Как менялась судебная система в годы независимости

Фото: Иллюстративное
Достижение независимости Узбекистана создало необходимую основу для реализации политических, социально-экономических реформ, которые необходимы для построения демократического государства и основ гражданского общества в стране.
В нашей стране в годы независимости была сформирована система судебной власти, направленной на преобразование суда из органа, карающего и защищающего интересы только государства, в орган, обеспечивающий верховенство закона и защиту прав человека. Были сформированы Конституционный суд, суды общей юрисдикции, хозяйственные суды. Приняты уголовные, уголовно-процессуальные кодексы, создающие законодательную базу судебно-правовой системы.
Уже в 1993 году в Законе «О судах» были закреплены презумпция невиновности, право на защиту, состязательность и гласность судебного процесса, а также другие принципы, закрепленные затем в Уголовно-процессуальном, Гражданско-процессуальном и других кодексах и законодательных актах. В первую очередь, были заложены законодательные основы судопроизводства - независимой, самостоятельной судебной системы. Приняты законы «Об обжаловании в суде действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», «Об адвокатуре», «О гарантиях адвокатской деятельности» и другие законодательные акты, направленные на усиление судебной защиты прав и интересов граждан, юридических лиц, демократизацию судебной системы. Принятие в 2000 году новой редакции Закона «О судах» заложило новый этап реформирования судебной системы - тем самым были созданы условия для дальнейшей демократизации, совершенствования деятельности судов. Важной гарантией своевременного исправления судебных ошибок, недопущения волокиты в судопроизводстве стало введение апелляционного порядка рассмотрения дел. Граждане получили возможность защищать свои права в кассационном порядке при несогласии со вступившим в законную силу судебным решением. При этом защита и обвинение уравнены в правах.
Одним из направлений судебно-правовой реформы является либерализация уголовной политики, основной целью которой является обеспечение принципов справедливости и гуманизма, сужение карательных функций системы наказаний. Следует заметить, что основополагающие положения Уголовного кодекса 1959 года не отвечали политическим, экономическим и социальным потребностям общества, а также общепризнанным нормам международного права и международных договоров. Если Уголовный кодекс 1959 года в качестве задачи уголовного законодательства на первый план выдвигал охрану общественного строя, его политическую и экономическую систему, а также социалистическую собственность, то в Уголовном кодексе 1994 года поставлена задача по уголовно-правовой охране личности, ее прав и свобод и лишь во вторую очередь интересов общества и государства.
В ходе либерализации уголовных наказаний в Узбекистане была изменена классификация преступлений, позволившая расширить категорию преступлений, не представляющих большой общественной опасности. Также был расширен состав общественно опасных посягательств, подпадающих под категорию менее тяжких преступлений.
В Уголовном кодексе значительно расширена возможность применения экономических санкций в виде штрафов по делам о преступлениях в сфере экономики. По некоторым видам экономических преступлений; преступлений, связанных с нарушением таможенного и налогового законодательства; преступлений в сфере торговли, за совершение которых ранее не предусматривалась административная преюдиция, в настоящее время установлена возможность привлечения к уголовной ответственности лишь после применения административного взыскания. Из системы наказаний исключен такой вид дополнительного наказания, как конфискация имущества.
Внедрен институт примирения, предусматривающий освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением, осуществляемым в случае признания вины лицом, совершившим преступление, не представляющее большую общественную опасность, а также при условии добровольного желания потерпевшего участвовать в примирении и возмещении потерпевшему причиненного ущерба.
Важной вехой в ходе судебно-правовой реформы стала отмена смертной казни и введения института Наbeas corpus. В Уголовном кодексе 1994 г. смертная казнь как вид наказания предусматривалась в санкциях 13 статей. В 1998 г. она была исключена из санкций пяти статей, затем она оставалась за три самых тяжких преступления, и в 2008 году смертная казнь в Узбекистане была отменена. Кроме этого, пересмотрена система наказаний несовершеннолетних, женщин и людей преклонного возраста, упрощена процедура сокращения сроков расследования уголовных дел, их рассмотрения в судах. Эти изменения способствовали гуманизации уголовного и уголовно-процессуального законодательства.
Новый импульс углублению судебно-правовых реформ придал ряд прогрессивных решений Президента Шавката Мирзиёева. В частности, Указ Президента Республики Узбекистан от 21 октября 2016 года «О мерах по дальнейшему реформированию судебно-правовой системы, усилению гарантий надежной защиты прав и свобод граждан» ознаменовал переход государственной политики в данной сфере на качественно новый уровень, определив следующие три основных приоритета: обеспечение подлинной независимости судебной власти; усиление гарантий надежной защиты прав и свобод граждан; повышение уровня доступа к правосудию.
Следует также отметить и последующие реформы. К примеру, подписанный главой государства Указ «О дополнительных мерах по дальнейшему расширению доступа к правосудию и повышению эффективности деятельности судов». Данный документ расширяет доступ населения к правосудию в рамках принципа «Новый Узбекистан — новый суд», а также требует ускорения реформирования судебно-правовой системы, внедрения передовых международных стандартов в сферу.
Мухтарама Тургунова,
судья по уголовным делам Ташкентского городского суда.
Рекомендуем
Популярное
- Сенатор принял участие в международном конгрессе «SIRCON-2025»
- В Баку прошел II Узбекско-Азербайджанский медиафорум «Цифровая трансформация и медиа».
- Узбекистан укрепляет авторитет в международном нотариальном сообществе
- Поздравление учителям и наставникам Узбекистана
- Температура ощутимо понизится
- В Ташкенте обсудили вопросы сохранения нематериального культурного наследия Центральной Азии
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment