Информация об одиннадцатом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
Фото: УзА
1 ноября 2025 года в Ташкенте продолжило свою работу одиннадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В его работе приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
Второй день работы пленарного заседания начался с рассмотрения Закона «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с регулированием отношений, возникающих при применении искусственного интеллекта».
Отмечалось, что в последние годы в стране ведется широкомасштабная работа по внедрению и применению технологий искусственного интеллекта, повышению доступа к цифровой информации и обеспечению высокого уровня ее качества, подготовке квалифицированных кадров в этой области.
Анализ показывает рост использования технологий искусственного интеллекта, а также его финансирования.
Этим законом вносятся изменения и дополнения в соответствующие законодательные акты, в том числе в Закон «Об информатизации», регулирующие отношения, возникающие при применении искусственного интеллекта.
В частности, дается определение понятию «искусственный интеллект», определяются основные направления государственной политики в этой области, а также задачи специально уполномоченного органа, устанавливаются общие правила использования искусственного интеллекта при создании информационных ресурсов и работе информационных систем, а также положения, направленные на обеспечение неприкосновенности персональных данных при использовании этих технологий.
По мнению сенаторов, данный закон служит дальнейшему развитию технологий искусственного интеллекта, закреплению общих основ его использования, а также более надежной защите прав и свобод граждан в отношениях, возникающих в данной сфере.
Закон одобрен сенаторами.
На 11-ом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы социальной защиты населения».
Отмечалось, что в последние годы в стране проводится масштабная работа по поддержке малообеспеченных семей, созданию благоприятных условий для адаптации лиц с инвалидностью в обществе, а также обеспечению их занятости и улучшению материального положения посредством профессионального обучения и предоставления льгот.
Сенаторы подчеркнули, что данный закон разработан как логическое продолжение этих реформ и направлен на предупреждение проблем, возникающих при осуществлении работы в этой сфере.
Законом устанавливается административная ответственность за выдачу Инспекцией по контролю в сфере строительства и жилищно-коммунального хозяйства разрешений на эксплуатацию построенных зданий и сооружений без соблюдения в градостроительной документации отдельного раздела (части) проекта по созданию условий для лиц с инвалидностью.
Законом также предусматривается административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности работников Национального агентства социальной защиты населения и его органов, а также за невыполнение их требований, установленных законодательными актами.
Кроме того, рассмотрение административных дел по статьям 472 (Нарушение требований законодательства при устройстве детей, оставшихся без попечения родителей), 48 (Злоупотребление опекунским правом), 511 (Нарушение законодательства о правах лиц с инвалидностью) Кодекса об административной ответственности передается из уголовных судов в полномочия Социальной инспекции при Национальном агентстве социальной защиты населения и определяются административные дела, рассматриваемые органами Социальной инспекции.
Еще одним из важнейших изменений является освобождение от налогообложения спонсорских пожертвований в виде прямых денежных средств, предоставляемых в течение налогового периода в размере до ста базовых расчетных величин юридически зарегистрированными спонсорскими организациями членам семей, включенных в Единый реестр социальной защиты или Реестр малообеспеченных семей, а также взимание государственной пошлины за государственную регистрацию общественных объединений лиц с инвалидностью, ветеранов, женщин и детей в размере 50 процентов от установленной ставки.
В ходе обсуждения подчеркивалось, что принятие сенаторами данного закона позволит повысить уровень жизни населения, нуждающегося в социальной защите, создать необходимые условия для его полноценного участия в жизни общества и государства, а также обеспечить адресность средств, выделяемых на социальную защиту из государственного бюджета, путем изучения информации, касающейся его, при оказании социальной помощи и услуг (сведения о врачебной и банковской тайне, нотариальных действиях, ценных бумагах).
Закон одобрен сенаторами.
Затем на пленарном заседании был рассмотрен Закон «Об обороте пиротехнических изделий».
Отмечалось, что в стране проводится системная работа, направленная на повышение эффективности мероприятий по предупреждению незаконного оборота пиротехнических изделий.
Однако, несмотря на проведение ответственными министерствами и ведомствами конкретных целенаправленных мероприятий, невозможно полностью охватить случаи незаконного ввоза пиротехнических изделий на территорию республики из-за рубежа.
В целях дальнейшего усиления мер по защите жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, а также обеспечения соблюдения конституционного принципа соразмерности при применении мер правового воздействия возникает необходимость закрепления ограничений на оборот пиротехнических изделий на уровне закона.
Данным законом раскрывается понятие «пиротехнические изделия». Устанавливается, что устройства, предназначенные для создания оптических, акустических, электрических и других визуальных эффектов с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава, относятся к категории пиротехнических изделий, эти предметы делятся на I–V классы опасности.
Кроме того, устанавливается свободный и ограниченный оборот пиротехнических изделий.
Так, четко закрепляется, что в свободном обращении находятся пиротехнические изделия, относящиеся к I классу опасности, то есть пиротехнические предметы с радиусом опасной зоны не более 0,5 метра, такие как бенгальские маяки, настольные фонтаны, хлопушки. Не будет никаких запретов на производство, хранение, использование и иные виды деятельности пиротехнических изделий, относящихся к данному классу.
Ввиду высокой опасности для граждан и общества полностью запрещен для граждан и юридических лиц оборот пиротехнических изделий II класса опасности, т.е. пиротехнических изделий с радиусом опасной зоны до 5 метров, таких как петарды, пиротехнические фонтаны, предназначенные для использования на открытых площадках.
Не допускаются производство, изготовление, ввоз на территорию Республики Узбекистан, транспортировка, отгрузка, передача, приобретение, хранение и использование физическими и юридическими лицами пиротехнических изделий, относящихся ко II–V классам опасности. Однако разрешены производство, изготовление, хранение, транспортировка и передача этих предметов предприятиями оборонной промышленности с государственным участием.
На территории Республики Узбекистан могут использоваться пиротехнические изделия III–V классов опасности при проведении массовых мероприятий, связанных с организацией фейерверков, а пиротехнические изделия II – V классов опасности – в промышленных и военных целях.
Устанавливается, что государственный контроль за оборотом пиротехнических изделий осуществляется Национальной гвардией Республики Узбекистан, органами внутренних дел и таможни.
В Кодексе об административных правонарушениях усиливается административное наказание, установленное за незаконное использование пиротехнических изделий (статья 1851). В частности, за этот вид правонарушения действующий штраф в размере от пяти до двадцати базовых расчетных величин увеличивается и составит от пятнадцати до двадцати пяти базовых расчетных величин.
Сенаторы в своих выступлениях подчеркнули, что данный закон направлен на установление эффективного государственного контроля за ввозом, производством, транспортировкой, хранением, реализацией и использованием пиротехнических изделий в нашей стране, предотвращение их незаконного оборота, а также обеспечение защиты прав потребителей.
Закон одобрен сенаторами.
Далее сенаторы обсудили Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
В стране проводится системная работа по охране окружающей среды, обеспечению экологической безопасности, рациональному использованию природных ресурсов и улучшению экологической обстановки.
В республике также осуществляется системная работа по обеспечению максимальной открытости и прозрачности официальных статистических данных для отечественных и зарубежных пользователей, в том числе по расширению доступа к информации о показателях развития отраслей экономики.
Законом вносятся дополнения и изменения в законы «Об охране природы» и «Об отходах», предусматривающие введение утилизационного сбора для покрытия расходов по переработке отходов, образующихся в результате использования строительного стекла, а также в некоторые законы, предусматривающие изменение наименования и правового статуса Национального комитета Республики Узбекистан по статистике.
Сенаторы отметили, что принятие закона служит развитию отрасли производства строительного стекла, обеспечению экологической безопасности, защите здоровья граждан и окружающей среды от вредного воздействия отходов, образующихся при переработке строительного стекла, утратившего потребительские свойства, а также развитию деятельности, связанной с переработкой отходов.
Это также создаст условия для совершенствования деятельности органов статистики в рамках эффективной реализации административных реформ в области официальной статистики страны и создаст более благоприятные условия для пользователей.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в Кодекс Республики Узбекистан об административной ответственности».
Сенаторы акцентировали внимание на том, что в стране созданы правовые основы для повышения культуры соблюдения водителями и пешеходами правил дорожного движения, совершенствования системы подготовки и переподготовки водителей, а также полной цифровизации организации дорожного движения.
Благодаря этому за 8 месяцев текущего года в республике достигнуто снижение общего количества дорожно-транспортных происшествий на 2,4%, случаев, связанных с телесными повреждениями, – на 1,5%, случаев со смертельным исходом – на 5,6%, а количество дорожно-транспортных происшествий с участием пешеходов – на 1,6%.
Однако проводимая работа по предупреждению административных правонарушений, формированию у граждан иммунитета к совершению административных правонарушений, воспитанию их законопослушными гражданами не дает желаемого результата.
Выясняется, что в некоторых зарубежных странах помимо наказаний в виде штрафа за совершение административных правонарушений применяется и наказание «устное предупреждение» и «предупреждение». При этом вместо того, чтобы штрафовать граждан, впервые совершивших несущественные административные правонарушения, их предупреждают с объяснением социальных последствий совершенного ими деяния. Это на практике дает высокие результаты в предупреждении совершения таких действий.
Кроме того, возникает необходимость предупреждения административных правонарушений, определения рамок нарушений, устанавливаемых с помощью специальных автоматизированных средств фото- и видеозаписи, а также пересмотра сроков применения административного наказания в случаях, когда нарушения правил дорожного движения фиксируются специальными автоматизированными средствами фото- и видеозаписи.
Законом вносятся дополнения и изменения в Кодекс об административной ответственности, предусматривающие применение административного штрафа за менее существенные правонарушения, связанные с безопасностью дорожного движения, перечень административных правонарушений, регистрируемых специальными автоматизированными средствами фото- и видеозаписи, и четкое установление сроков применения административного наказания за правонарушения, зафиксированные такими техническими средствами.
Во-первых, Кодекс об административной ответственности дополняется новой статьей 171, четко определяющей вид нарушения правил, которые фиксируются средствами фото- и видеозаписи.
Во-вторых, Кодекс об административной ответственности дополняется статьей 241, в качестве административного наказания вводится мера административного предупреждения.
В-третьих, четко устанавливается, что в случаях, когда нарушение правил дорожного движения фиксируется средствами специальной техники, административное наказание применяется не позднее одного месяца со дня совершения правонарушения.
Сенаторы особо отметили, что принятие закона служит созданию дополнительных удобств для населения при использовании автомобилей, предупреждению административных правонарушений, а также дальнейшему укреплению доверия населения к органам государственной власти.
Закон одобрен сенаторами.
Помимо этого, сенаторы обсудили Закон «О внесении изменений и дополнения в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование отношений, связанных с оборотом валюты, а также драгоценных металлов и драгоценных камней».
Причиной принятия данного закона стали правовые пробелы, возникшие в последние годы в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. В частности, с принятием в 2019 году новой редакции Закона «О валютном регулировании» драгоценные металлы и драгоценные камни были исключены из понятия «валютные ценности». Это оставило открытым в судебно-следственной практике вопрос об ответственности по делам, связанным с их незаконным оборотом.
Подобные правовые пробелы приводят к резкому увеличению объемов незаконного оборота на «черном рынке». За последние 5 лет выявлено более 100 фактов незаконного оборота драгоценных металлов и камней, изъято золота, серебра, алмазов и изумрудов почти на 50 млрд сумов. Несоответствия в законодательстве также негативно сказываются на деятельности около 2 тысяч субъектов предпринимательства, имеющих законные льготы.
Кроме того, на «черном рынке» в неофициальном обороте вращаются золотые изделия стоимостью 550–600 млн долларов, а объем золота, сдаваемого независимыми старателями, сократился в 2023 году в 100 раз – с 40 килограммов в 2020 году.
В данном законе отражены важные изменения.
Так, изменения внесены в Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности. В частности, закон в статье 177 Уголовного кодекса и статье 170 Кодекса об административной ответственности устанавливает конкретные меры ответственности за незаконное приобретение или передачу драгоценных металлов и камней.
Уточняются понятия, в частности, в законодательство введены новые понятия, такие как «драгоценные металлы» и «драгоценные камни», а существующие термины приводятся в соответствие с новой редакцией Закона «О валютном регулировании».
Исключается ответственность за принудительную продажу, то есть административная ответственность за уклонение от принудительной продажи части валютной выручки, установленная статьей 171 Кодекса об административной ответственности.
В своих выступлениях сенаторы подчеркнули, что принятие данного закона обеспечит единообразное применение законодательства, связанного с оборотом драгоценных металлов и камней, предупреждение правонарушений и неотвратимость наказания за преступления.
Закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании также рассмотрен Закон «О ратификации Глобальной конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию (Париж, 25 ноября 2019 года)».
Основная цель этой Конвенции – обеспечение международной интеграции национальных систем образования, упрощение процессов признания квалификаций в области высшего образования во всех государствах и обеспечение всеобщего признания документов об образовании.
Отмечалось, что этот международный документ, являясь первым глобальным договором ООН в области высшего образования, способствует справедливой и прозрачной оценке квалификаций во всем мире, развитию межрегиональной академической мобильности и поддержке свободного передвижения студентов, преподавателей и исследователей. Вместе с тем Конвенция устанавливает общие принципы признания документов об образовании.
