Информация о тридцать девятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

10:37 07 Апрель 2023 Политика
1011 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса

6 апреля 2023 года в Ташкенте начало свою работу тридцать девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

В соответствии с повесткой дня пленарного заседания сенаторы сначала обсудили Закон «Об оказании юридической помощи за счет государства».

Отмечалось, что до сих пор юридическая помощь за счет государства оказывается только при ведении уголовных дел и не предусмотрена по административным и гражданским делам, не внедрен прозрачный механизм привлечения адвокатов, оказывающих юридическую помощь.

Кроме того, отсутствует единый координирующий орган в данной сфере, это было причиной того, что малообеспеченные граждане не могли в полной мере воспользоваться гарантированной в Конституции квалифицированной юридической помощью, возникали коррупционные факторы, что препятствовало эффективному контролю за расходованием бюджетных средств.

Вышеуказанные проблемы разрешаются благодаря обсуждаемому закону.

В частности, определяются основные принципы оказания юридической помощи за счет государства, основные направления государственной политики в этой сфере, гарантии прав граждан на получение юридической помощи.

Расширяются круг лиц, получающих юридическую помощь за счет государства и возможности получения гражданами бесплатной юридической помощи путем включения гражданских и административных дел в перечень дел, по которым юридическая помощь оказывается за счет государства.

Также внедряются открытые и прозрачные механизмы ведения реестра адвокатов, оказывающих юридическую помощь за счет государства, вводится порядок выбора адвокатов, оказывающих юридическую помощь за счет государства с внедрением информационно-коммуникационных технологий посредством электронной системы без человеческого фактора.

Сенаторы отметили, что этот закон имеет значение в плане дальнейшего усиления защиты прав человека, предоставления гражданам возможности надежной защиты в судебных процессах, устранения существующих проблем на практике.

В результате принятия закона повысится уровень доступа граждан к правосудию и усилятся гарантии получения квалифицированной юридической помощи, будет внедрен прозрачный порядок оказания юридической помощи за счет государства, а также установится действенный контроль за расходованием средств, выделенных из государственного бюджета.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

Вместе с тем на пленарном заседании оживленно обсуждался Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием системы надежной защиты прав, свобод и законных интересов женщин и детей».

Следует отметить, что данный закон наряду с установлением строгих мер наказания за различного рода насилие, совершаемое в отношении женщин и несовершеннолетних, служит предупреждению подобных негативных случаев.

Законом устанавливаются соответствующие меры административной и уголовной ответственности за семейное (бытовое) насилие, то есть насилие, совершенное в отношении супруги или супруга, бывшей супруги или бывшего супруга, лица, совместно проживающего на основе единого хозяйства, или лица, имеющего общего ребенка.

Отныне также устанавливается, что к лицам, совершившим сексуальное насилие, в том числе в отношении несовершеннолетних, не могут применяться гуманные акты в виде досрочного условного освобождения от наказания или замены наказания более мягким. Наоборот, наказания за такие преступления ужесточаются.

Кроме того, устанавливается ответственность за совершение в отношении женщин действий сексуального характера, за преследование и неисполнение родителями обязанностей по назначению опекуна или попечителя своим несовершеннолетним детям.

Еще одно из основных изменений, вносимых в законодательство, заключается в том, что в соответствии с действующим законодательством знание обвиняемым возраста жертвы было одним из основных критериев при квалификации таких преступлений, как изнасилование и насильственное удовлетворение половой потребности в противоестественной форме. Теперь это правило отменяется, то есть незнание обвиняемым возраста потерпевшего не освобождает его от ответственности, предусмотренной соответствующими частями статей Уголовного кодекса.

Вместе с тем предусматривается и запрет на занятие лицами, совершившими сексуальное насилие в отношении несовершеннолетних, видами деятельности, предусматривающими воспитание, обучение детей и непосредственную работу с детьми, а также ведение перечня лиц, совершивших указанные виды преступлений.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

После этого рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан, направленных на обеспечение неотвратимости ответственности за коррупционные преступления».

Отмечалось, что Уголовный кодекс дополняется новым термином «коррупционные преступления», согласно которому деяния, предусмотренные соответствующими статьями, частями и пунктами Кодекса, признаются коррупционными преступлениями, и предусматривается усиление наказания за эти преступления.

Кроме того, путем внесения настоящим законом изменений в соответствующие статьи Уголовного кодекса к лицам, осужденным за хищение путем присвоения или растраты, мошенничество, уклонение от уплаты налогов или других обязательных платежей и полностью не возместившим ущерб, причиненный преступлением, и к лицам, совершившим такие преступления, как получение взятки, дача взятки, посредничество во взяточничестве, не применяются такие нормы, как условно-досрочное освобождение от наказания и замена наказания более мягким.

В соответствии с законом устанавливается назначение наказания в виде лишения свободы за преступления, связанные с подкупом служащего государственного органа и организации, органа самоуправления граждан, негосударственной некоммерческой организации. Вносимые изменения важны тем, что направлены на последовательную борьбу с коррупцией и обеспечение неизбежности наказания за совершение данного преступления.

Сенаторы также подчеркнули, что вносимые поправки служат четкому определению коррупционных преступлений и разработке системных мер по противодействию этим видам преступлений, предупреждению коррупционных преступлений, установлению справедливого наказания лицам, совершившим коррупционные преступления, а также надежной защите прав и интересов потерпевших в результате преступления.

По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.

Далее был рассмотрен Закон «О ратификации Договора между Республикой Узбекистан и Республикой Казахстан о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для дальнейшего отбывания наказания (Нур-Султан, 6 декабря 2021 года)».

Отмечалось, что настоящий Договор был подписан 6 декабря 2021 года в ходе государственного визита Президента Республики Узбекистан в Республику Казахстан. Подчеркивалось, что вступление в силу Договора путем его ратификации сформирует нормативно-правовую базу в сфере передачи осужденных, может улучшить взаимодействие уполномоченных органов двух стран в этой сфере.

По данному Договору гражданам Узбекистана и Казахстана предоставляется возможность отбывания назначенного судом наказания в своей стране.

Согласно документу передача осужденных осуществляется в соответствии с установленными в законе процедурами на основании обращений договаривающихся сторон.

 В ходе обсуждения сенаторы подчеркнули, что отбывание наказания осужденными в своей стране позволит им регулярно видеться с близкими родственниками, что положительно скажется на семейных отношениях, а также облегчит адаптацию осужденных к социальной жизни общества.

Сенаторы отметили, что принятие закона служит усилению защите прав и интересов граждан.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

В ходе пленарного заседания также рассмотрены законы Республики Узбекистан «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Азербайджанской Республики о сотрудничестве в военной области (Ташкент, 21 июня 2022 года)» и «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Узбекистан и Правительством Азербайджанской Республики о военно-техническом сотрудничестве (Ташкент, 21 июня 2022 года)».

Сенаторы особо отметили, что дружественные связи узбекского и азербайджанского народов имеют глубокие исторические корни, основаны на вековых переплетениях культурных и духовных ценностей, традиций и истории. В настоящее время они стали прочным фундаментом для развития взаимовыгодного и плодотворного сотрудничества между двумя государствами, основанного на взаимном доверии и высоком уважении. 

Сенаторы высоко оценили представленные на ратификацию соглашения, отметив, что сотрудничество Азербайджана и Узбекистана в сфере обороны служит дальнейшему укреплению обороноспособности и повышению потенциала армий двух государств.

Отмечалось, что соглашения были подписаны в рамках государственного визита в Узбекистан Президента Азербайджанской Республики Ильхама Алиева и направлены на развитие двустороннего сотрудничества в военной, военно-технической, военно-образовательной, а также других сферах, входящих в сферу интересов сторон.

По мнению сенаторов, принятие соглашений придаст новый импульс развитию двусторонних отношений и послужит укреплению региональной безопасности.

Законы одобрены сенаторами.

На этом первый день работы тридцать девятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.