Культура — универсальный феномен

11:35 03 Ноябрь 2021 Культура
1194 0

Понятие «культура» выражает глубину и необъятность человеческого бытия. В той мере, в какой неисчерпаем и разнолик человек, многогранна и сама культура.

Культура — универсальный феномен. Являясь и основой, и конечным результатом общественного прогресса, она отражает уровень развития общества, помогает человеку реализоваться интеллектуально, творчески и духовно. Исторически же сформировалась как способ духовного освоения действительности, как духовное производство. Она характеризуется прежде всего способностью продуцировать, сохранять и транслировать духовные ценности.

За последние пять лет Президентом издано более 30 указов и постановлений, направленных на дальнейшее развитие культуры и искусства, усовершенствование системы управления в этом секторе, повышение международного авторитета национальной культуры. В этом контексте особое значение имеет постановление Президента «Об утверждении Концепции дальнейшего развития национальной культуры в Республике Узбекистан» от 28 ноября 2018 года. Этот основополагающий документ определил основные задачи и направления дальнейшего развития отраслей культуры и искусства.

Выпускники — народные артисты и бахши

Созданный в 2012 году Государственный институт искусств и культуры является ведущим вузом по подготовке высококвалифицированных кадров. В нем трудятся около 300 преподавателей. Свыше 150 из них имеют ученую степень и почетные звания в области науки, образования, культуры и искусства. В Нукусе и Фергане образованы региональные филиалы. Обучение ведется по 21 направлению. Ежегодно вуз выпускает более 300 специалистов в области актерского мастерства, режиссуры, искусствоведения, театроведения, звукорежиссуры, операторского мастерства, народного творчества, управления учреждениями культуры и искусств. Среди выпускников — народные артисты и бахши, более 40 заслуженных деятелей искусства, в том числе режиссеры, композиторы, хафизы.

Современное образование имеет два направления. Первое — профессионализация, второе — гуманизация. В системе подготовки кадров развитых стран преобладает первое направление. В нашей образовательной системе превалирует гуманизационный подход, то есть отмечается стремление к сохранению значимости общественно-гуманитарных наук. Мы ценим воспитательное значение культуры и искусства, которые благотворно влияют на творческую личность.

Образование — это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Поэтому оно становится необходимым и важным фактором развития как отдельных сфер жизнедеятельности общества (экономики, политики, культуры), так и всего общества.

В Концепции дальнейшего развития национальной культуры отмечается необходимость активного ведения научно-инновационной деятельности в области культуры и искусства. Это в первую очередь касается высших учебных заведений, готовящих высококвалифицированных специалистов в творческой сфере. В прошлом учебном году институт подготовил 45 магистров. Однако у них не было возможности продолжить свои научные исследования. Для решения этой проблемы в 2020 году по решению ВАК создан ученый совет по присвоению ученой степени доктора философии (PhD) по направлениям искусствоведения и культурологии.

Учеба неразделима с творчеством

«Инновация» — не просто модное для нас слово, ведь культура и искусство являются инновационными отраслями. В них всегда стремятся к нововведениям, ищут новые темы для реализации. Создана система материального стимулирования педагогов, применяющих на занятиях инновационные методы обучения, создавших современные учебники, учебные пособия, методическую литературу. Студенты, ведущие активные научные изыскания, рекомендуются на получение Государственной стипендии Президента, Государственной премии имени Зульфии, а также награждаются стипендией Мухаммада Юсуфа, учрежденной нашим институтом. В 2018—2021 годах за счет средств института было опубликовано более 200 учебников и учебных пособий, созданных ведущими преподавателями. В приоритете дальнейшая интеграция учебного процесса и практики, а также изучение зарубежного опыта и использование его в учебном процессе, установление тесных контактов с иностранными вузами. В рамках международного сотрудничества педагоги Россий­ского института театрального искусства ГИТИС, Челябинского государственного института культуры (Россия) регулярно проводят для наших студентов лекции и тренинги. Договор о взаимном сотрудничестве подписан с рядом авторитетных высших творческих образовательных учреждений мира, среди которых Всероссийский государственный институт кинематографии ВГИК, Российский государственный институт сценических искусств, Азербайджанский государственный университет культуры и искусства, Таджикский государственный институт культуры и искусств имени
М. Турсунзаде, Казахская национальная академия искусств имени Т. Жургенова, Южно-Казахстанский государственный университет имени М. Ауэзова, Белорусский государственный университет культуры и искусств, Корейский национальный университет искусств и другие. Налажены контакты с Лондонским университетом Голдсмит, который знаменит инновационным подходом к исследованиям и преподаванию.

Инновационное расписание

Разработанная преподавателями института «дорожная карта» сделала учебный процесс более эффективным. Вуз перешел на инновационное расписание, согласно которому четыре дня отводятся на занятия по специальным дисциплинам, а два дня студенты изучают общеобразовательные предметы. Это дает им возможность глубже усвоить предметы по выбранному профилю. Вместе с тем все аудитории института оборудованы современными электронными досками, проекторами, звукозаписывающей аппаратурой.

Студенты Государственного института искусств и культуры являются постоянными участниками многих престижных фестивалей театра и кино, фольклора и музыки. В их числе международный фестиваль искусства макома, международный фестиваль искусства бахши, международный фестиваль танца «Лязги», международный фольклорный музыкальный фестиваль «Великий шелковый путь», международный студенческий театральный фестиваль и другие. Учитывая требования времени, вуз готовит специалистов нового формата, способных не только хранить и популяризировать культурное наследие, но и приобщать граждан к лучшим образцам высокого искусства.

Иброхим ЮЛДАШЕВ,
ректор Государственного института
искусств и культуры Узбекистана.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.

Популярное

Календарь новостей