В частности, предусмотрено включение субъекта предпринимательства негосударственных архивов в государственный реестр и перевод в уведомительный порядок требования о получении лицензии на оказание услуг сетей передачи данных негосударственных архивов, осуществляющих услуги электронного архива (хранения) документов.
Также устанавливается ответственность за осуществление деятельности без уведомления уполномоченного органа по организации негосударственной архивной деятельности, а также за предоставление уполномоченному органу ложной или недостоверной информации о выполнении требований и условий осуществления деятельности в уведомительном порядке.
В ходе обсуждения депутаты высказали свои мнения и предложения по законопроекту. По некоторым нормам, вызвавшим споры, получены подробные ответы у ответственных инициаторов.
После продолжительного обсуждения проект закона принят депутатами.
Не ликвидировать, а восстановить
На очередном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса рассмотрен проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с совершенствованием сферы неплатежеспособности».
В условиях рыночной экономики с увеличением количества новых предприятий становится больше неплатежеспособных предприятий и организаций. Их ликвидация вызывает споры между организациями-партнерами, негативно влияет на их деятельность и создает многие другие социальные и экономические проблемы.
Дела о неплатежеспособности регулируются Законом «О банкротстве». Однако кардинальные экономические изменения, происходящие во всем мире, также повлияли на эту отрасль. Поэтому 12 апреля 2022 года принята новая редакция Закона «О неплатежеспособности». Этот документ значим тем, что направлен не на ликвидацию неплатежеспособных субъектов предпринимательства, а на их финансовое оздоровление и правовое регулирование новых отношений.
Для обеспечения полной реализации этого документа на практике необходимо гармонизировать действующее законодательство с данным законом. Предлагается внести изменения и дополнения в семь кодексов и 18 законов.
По мнению депутатов, в результате принятия данного законопроекта повысится эффективность ликвидации неперспективных предприятий и восстановления их деятельности путем применения оздоровительных процедур к неплатежеспособным производителям. Также будет усилена правовая база регулирования отношений о неплатежеспособности физических лиц.
После бурного обсуждения, вопросов-ответов и долгой полемики проект закона принят депутатами.
Отменить бюрократические процедуры
Очередным вопросом, вызвавшим бурное обсуждение депутатов на пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса, стал проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с упрощением системы государственного регулирования предпринимательской деятельности».
В ходе открытого диалога с предпринимателями главой государства была анонсирована передача всех споров предпринимателей с налоговыми органами в ведение административного суда, а также снятие любых ограничений на их прямое обращение в суд.
Предлагаемым проектом вносятся изменения в Налоговый кодекс, а также законы «Об акционерных обществах и защите прав акционеров», «Об обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью», «О хозяйственных товариществах», направленные на создание дополнительных льгот для субъектов предпринимательства.
Предусмотрено предоставление налогоплательщикам права обжалования непосредственно в суд решения, принятого налоговыми органами по результатам выездных налоговых проверок и налогового аудита. Также будет отменена практика письменного уведомления кредиторов и объявления об этом в средствах массовой информации при принятии решения об уменьшении уставного фонда (уставного капитала) субъектов предпринимательства.
По мнению депутатов, законопроект послужит обеспечению эффективной защиты прав субъектов предпринимательства и отмене ряда бюрократических процедур, возлагающих на них чрезмерные расходы и обязательства.
Проект закона принят депутатами.
Уголовное дело за онлайн-вымогательство
Депутаты рассмотрели проект закона «О внесении изменений и дополнений в Уголовный, Уголовно-процессуальный кодексы Республики Узбекистан и Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Внедрение информационно-коммуникационных технологий во все отрасли создало для граждан и предприятий дополнительные удобства, позволило экономить время, значительно возросла эффективность работы.
Однако участились случаи вымогательства у пользователей интернета путем блокировки, уничтожения, изменения или изъятия их аккаунтов, каналов в социальных сетях, профилей мессенджеров и других информационных ресурсов.
Также в сфере цифровых технологий выявляются факты незаконного оборота криптоактивов, анонимного майнинга криптоактивов, изменения международного уникального идентификационного кода мобильного устройства без разрешения законного производителя.
Предлагаемым проектом закона вводится уголовная ответственность за онлайн-вымогательство, незаконную торговлю криптоактивами и майнинг, а также административная ответственность за изменение международного уникального идентификационного кода мобильного устройства без разрешения законного производителя, а также за разработку, проведение или использование для этой цели специальных программ.
Инициаторы закона предлагают освободить лиц, причастных к обороту и майнингу незаконных криптоактивов, от уголовной ответственности, если они добровольно сообщат о готовящемся или совершаемом преступлении и проявят активность в его раскрытии.
Принятие законопроекта позволит выявлять, пресекать и расследовать преступления, совершенные с помощью информационных технологий, обеспечит концентрацию сил и средств в борьбе с данными видами преступлений.
После бурного обсуждения депутаты приняли документ.
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- В Узбекистане на 10 процентов повысят зарплаты, стипендии, пенсии и пособия
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment