Использовать по максимуму

Фото: Иллюстративное
Меньше десяти процентов выращиваемых в стране овощей и фруктов поставляется на зарубежные рынки.
Узбекистан издавна славится богатыми дарами, выращиваемыми трудолюбивыми дехканами на благодатной земле под щедрым солнцем на полях, в садах, виноградниках. Только в прошлом году собрано 23 миллиона тонн фруктов и овощей, которых должно с избытком хватить не только для полноценного обеспечения витаминной продукцией 37-миллионного населения, но и для увеличения объемов ее экспорта.
Развитие плодоовощеводства, увеличение площадей интенсивных садов в три раза и теплиц в два раза, выращивание экспортно ориентированной продукции и увеличение экспортного потенциала дополнительно на один миллиард долларов — эти цели намечены и в Стратегии развития.
В прошлом году экспортировано около 1,76 миллиона тонн плодоовощной продукции, что на 18,9 тысячи тонн, или на 1,1 процента, больше, чем годом ранее. От экспорта фруктов и овощей получено более 1,18 миллиарда долларов.
Имеющийся потенциал используется не в полной мере, а ведь решается задача по увеличению производства плодоовощной продукции в стране. В чем причина?
Чтобы ответить на вопрос, рассмотрим несколько моментов, как говорится, из жизни.
Чем каждый руководствуется, когда покупает овощи или фрукты для семейного дастархана? Их вкусом? Внешним или товарным видом? Тем, что они должны быть свежими — только с грядки или ветки? Доступной ценой? Хорошо, если все эти критерии совпадают у одного продавца. Но всегда ли такое происходит?
Второй момент. Вы собираетесь в гости к родственникам, друзьям, живущим за рубежом. И даже несмотря на то что во многих странах сейчас рынки и супермаркеты буквально завалены плодоовощной продукцией, вы хотите порадовать родных фруктами из Узбекистана. Наверняка выберете на рынке пусть и дорогую, но отборную витаминную продукцию. И выбор этот будет зависеть от того, поедете вы поездом или полетите на самолете, что важно для сохранности вкуса и внешнего вида ценного груза.
А теперь представьте, что такой отборной продукции, способной перенести длительный путь, привлекательной и внешне, и по вкусу, да к тому же приемлемой по цене и отвечающей жестким требованиям таможенного, фитосанитарного контроля, необходимо отправить в разные страны сотни и тысячи тонн. И все это непременные условия для расширения экспорта плодоовощной продукции.
Экспорт овощей и фруктов, относящихся к скоропортящейся продукции, — дело нелегкое и рискованное, зависит от многих факторов. В частности, никто из овощеводов или садоводов не застрахован от капризов погоды. Урожайные годы сменяются неурожайными. Случаются нашествия сельхозвредителей и другие напасти в виде, например, болезни растений. Но покупателей не интересуют проблемы земледельцев. Они хотят, чтобы заключенные договоренности выполнялись в положенный срок, в установленном объеме, а продукция отвечала высоким требованиям по качеству.
К этому добавляются и иные проблемы, с которыми сталкиваются отечественные экспортеры плодоовощной продукции.
Взять, к примеру, географию экспорта. В прошлом году Узбекистан осуществил экспортные поставки на рынки 85 стран, включая новые, в частности, Австралии, Новой Зеландии, Сингапура, Колумбии и Индонезии. Но в большинство стран фрукты и овощи поставлялись в небольших объемах, чтобы определить потенциальный спрос потребителей. Подавляющая часть экспорта плодоовощной продукции пришлась на рынки всего нескольких стран. Если обратиться к статистике, то по итогам 2023 года основным рынком экс-порта плодоовощной продук¬ции стала Россия — 37 процентов от общего объема экспорта. 16,7 процента отправлено в Пакистан. На долю рынков КНР и Казахстана пришлось 12,3 процента и 10,3 процента соответственно. За январь — апрель нынешнего года при экспорте 514,8 тысячи тонн плодоовощной продукции на 298,5 миллиона долларов на рынок России отправлено 26,3 процента от общего объема экспорта, Пакистана — 24,2 процента, Казахстана — 13 процентов, Китая — 9,3 процента.
С одной стороны, если действуют налаженные цепочки экс¬¬портных поставок и привычные логистические маршруты, то ими надо пользоваться сполна. Но, с другой стороны, на зарубежных рынках плодоовощной продукции, даже в указанных выше странах, обостряется конкуренция, которую продукция из Узбекистана не всегда выдерживает.
Можно много говорить о превосходных фруктах и овощах из солнечного Узбекистана, приводить слова восхищенных их вкусом зарубежных гостей, показывать красочные прилавки отечественных базаров или привлекательные стенды с нашей плодоовощной продукцией на международных выставках. Все это соответствует действительности. Но когда речь заходит о больших объемах поставок отечественной витаминной продукции на экспорт, общая картина не столь красочна.
Вот данные по снижению или росту экспорта отдельных видов овощей и фруктов в стоимостном выражении в прошлом году по сравнению с 2022 годом. Показатели экспорта винограда снизились на 55 процентов, капусты — на 19 процентов, помидоров — на 23 процента и персиков — на 1,3 процента. Вместе с тем вырос объем экспорта (опять же в стоимостном выражении) черешни — на 58,9 процента, лука — на 45,5 процента, чернослива — на 45,3 процента, абрикосов — в 6,9 раза. Однозначные выводы из приведенных цифр, наверное, делать не следует. Но в контексте поставленных задач по наращиванию экспорта плодоовощной продукции их можно принять к сведению.
Исходя из тех же задач однозначно следует повышать не только объемы производства экспортно ориентированных овощей и фруктов, но и их качество, решать множество других вопросов.
Определенная работа в этом направлении ведется.
Например, в начале апреля в рамках поездки в Джизакскую область глава государства посетил агрологистический комплекс «BMB-NRC Agrologistics». Здесь созданы все возможности для сортировки, упаковки, хранения сельскохозяйственной продукции, выращиваемой в стране, оформления таможенной, банковской и санитарной документации, предоставления транспортно-логистических услуг по принципу «единого окна», а также прямого экспорта на зарубежные рынки.
Фрукты и овощи поступают в логистический центр из Джизакской области и соседних регионов. В прошлом году агрокластер, входящий в систему «BMB Holding», заключил контракты с более 1 200 фермерами на поставку свыше 52 тысяч тонн сельхозпродукции. В нынешнем на основе опыта Сайхунабадского района будет налажена кооперация с владельцами почти 2,5 тысячи личных подсобных и около четырех тысяч фермерских хозяйств. То есть земледельцам надо только вырастить качественную продукцию, а комплекс берет на себя решение всех вопросов по ее подготовке к экспорту и отправке. В одиночку эти вопросы фермеры, не говоря уже о владельцах приусадебных участков, решить практически не в состоянии.
Специалисты считают, что из-за неправильной упаковки и несоблюдения нужного температурного режима потери плодоовощной продукции при транспортировке из Узбекистана в Россию составляют 30—40 процентов, а если фрукты и овощи правильно охладить и упаковать, то потери можно будет снизить до десяти и даже менее процентов. Могут ли обеспечить нужный уровень сортировки, хранения при необходимой температуре, упаковки фруктов и овощей в фермерских хозяйствах? Могут ли фермеры самостоятельно оформить надлежащую документацию, пройти процедуры фитосанитарного, таможенного контроля, а потом договориться о транспорте со специальным холодильным оборудованием? Могут, но это отнимет немало времени, сил и средств. Так что агрологистический комплекс «BMB-NRC Agrologistics» — хорошее подспорье для отечественных овощеводов и садоводов, желающих экспортировать свою продукцию. Вот только один факт в пользу этого утверждения. В комплексе организованы фитосанитарная и санитарно-эпидемиологическая лаборатории, оборудованные самыми современными приборами из России, Китая, США и Германии, выданные здесь фитосанитарные сертификаты признаются в 119 странах.
Специализированный комплекс появился в нашей стране не так давно, хотя в других странах подобные комплексы действуют уже многие годы. Президент подчеркнул необходимость соз¬дания подобных агрологисти¬ческих центров в других регионах. В частности, прорабатываются проекты по строительству в Самаркандской и Андижан¬ской областях за счет инвестиционных средств Азиатского банка развития агрологистических центров для переработки, сортировки, упаковки и обеспечения поставок фруктов и овощей потребителям, в том числе за рубежом, вне зависимости от сезона. Но сколько времени понадобится на реализацию подобных проектов не только в вышеназванных областях, но и по всей республике?
То же касается специализированных лабораторий с международной аккредитацией. Не так давно в Центре агроуслуг в Юкоричирчикском районе открылась первая частная лаборатория с международной аккредитацией. В нынешнем году за счет инвестиций в восемь миллионов долларов такие же современные лаборатории должны открыться в Зангиатинском районе, Фергане и Самарканде. В столице намечено создать референс-лабораторию, обеспечивающую соответствие работы частных лабораторий международным стандартам. На эти цели будет выделено 12 миллионов долларов, привлеченных от Всемирного банка. В дальнейшем признанные на международном уровне реагенты будут освобождены от таможенной пошлины и не потребуют обязательного экологического сертификата. Ответственным лицам поручено обеспечить международную аккредитацию других лабораторий, изучить национальные требования зарубежных государств к качеству фруктов и овощей и информировать об этом наших экспортеров. Как скоро все это воплотится в конкретные дела?
Как считают некоторые эксперты, для выполнения обозначенных Стратегией развития целей, как и во многих других направлениях, важно и нужно использовать богатый опыт зарубежных компаний, которые специализируются на экспорте плодоовощной продукции. Поэтому определенный оптимизм вселяют такие сообщения, как например, информация о том, что во время встречи в Министерстве инвестиций, промышленности и торговли с руководством компании «Unifrutti» из ОАЭ были обсуждены перспективы взаимовыгодного сотрудничества в сфере сельского хозяйства, в частности, вопросы организации совместных предприятий по переработке фруктов и овощей для последующего экспорта в страны Ближнего Востока, Японию и Китай. Оптимизм связан с тем, что эмиратская компания — одна из ведущих по выращиванию и реализации сельскохозяйственной продукции — осуществляет деятельность в 50 странах и поставляет на международные рынки более 300 видов фруктов и овощей.
В стране предпринимается целый комплекс мер по развитию экспорта плодоовощной продукции. Разрабатывается специальная программа, охватывающая весь цикл — от выращивания до хранения, упаковки, переработки, транспортировки и продажи продукции. Принимаются меры по поддержке свыше 2,3 тысячи отечественных предприятий-экспортеров сельхозпродукции и увеличению их числа.
Вся проводимая масштабная работа в обозначенном данным материалом направлении со временем даст ожидаемый результат. Но хотелось бы получить его как можно быстрее. Здесь как никогда актуально известное «время — деньги». Чем быстрее будет задействован по максимуму тот огромный экспортный потенциал, каким обладает отечественный аграрный сектор, тем больше доходов получим от поставок за рубеж щедрых даров земли и солнца Узбекистана.
Собир АЛИЕВ,
«Народное слово».
Рекомендуем
Популярное
- Вдоль Шелкового пути: новые горизонты сотрудничества в области взаимосвязанности между Центральной Азией и Китаем
- На чем фокусируется азербайджано-узбекская инвестиционная компания в сфере финансирования?
- Поздравление народу Узбекистана с праздником Курбан хайит
- В Ташкенте пройдет международный фестиваль «Эко Ритм»
- Национальная сборная Узбекистана по футболу проведет матч против ОАЭ
- Крушение самолета в Индии: общее число жертв достигло 310 человек
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment