Когда скрытый маркетинг очевиден

16:56 24 Декабрь 2021 Экономика
694 0

архивное фото

В ходе рассмотрения в нижней палате парламента проекта закона «Об ограничении распространения и употребления алкогольной и табачной продукции» отдельно обсуждалась статья, за­прещающая рекламу, связанную с продажей алкогольной и табачной продукции, устройств для употребления табака и никотина.

Позиции депутатов разделились. По мнению одних, следует придерживаться Закона «О рекламе». Другие отстаивали позицию, чтобы в проекте подробно прописывались предусматриваемые запреты. На первый взгляд, оба подхода концептуально не влияют на цель закона. Но если посмотреть с позиции имплементации международных обязательств страны, в частности, Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, есть существенная разница.

Согласно действующей Единой методике юридико-технического оформления проектов нормативно-правовых актов, «включение в текст проекта ссылок на другие нормативно-правовые акты допускается лишь в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений». Ввиду этого в данной статье, которая запрещает рекламу, чтобы избежать повторений норм относительно только рекламы, можно сделать ссылку на Закон «О рекламе», который является специальным нормативно-правовым актом. В этом аспекте депутаты, поддерживающие отсылочный подход, правы.

Однако может ли Закон «О рекламе» запретить и подробно охватить вопросы стимулирования продаж и спонсорства табачной продукции?

На наш взгляд, надо обратить внимание, что в Рамочной конвенции ВОЗ реклама и стимулирование продажи табака используются раздельно, хотя дается общее определение.

Но отечественное законодательство не устанавливает запрет на действия, направленные на стимулирование продажи и спонсорство табака, как это определено в конвенции. В частности, Закон Республики Узбекистан «О рекламе» в статье 4 предусматривает запрет на рекламу табака, табачных изделий и алкогольных напитков. И все же положения закона недостаточно охватывают вопросы запрета стимулирования их продажи, и нет гарантий, что новая редакция данного закона будет соответствовать требованиям конвенции. Кроме того, если принимается специальный закон об ограничении распространения и употребления табачной продукции, почему в нем нельзя подробно описать запреты исходя из требований конвенции?

Зарубежный опыт показывает, например, что в таких странах, как Грузия Россия, Эстония, Молдова, Украина, несмотря на регулирование вопросов рекламы отдельным законом, были приняты другие специальные устанавливающие нормы о запрете рекламы, стимулирования продажи и спонсорства табачных изделий. В Британии, Израиле, Турции приняты специальные законы, направленные на ограничение распространения табака, в которых особое внимание уделено запрету рекламы, стимулирования его продажи и спонсорства.

Сейчас нам важно учесть новые тенденции. По мнению маркетологов, в странах, где действуют слабые законы и запреты на прямую рекламу, табачная индустрия применяет разные методы скрытого маркетинга для стимулирования распространения табакокурения. Например, скрытая реклама табака часто встречается в интернете. Табачная индустрия в свою очередь использует в социальных сетях влиятельных инфлюенсеров — лидеров мнений для продвижения своего товара. В целом результаты исследований подтверждают негативное воздействие скрытого маркетинга табака и тенденцию развития в Сети стимулирующих образов, сильно влияющих на поведение молодежи.

С учетом вышеизложенного целесообразно четко определить в законодательстве ограничивающие нормы, направленные на запрет рекламы, стимулирующей продажу табака. Потому статью проекта закона лучше пересмотреть и изложить с учетом норм Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака.

Дониёр ТУРАЕВ,
заместитель директора Института проблем
законодательства и парламентских исследований
при Олий Мажлисе.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.