Кенгаши народных депутатов: новый статус и новые полномочия

08:53 14 Ноябрь 2024 Политика
306 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

В результате реформ значительно расширены полномочия местных Кенгашей народных депутатов по решению проблем социально-экономического развития территорий, социальной защиты населения, полноценной реализации народовластия.

Конституционные основы

Конституция Республики Узбекистан в новой редакции заложила политико-правовые основы реализации Стратегии Нового Узбеки­стана, определила приоритетные направления дальнейшего развития представительных органов власти, в том числе областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов. Процесс обновления местных представительных органов власти направлен на повышение их роли, внедрение новых форм контроля со стороны Кенгашей, усиление ответственности и подотчетности хокимов перед ними.

До реформ хокимы одновременно возглавляли органы исполнительной и представительной власти. Объем полномочий Кенгашей народных депутатов не всегда соответствовал содержанию возложенных на них задач.

Новые конституционные нормы требуют дальнейшего повышения роли местных представительных органов власти в решении проблем населения, развитии территорий, усиления ответственности и подотчетности хокимов перед Кенгашами народных депутатов.

Состоявшиеся 27 октября выборы депутатов нижней палаты парламента и местных представительных органов продемонстрировали высокую гражданскую ответственность и чувство сопричаст­ности избирателей процессу формирования органов влас­ти. На выборах проголосо­вало более 15 миллионов граждан — около 75 процентов от общего числа избирателей. Все этапы подготовки и проведения выборов прошли на основе открытости, гласности и прозрачности.

По итогам выборов в Жокаргы Кенес Республики Каракалпакстан, областные, Ташкентский городской и районные (городские) Кенгаши народных депутатов депутатский корпус обновлен почти на 60 процентов.

Порядок формирования и организации деятельности

Предусмотренные Конституцией дальнейшее повышение роли Кенгашей в развитии регионов, усиление ответственности и подотчетности хокимов, реальное разделение должностей хокима и председателя Кенгаша потребовали серьезного пересмотра действующего законодательства. Поэтому Законом Республики Узбекистан от 17 октября 2024 года внесен ряд изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственной власти на местах». Документ направлен на полноценную реализацию принципа разделения властей на мес­тах и организацию местного управления на основе принципа служения интересам населения.

В частности, исключена норма, согласно которой хоким области, района, города одновременно возглавляет представительную власть на соответствующей территории. В законе дано четкое определение статуса хокима. Кандидат на должность хокима при рассмотрении его кандидатуры в соответствующем Кенгаше народных депутатов представляет программу социально-экономического развития территории на перспективу. Хокимам предоставлены полномочия по внесению в Кенгаш вопроса о созыве его сессии, обращению в Сенат Олий Мажлиса или суд с просьбой об отмене противоречащих законодательству решений соответствующего Кенгаша народных депутатов.

Закрепляется требование регистрации актов, принимаемых Кенгашами народных депутатов и хокимами, в Единой электронной системе разработки, согласования и регистрации решений органов государственной власти на местах. Незарегистрированные в ней акты считаются недействительными и не влекут за собой правовых последствий.

Закреплена новая норма, согласно которой Кенгаш народных депутатов возглавляет избираемый из числа депутатов председатель, осуществляющий деятельность на общественных началах, определен порядок его освобождения от должности до истечения срока полномочий. Председатель Кенгаша может быть досрочно освобожден от должности по решению Кенгаша, принятому голосованием более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов. Вопрос о его досрочном освобождении от должности рассматривается по предложению группы депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов.

Расширение полномочий

Впервые осуществлено законодательное разделение полномочий представительных и исполнительных органов на местном уровне, установлены новые процедуры утверждения хокимов вновь избранными местными Кенгашами, принятие Кенгашами важных решений, связанных с социально-экономическим развитием регионов.

В закон включен ряд статей, согласно которым председатель Кенгаша осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, вносимых на сессии, председательствует на ней и организует работу Кенгаша. К полномочиям отнесено назначение на должность и освобождение от должности заведующего и работников секретариата Кенгаша народных депутатов, распределение обязанностей между его работниками. При этом одно и то же лицо не может быть избрано председателем Кенгаша народных депутатов одной и той же области, района, города более двух сроков подряд. В период выполнения обязанностей он должен приостановить членство в политической партии, не может вступать в состав постоянных и других комиссий, партийных групп.

Весомым полномочием Кенгашей стало право на направление должностным лицам местных государственных органов запросов с требованием обоснованного разъяснения или изложения точки зрения по исполнению законов, программ социально-экономического развития территории и другим вопросам, входящим в их компетенцию. Серьезным новшест­вом стало введение института расследования Кенгашами по фактам и событиям местного значения.

Отдельным направлением совершенствования деятельности местных органов влас­ти является децентрализация, то есть передача отдельных полномочий нижестоящим органам и наделение их соответствующими ресурсами. Она создает возможность принятия оперативных управленческих решений на местном уровне, содействует эффективной работе местных органов власти на основе учета региональных потребностей и условий. В результате полномочия по принятию решений передаются органам, которые находятся ближе к народу. Принятие решений по благоустройству дорог, строительству социальных объектов посредством модели «Открытый бюджет» позволяет Кенгашам самостоятельно финансировать решение многих проблем.

Система сдержек и противовесов, выстраиваемая на местном уровне, позволяет обеспечить баланс интересов населения и центральных органов государственной власти. Местные представительные органы — важная составная часть системы государственной власти. Они реализуют задачи по обеспечению эффективного социально-экономического развития регионов, для чего наделены соответствующими полномочиями. Многое зависит от того, как новоизбранные депутаты Кенгашей будут их использовать.

 

  Ильяс ТУЛЬТЕЕВ,

доктор юридических наук, профессор.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.