Сенаторы подчеркнули, что принятие закона служит созданию удобств для граждан в получении образования, повышению качества и конкурентоспособности образования, расширению академической мобильности, доступа к зарубежному рынку труда и интеграции национальной системы высшего образования в глобальное образовательное пространство.
Глобальная конвенция также имеет значение как важная правовая платформа для развития международного сотрудничества в области высшего образования и трудовой миграции.
Закон одобрен сенаторами.
Сенаторами на пленарном заседании рассмотрен Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан, Кыргызской Республикой и Республикой Таджикистан о точке стыка государственных границ трех государств (Худжанд, 31 марта 2025 года)».
Данный Договор четко определяет точку стыка государственных границ трех соседних государств Центральной Азии – Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана, укрепляет ее правовую основу на уровне международного документа, а также отражает последовательный и в правовом отношении обоснованный подход к решению пограничных вопросов с соседними государствами.
Как известно, этот исторический Договор подписан благодаря инициативам и усилиям Президента Ш.М. Мирзиёева в целях обеспечения добрососедства и стабильности в Центральной Азии.
Документ институционально закрепляет трехсторонние соглашения и направлен на обеспечение правовой определенности в регионе и дальнейшее укрепление взаимопонимания, добрососедства и дружбы между государствами.
Сенаторы в своих выступлениях подчеркнули, что данный Договор служит обеспечению мира и стабильности в Центральноазиатском регионе, укреплению уз доверия и дружбы между братскими народами и углублению регионального сотрудничества.
Закон одобрен сенаторами.
На одиннадцатом пленарном заседании Сената также рассмотрен вопрос о направлении в Комитет семьи и женщин парламентского запроса о мерах по укреплению института семьи и предупреждению случаев расторжения брака.
Отмечалось, что принято 20 законов, регулирующих семейные отношения, 32 указа и постановления Президента, 45 постановлений Кабинета Министров. В обновленной Конституции закреплено, что государство создает социальные, экономические и правовые условия для полноценного развития семьи.
Также ведется книга по индивидуальной работе с конфликтными семьями, организовано движение «Окила аёллар» и совместно с институтом махалли ведется целенаправленная работа по предупреждению расторжения браков. В системе судебных органов также внедрен инновационный подход, в качестве эксперимента внедрен институт «Семейные судьи».
Вместе с тем анализ показывает, что сохраняются некоторые проблемы.
В частности, в 2024 году было заключено 271 776 браков, в то время как число разводов за тот же период составило 45 135. В прошлом году 28,5% фактов расторжения брака пришлось на лиц моложе 30 лет.
Наибольшее количество случаев расторжения брака наблюдалось в Ташкенте (5913), Ферганской (4800), Андижанской (4781) и Самаркандской областях (4599).
В период с января по июнь этого года было заключено 95 275 браков, при этом количество разводов составило 23 338 (24%), что на 4% (871) больше, чем за соответствующий период прошлого года. Количество случаев расторжения брака выросло в 112 районах и городах республики.
Как показал анализ причин расторжения брака, есть случаи, когда этого можно было избежать.
Так, в 2024 году суды по гражданским делам удовлетворили 32 217 заявлений о расторжении брака, из них в 17 535 случаях (54%) указаны несоответствие характеров, в 1807 случаях (6%) – вступление в другие отношения, в 1222 случаях (4%) – неготовность к построению семьи, а в 1 033 случаях (3%) – взаимное недоверие.
Кроме того, в 2024 году в органах ЗАГС 7 499 семей разводились из-за взаимных семейных разногласий.
Практика снижения брачного возраста также вызывает ряд вопросов. За последние пять выявлен 391 случай снижения брачного возраста на основании решений хокимов.
Отмечено увеличение числа случаев вступления в брачные отношения с лицом, не достигшим брачного возраста, выдачи замуж несовершеннолетней, а также совершения религиозных обрядов.
По итогам обсуждения принято постановление Сената о направлении соответствующего парламентского запроса в Комитет семьи и женщин.
В ходе пленарного заседания рассмотрено 15 вопросов, в том числе 14 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.
На этом одиннадцатое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.
Информационная служба
Сената Олий Мажлиса
Республики Узбекистан
Рекомендуем
Популярное
- Искусство объединяет!
- Uzbekistan Airways увеличила заказ на Boeing 787 Dreamliner
- О создании Американо-узбекского делового и инвестиционного совета
- Из-за непогоды опять перенесен запуск двух спутников NASA к Марсу
- Определен порядок оказания медицинской помощи за счет средств госбюджета
- Халед аль-Анани возглавил ЮНЕСКО
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment