Информация о шестом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

09:23 30 Апрель 2025 Политика
115 0

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

29 апреля 2025 года в Ташкенте начало свою работу шестое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

 

В первый день шестого пленарного заседания Сената обсуждался Закон «О санации и ликвидации банков».

В последние годы в стране реализуются мероприятия по реформированию банковской системы. Это можно увидеть на примере проводимых реформ по созданию банковского законодательства, соответствующего международным стандартам. Принятие законов «О Центральном банке Республики Узбеки­стан» и «О банках и банковской деятельности» в новых редакциях создало прочный фундамент для начала нового этапа реформирования банковской системы страны.

Регулирование и контроль деятельности банков играют важную роль в обеспечении финансовой стабильности. Однако, несмотря на меры контроля, проводимые на основе международных стандартов, не исключена вероятность того, что банки столкнутся с финансовым кризисом.

В действующем законодательстве отсутствует механизм санации банков, а неплатежеспособные банки подлежат принудительной ликвидации на основании Закона «О банках и банковской деятельности». Однако, если крупные банки становятся неплатежеспособными, их принудительная ликвидация может привести к кризису в банков­ской системе.

Отсутствие механизма санации банков в нашей стране требует формирования правовой основы в этой сфере.

Этим законом определяются полномочия уполномоченного государственного органа по санации банков, цели и принципы санации, основания для начала санации, механизмы финансирования санации, а также порядок добровольной и принудительной ликвидации банков.

Принятие закона служит оперативному установлению контроля над нестабильностью в случае возникновения неплатеже­способности банка, снижению негативного влияния неплатежеспособного банка на банковскую систему и экономику, обеспечению непрерывности жизненно важных функций и услуг банка, защите интересов вкладчиков и кредиторов, повышению доверия клиентов к банковской системе, а также укреплению финансовой стабильности в стране.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

Затем на заседании рассмотрен Закон «Об ограничении вы­бросов парниковых газов».

Отмечалось, что в последние годы в стране проводится определенная работа по предупреждению изменения климата и снижению его негативных последствий.

Однако в настоящее время отсутствие законодательства и нормативной базы, регулирующей выбросы парниковых газов, ограничивает возможности налаживания международного сотрудничества в экономических, технологических и экологических направлениях по снижению выбросов парниковых газов в республике.

Это в свою очередь требует приведения данной сферы в соответствие с требованиями международных документов и совершенствования его организационно-правовой основы.

В законе внимание уделено установлению порядка осуществления обращения углеродных единиц, возникающих в результате снижения выбросов парниковых газов, а также обеспечению систематического контроля за выбросами парниковых газов.

В законе определяются основные принципы ограничения вы­бросов парниковых газов, основы и порядок системы их мониторинга, отчетности и верификации, а также права на владение сокращенными парниковыми газами.

Сенаторы отметили, что принятие закона служит обеспечению выполнения Узбекистаном взятых на основе Парижского соглашения обязательств по сокращению выбросов парниковых газов, ускорению реформ, проводимых в стране в области изменения климата, созданию необходимых условий для улучшения окружающей среды и экологии, а также устойчивому развитию экономики страны.

Кроме того, это создаст прочную основу для эффективной реализации двусторонних проектов сотрудничества Узбекистана с зарубежными государствами в области изменения климата и сокращения парниковых газов.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На пленарном заседании Сената также обсуждался Закон «О государственном оборонном заказе».

Отмечалось, что закон направлен на обеспечение обороноспособности, безопасности и поддержания общественного порядка в стране, предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, поддержание режима чрезвычайного положения, а также регулирование отношений, связанных с государственными оборонными заказами, относящимися к государственной тайне.

В законе определяются основные задачи государственного оборонного заказа по формированию, утверждению и выполнению государственного оборонного заказа, а также обеспечению целевого и эффективного использования финансовых ресурсов, выделенных на государственный оборонный заказ исходя из национальных интересов страны, военно-политической ситуации в мире и регионе, уровня угроз национальной без­опасности в военной сфере, а также особенностей современных военных конфликтов.

Кроме того, в данном документе регулируется государственное управление в сфере государственного оборонного заказа. В частности, четко определяются полномочия Кабинета Министров, Агентства оборонной промышленности при Министерстве обороны, уполномоченного государственного органа, а также заказчиков в данной области. При этом за­крепляется, что Кабинет Министров обеспечивает реализацию единой государственной политики в сфере государственного оборонного заказа, утверждает порядок формирования, согласования и исполнения государственного оборонного заказа.

Регулируются также формирование и согласование государственного оборонного заказа. Так, устанавливается, что ежегодно до 1 июля подготовленные заказчиками заявки на продукцию военного и двойного назначения, необходимую на очередной год, направляются уполномоченному государственному органу после согласования во­просов финансирования с Министерством экономики и финансов.

В данном законе устанавливается порядок рассмотрения и утверждения государственного оборонного заказа специально уполномоченной комиссией, а также предусматривается, что государственный оборонный заказ, утвержденный государственной комиссией, учитывается при разработке проекта закона о Государственном бюджете Республики Узбекистан на следующий год.

Сенаторы подчеркнули, что принятие закона служит созданию единого правового механизма для регулирования отношений, связанных с формированием, согласованием, утверждением и выполнением государственных оборонных заказов. Он способствует эффективному анализу потребностей в области обороны и безопасности, определению приоритетных товаров, которыми необходимо обеспечить, а также формированию в соответствии с этими потребностями средств, выделяемых из Государственного бюджета.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

В последние годы в стране проводится значительная работа по поддержке бизнеса, а также защите населения от фальсифицированной продукции.

Вместе с тем возникает необходимость уточнения норм, связанных с установлением отдельных видов сборов, порядка их исчисления и уплаты, предоставлением временных налоговых льгот, направленных на поддержку субъектов предпринимательства и профсоюзов.

На пленарном заседании Сената также был рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан», содержащий такие льготы.

Так, данным законом вносятся изменения в Налоговый кодекс, направленные на развитие птицеводческой отрасли, дальнейшую поддержку деятельности детских оздоровительных лагерей, совершенствование системы цифровой маркировки.

В частности, на период до
1 января 2027 года субъектам предпринимательства, осуществ­ляющим розничную торговлю продукцией с цифровой маркировкой, предоставляется право на уменьшение суммы начисленного и подлежащего оплате налога на прибыль или налога с оборота, либо налога на доходы физических лиц, оплачиваемого индивидуальными предпринимателями, на сумму расходов, связанных с приобретением для субъектов предпринимательства устройств считывания маркировки, но в размере, не превышающем четырехкратного размера базовой расчетной величины за одно устройство.

Законом также предусматривается освобождение на период до 1 января 2030 года субъектов предпринимательства, производящих птицеводческую продукцию, от уплаты земельного налога с юридических лиц (за исключением посевных площадей).

Вносятся также изменения, пред­усматривающие уточнение порядка исчисления и уплаты сбора за право розничной торговли пивом и пивными напитками и сбора за право розничной торговли табачной продукцией. При этом розничная торговля пивом и пивными напитками включается в перечень видов деятельности, осуществляемых в порядке уведомления  уполномоченных органов.

Сенаторы отметили, что закон способствует дальнейшей поддержке деятельности птицеводческих предприятий, повышению эффективности работы по охране здоровья и психическому развитию детей, дальнейшему совершенствованию системы защиты населения от фальсифицированной продукции посредством цифровой маркировки.

После обсуждения закон одобрен сенаторами.

На шестом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на совершенствование системы исполнения судебных актов и актов иных органов».

Сенаторы обратили особое внимание на необходимость принятия данного закона. В частности, это мотивируется отсутствием возможности электронного формирования исполнительных документов, автоматического распределения денежных средств по ним и перечисления их взыскателю без вмешательства государственного исполнителя, тем, что не установлен минимальный гарантированный размер дохода, сверх которого к гражданам не может быть применено взыскание задолженности, а у государственных исполнителей нет права использования мобильных средств видеонаблюдения при совершении исполнительных действий, несоразмерностью административных взысканий, назначаемых должностным лицам за нарушение законодательства об исполнении судебных актов и актов иных органов.

В ходе обсуждения данный закон, направленный на регулирование подобных вопросов, получил положительную оценку сенаторов. В законе предусматривается, что в исполнительном документе указываются персональный идентификационный номер взыскателя — физического лица и идентификационный номер налогоплательщика взыскателя — юридического лица.

Кроме того, данным документом закрепляется, что при определении размера денежных средств, подлежащих взысканию с денежных средств должников — физических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках, иных кредитных организациях, учитываются денежные средства в размере половины минимального размера оплаты труда, на которые взыскание не обращается.

Также вносятся изменения и дополнения, предусматривающие в соответствии с законодательными актами применение государственным судебным исполнителем при совершении исполнительных действий мобильных средств видеонаблюдения.

Законом в Гражданский процессуальный кодекс и Экономический процессуальный кодекс, а также в Кодекс об административном судопроизводстве вносится ряд изменений и дополнений, связанных с исполнением судебных актов и актов иных органов.

Еще один важный аспект закона. В статье 1982 Кодекса об административной ответственности увеличиваются размеры штрафов, предусмотренных за нарушение законодательства об исполнении отдельных видов судебных актов и актов иных органов.

Сенаторы подчеркнули, что данный закон служит надежной защите прав и законных интересов граждан, общества и государства, снижению человеческого фактора при исполнении судебных актов и актов иных органов, дальнейшему совершенствованию системы принудительного исполнения.

По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.

На этом первый день работы шестого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.

 

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

 Республики Узбекистан.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.