Интеграция высшего образования - возможность решения проблем на основе обмена идеями

12:50 23 Июль 2021 Политика
701 0

Фото: Медиацентр СПбПУ

Мировое сообщество переживает один из тяжелых периодов испытаний в истории человечества. К вопросу смягчения такой трудной ситуации или выхода из нее каждая страна подходит исходя из своих критериев. Но нельзя сказать, что все успешно решают эту задачу.

Место в ряду считаных государств

Среди считаных стран, сумевших замедлить опасные волны коронавируса и даже остановить их в некоторых направлениях, есть и Узбекистан. Думаю, большое значение в этом имеют своевременно принятые решения, усиление на их основе социальной защиты населения и особенно поддержка нуждающихся слоев.

Здесь есть еще один аспект, о котором необходимо сказать отдельно. Узбекистан в любых условиях не забывает стратегическую задачу поддержки сферы образования. Наоборот, все более ускоряет действия в данном направлении. К примеру, количество государственных грантов на получение высшего образования будет увеличено не менее чем на 25 процентов, а также для девушек из малообеспеченных семей удвоится квота по государственным стипендиям. Это показывает приоритет социального капитала в образовании.

Также число молодых людей, направляемых на учебу в магистратуру и докторантуру зарубежных вузов, увеличится в пять раз. За последние годы в системе высшего образования Узбекистана внимание к вопросу международной интеграции полностью изменилось, можно сказать, что оно совершенно обновилось.

Древний и современный университет

Хотел бы особо отметить, что сотрудничество между вузами Российской Федерации и Узбекистана год от года расширяется, ускоряются и его темпы.

С радостью подчеркиваю, что в этой важной тенденции активно участвует и наш Санкт-Петербург­ский политехнический университет (СПбПУ) Петра Великого.

Вначале предоставлю короткую информацию об этом вузе, которым я руковожу. Наше Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования известно в России и за рубежом как Политехнический институт. Он был основан в 1899 году. С момента создания становился одним из факторов успешного развития страны. К середине XX века наш институт не только стал известным высшим учебным заведением, но и получил почетную степень «Большой успех русской культуры».

К 2010 году СПбПУ получил статус национального исследовательского университета. Это стало своеобразным признанием его большой роли в подготовке кадров, ведении многопрофильных исследований и разработок.

Наш университет в течение многих лет занимает одно из ведущих мест в мире по своему направлению.

Одна из колыбелей лауреатов Нобелевской премии

Более чем столетнюю историю и славу нашего вуза формировали известные личности, которые обучались и преподавали в нем. Среди них лауреаты Нобелевской премии П. Л. Капица, Н. Н. Семенов и Ж. И. Алферов, академики А. Ф. Иоффе, И. В. Курчатов, А. А. Радциг, Ю. Б. Харитонов, знаменитый конструктор О. К. Антонов. Они связали свою деятельность с Политехническим институтом, внесли огромный вклад в формирование и развитие науки и техники своей Родины. Я перечислил имена лишь некоторых из сотен таких талантливых ученых и организаторов.

В нашем университете активное участие в обучении студентов принимают также 25 академиков и членов-корреспондентов Академии наук России, более 500 профессоров и докторов наук.

Заинтересованы в международных связях

В настоящее время СПбПУ как один из самых крупных и древних технических университетов ведет успешное международное сотрудничество в сфере образования и науки с зарубежными вузами, научно-исследовательскими организациями и промышленными предприятиями.

Хотел бы подчеркнуть, что наш университет всегда открыт для взаимного эффективного сотрудничества с иностранными партнерами. Наряду с участниками международных проектов, касающихся образования и науки, в этом заинтересованы и наши коллеги.

Узбекистан — на ведущем месте

Только за последние годы участвовали в более 50 международных проектах, реализованных в рамках программ TEMPUS (TACIS), INTAS, COPERNICUS, NATO, NORDIC. Заслуживает внимания, что Республика Узбекистан занимает ведущее место среди многочисленных международных партнеров. Это пример того, что связи в сфере образования между нашими двумя странами эффективно продолжаются в любых обстоятельствах.

Конечно, это неслучайно. Причина в том, что в стране, являющейся сердцем Центральной Азии, в последние годы направление международной интеграции в высшем образовании обретает новый облик и делает ускоренные шаги.

Охват широкий, формы разные

Уверенности в наших словах придает и то, что сотрудничество руководимого мною университета с Ташкентским государственным экономическим университетом, начатое несколько лет назад, успешно продолжается и по сей день. Ибо такая интеграция означает совместное взаимовыгодное использование потенциала образовательных, научных и производственных организаций.

Результаты проявляются в подготовке, повышении квалификации и переподготовке кадров, а также в совместном осуществлении научных изысканий и разработок. Эти процессы охватывают разные сферы деятельности и проявляются в самых разных формах.

Подтверждением моей мысли является то, что в текущем году группа преподавателей и руководителей подразделений ТГЭУ приехала к нам для проведения практики на основе уникальной программы «Коммуникативное лидерство». В рамках данной международной программы дополнительного образования предоставляются модули, направленные на развитие необходимых навыков у лидеров, работающих на новом информационном пространстве и способных стать связующим драйвером в быстроменяющейся профессиональной среде.

Приоритетные направления макроэкономической политики

Для Узбекистана такие кадры нужны как никогда. Дело в том, что в условиях пандемии предотвращение экономического застоя или глубокого кризиса превратилось в одно из приоритетных направлений макроэкономической политики государства.

Пользуясь случаем, хотел бы еще раз отметить, что своевременно принятые антикризисные меры, в частности, усиление си­стемы здравоохранения и мер социальной защиты населения, ведение скоординированной макроэкономической политики помогли смягчить негативное воздействие коронавирусной инфекции на экономику страны и предотвратить возникновение нестабильности в ней.

В результате положительный рост экономики Узбекистана составил 1,6 процента. Это было выше самого высокого показателя, который прогнозировался, — 1—1,5 процента. На фоне снижения внешнего спроса, внутреннего потребления и инвестиционной активности благодаря ведению макроэкономической политики в координированной форме уровень инфляции снизился на 4,1 процентных пункта и составил 15,2 процента по сравнению с показателем 2019 года и 11,1 процента по сравнению с 2020 годом. Я лично становлюсь свидетелем этого как человек, хорошо знакомый с экономикой этой республики.

К неожиданной тенденции приспособились удачно

В 2020 году тенденции, появившиеся в экономике страны, отразили снижение и восстановление экономической деятельности, параметры валового спроса. Заслуживает внимания, что даже в такой период испытаний в Узбеки­стане 52,2 тысячи человек были обучены востребованным на рынке труда профессиям, а расходы на краткосрочное обучение профессиям по имеющимся свободным рабочим местам в размере 25,5 миллиарда сумов были выплачены государством.

В прошлом году в рамках привлечения населения к развитию предпринимательства и бизнеса направлены льготные кредиты на более чем 214 тысяч проектов стоимостью 6,1 триллиона сумов (в 2019 году это составляло 7,6 триллиона сумов). 4,8 триллиона сумов из направленных средств (в 2019-м — 5,9 триллиона) выделены в рамках программы «Каждая семья — предприниматель», а 1,3 триллиона сумов (в 2019-м — 1,7 триллиона) — в рамках других подобных программ по поддержке населения.

Проявление национальных достоинств на практике

Узбекский народ известен в мире своей просвещенностью, стремлением к прогрессу, великодушием и гостеприимством, благородством и щедростью. Особенно русские не только хорошо знают об этом, но и непосредственно ощутили на себе. Все прекрасно помнят, как эти качества ярко проявились в годы войны. И сейчас, являясь достойным примером для всех, они находят свое отражение в социальной политике руководства Узбекистана.

Об этом свидетельствуют факты. Например, в 2020 году на социальную сферу было направлено 74,2 триллиона сумов из общих расходов бюджетных средств, что в 1,3 раза больше по сравнению с 2019-м. В частности, расходы на образование составили почти 30 триллионов сумов, нау­ку — 0,82 триллиона сумов. Рост составил 4,3 процента и в 1,3 раза соответственно.

В новом Узбекистане высшие образовательные учреждения развиваются на основе такой под­держ­ки. С одной стороны, это большая возможность, с другой — высокая ответственность.

Ответственность — непрерывный процесс, ее надо чувствовать

Нужно быть достойным ответственности. Могу сказать, что такое чувство ответственности присуще и нашему надежному партнеру — профессиональному коллективу Ташкентского государственного экономического университета. Так, участие студентов в научно-исследовательской работе не только на базе университета, но и за его пределами считается обязательным, оно стало одним из основных принципов организации образовательного процесса. Такую обязательность нужно воспринимать только в положительном смысле.

Радует и такой аспект, что этот своеобразный процесс непрерывен. То есть эстафетную палочку «интеллектуальной атлетики» поэтапно принимают аспиранты и молодые ученые. Такая активная и непрерывная научно-исследовательская деятельность обеспечит эффективную подготовку высококвалифицированных кадров и на этапах аспирантуры и докторантуры.

В свою очередь в рамках совместных программ научное сообщество привлекается к конференциям, проводимым в университете. Основная их часть — эксперты, имеющие статус международных. Среди этих ученых есть и представители СПбПУ. Знаю, что материалы конференций издаются в журналах, индексированных на базах научных данных «Scopus» и «Web of Science».

Научные проекты служат прогрессу

Как и в ряде высших образовательных учреждений Узбекистана, в ТГЭУ налажена масштабная договорно-проектная деятельность в сотрудничестве с ведущими международными исследовательскими центрами. Ведется кооперация, обмен информацией с технологическими компаниями. Осуществляются исследования по заказам зарубежных партнеров. Все это создает основу, чтобы научные исследователи и профессорско-преподавательский состав находились в передних рядах инновационного развития, были конкурентоспособными, постоянно совершенствовали свои знания и навыки, гармонизировали научную деятельность с требованиями мирового рынка науки.

В системе высшего образования Узбекистана этот прогрессивный процесс стимулируется. Основными целями реализации таких совместных проектов являются объединение сил, научного и образовательного потенциала академических сообществ, промышленных компаний и государственных органов ряда стран и регионов, а также решение актуальных проблем общества путем использования экономических ресурсов и возможностей участников. К их числу относятся реализация передовых научных идей, поднятие результатов исследований, технологии и опыта на международный уровень, повышение качества образования, внед­рение новых образовательных технологий.

В нынешний, трудный для экономик всех государств период, наряду с учеными СПбПУ и наши партнеры, в частности ТГЭУ, продолжают эффективную работу в разных направлениях фундаментальных и прикладных наук. На этой основе решаются самые сложные теоретические и практические вопросы в сферах интеграции науки и производства, повышения квалификации, академического обмена студентами.

Значит, мы надеемся, что с учетом высокого научного потенциала совместных с Узбекистаном программ установленные и налаженные традиции будут достойно продолжаться.

Виталий СЕРГЕЕВ,
проректор по научной работе Санкт-Петербургского
политехнического университета (СПбПУ) Петра Великого,
доктор технических наук,
член-корреспондент Российской Академии наук.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.