Информация о седьмом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

09:05 30 Май 2025 Политика
222 0

Фото: Пресс-служба Президента Республики Узбекистан

29 мая 2025 года в Ташкенте продолжило свою работу седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.

Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.

Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.

Второй день работы пленарного заседания сенаторы начали с обсуждения Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Узбекистан и Объединенными Арабскими Эмиратами об оказании правовой помощи по гражданским и экономическим делам (Ташкент, 27 сентября 2024 года)».

 Отмечалось, что в последние годы сотрудничество между Узбекистаном и Объединенными Арабскими Эмиратами развивается быстрыми темпами. До сегодняшнего дня между двумя странами подписано всего 31 соглашение в таких областях, как экстрадиция, юридическая помощь в уголовных делах, авиарейсы, торгово-экономические отношения, устранение двойного налогообложения подоходного налога, наука и технологии. 

Это соглашение, ратифицируемое законом, было подписано 17 сентября 2024 года в Ташкенте в рамках визита делегации Объединенных Арабских Эмиратов в нашу страну.

В документе предусмотрены налаживание сотрудничества между двумя государствами при оказании правовой помощи по гражданским и экономическим делам, а также обеспечение равной правовой защиты граждан обоих государств на территории друг друга и возможность обращения в суд и правоохранительные органы по гражданским и экономическим вопросам.

Устанавливается также порядок оказания правовой помощи по таким вопросам, как решение споров, которые могут возникнуть между гражданами, признание и исполнение судебных актов.

Сенаторы отметили, что принятие закона служит дальнейшему развитию и укреплению договорно-правовых отношений между двумя странами, достижению дальнейшего развития сотрудничества, особенно в судебно-правовой сфере, а также регулированию отношений между двумя государствами в сфере оказания правовой помощи по гражданским и экономическим делам.

По завершении обсуждения сенаторы одобрили закон.

После этого заслушана информация Министерства экономики и финансов о проделанной работе по развитию сферы услуг в регионах страны.

Отмечалось, что в январе-марте 2025 года объем рыночных услуг в республике составил 210,8 триллиона сумов, или 112,6 процента по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В разрезе регионов высокие темпы роста в сфере услуг отмечены в Ташкенте (116,9 процента), Самарканд­ской (114 процентов) и Навоийской (113,1 процента) областях.

В первом квартале текущего года в регионах в сфере розничных услуг введено в эксплуатацию 5,2 тысячи объектов, в сфере бытового обслуживания — 1,4 тысячи, в туристских направлениях — 738 объектов, в сфере образования и медицины — 730 объектов, в других сферах — более 3,6 тысячи.

Благодаря вводу новых объектов торговли и сервиса в республике создано более 23,3 тысячи новых рабочих мест.

В транспортной сфере по 3 708 направлениям налажено 36,2 тысячи маршрутов общественного транспорта и оказано 333,6 тысячи услуг по перевозке пассажиров.

В первом квартале текущего года республику посетили 2,1 миллиона иностранных туристов, оказаны турист­ские услуги на 927 миллионов дол­ларов.

В рамках программы «Путешествуй по Узбекистану!» 2,3 миллиона человек путешествовали по регионам. В сфере туризма и смежных отраслях создано 1,8 тысячи новых рабочих мест.

Сенаторы, помимо работы, проделанной в этом направлении, уделили внимание и некоторым проблемам.

Так, отмечено замедление темпов роста объема услуг в области аренды, образования, персональных услуг и торговли по сравнению с соответствующим периодом прошлого года, а также сохранение доли теневой экономики.

Критиковались наличие неработающих предпринимателей, недостатки, допущенные при выполнении программ по обеспечению занятости населения в сфере услуг в Бухарской, Наманганской, Сурхандарьинской, Сырдарьинской областях и городе Ташкенте.

На пленарном заседании определены задачи по использованию в полной мере имеющихся возможностей в сфере услуг в регионах, обеспечению темпов роста объема услуг за счет расширения их ассортимента и повышения качества, совершенствованию официального приема на работу и учета работников на предприятиях, функционирующих в сфере оказания услуг.

По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Также на заседании рассмотрен Национальный доклад об улучшении позиции Узбекистана в приоритетных международных рейтингах и индексах.

Сенаторы всесторонне обсудили работу, проведенную по улучшению позиции страны в приоритетных международных рейтингах и индексах, имеющих большое значение для повышения международного авторитета страны, укрепления инвестиционной привлекательности и оценки эффективности государственного управления.

Министерством экономики и финансов, а также Министерством юстиции была дана подробная информация о проделанной работе по показателям в социально-экономической и политико-правовой сферах.

В докладе отмечалось, что в 2024 году в 10 из 20 приоритетных для страны международных рейтингов и индексов улучшена позиция Узбекистана, в двух рейтингах показатели остались на преж­нем уровне, а результаты еще по двум показателям пока не опубликованы.

Подчеркивалось, что эти достижения стали результатом скоординированных усилий государственных органов, институтов гражданского общества и целенаправленных реформ, реализуемых на основе конкретных индикаторов. Так, в Индексе развития электронного правительства Узбекистан поднялся на 6 позиций и занял 63-е место среди 193 государств. Страна вошла в число 17 государств, перешедших из категории «высокого» в категорию «очень высокого» уровня развития.

В Индексе «Женщины, бизнес и закон» отмечен рост сразу на 48 позиций. Страна заняла 91-е место среди 190 стран с общим баллом 82,5. Выступившие отметили, что это стало результатом масштабных реформ, проводимых в плане обеспечения гендерного равенства, прав и возможностей женщин.

 В Индексе экономической свободы Узбекистан также улучшил свою позицию на 6 пунктов, заняв 103-е место. Несмотря на общую положительную динамику, в отдельных финансовых показателях, таких как государственный бюджет и государственный долг, по-прежнему требуется продолжение последовательных реформ.

В ходе обсуждения отмечалось, что в стране создана национальная система работы с международными рейтингами и индексами, усилен парламент­ский контроль. Ежегодно готовится Национальный доклад, в котором приводится объективный анализ деятельности государственных органов, эффективности проводимых реформ и необходимости совершенствования законодательства.

Вместе с тем, как показал анализ Национального доклада, несмотря на положительные достижения, в некоторых рейтингах и индексах происходит снижение. В частности, наблюдаются случаи коррупции в отдельных отраслях, есть проблемы с соблюдением законодательства и недостатки в обеспечении свободы печати. Все это оказывает негативное влияние на позицию страны в международных рейтингах.

В целях искоренения этих проблем Сенатом Олий Мажлиса принято соответствующее постановление, в котором предусматривается выработка конкретных рекомендаций по отраслям, усиление общественного и парламент­ского контроля за деятельностью ответственных ведомств, повышение ответственности, а также на перспективу намечены дополнительные меры по устранению факторов, негативно влияющих на рейтинговые индикаторы.

Наряду с этим на пленарном заседании обсуждена работа, проводимая Сенатом Олий Мажлиса по содействию деятельности местных Кенгашей народных депутатов.

В обновленной Конституции в качестве исключительного полномочия Сената закреплено содействие представительным органам местной власти в осуществлении их деятельности. Исходя из этого обсуждена работа по всесторонней поддержке деятельности местных Кенгашей, качественной организации их работы.

В целях методического содействия системному налаживанию деятельности местных Кенгашей подготовлено и внедрено в практику более 20 нормативных актов.

В частности, утверждена методика разработки и правовой экспертизы проектов решений местных Кенгашей, укреплены правовые основы институтов запроса Кенгаша, проверки Кенгаша, приняты меры по созданию экспертных групп при Кенгашах.

Определены меры, направленные на укрепление взаимодействия депутатов местных Кенгашей и сенаторов с «махаллинской семеркой» в плане развития территорий и решения проблем населения.

Кроме того, разработаны критерии образцовой организации деятельности местных Кенгашей, и на основе этих критериев на местах проводится соответствующая работа по образцовой организации в каждом регионе деятельности одного районного (городского) Кенгаша. В этом плане Сенат оказывает всестороннюю практическую и методическую помощь местным Кенгашам.

В целях дальнейшего укрепления правовых основ деятельности местных Кенгашей разработаны 3 законопроекта. В них предусматривается четкое распределение обязанностей органов местной власти между органами представительной и исполнительной власти по принципу «Сильный Кенгаш, подотчетный и инициативный хоким», отмена повторяющихся задач, обеспечение активного участия депутатов в формировании местных бюджетов, укрепление правовых основ взаимодействия и международного сотрудничества местных Кенгашей.

Разработаны проекты Концепции развития в Узбекистане деятельности представительных органов государственной власти на местах до 2030 года и дорожной карты по ее реализации. В них предусматриваются конкретные меры, направленные на усиление контрольной и нормотворческой деятельности местных Кенгашей, учас­тие депутатов в процессах развития местных бюджетов и территорий, обеспечение широкого участия общественности в деятельности Кенгашей, дальнейшее совершенствование работы депутатов с избирателями.

Наряду с этим отмечена проведенная работа по цифровизации деятельности местных Кенгашей, их интеграции с соответствующими информационными системами в целях повышения удобства для пользователей на электронной платформе «E-Kengash».

На пленарном заседании наряду с вопросами совершенствования деятельности местных Кенгашей обсуждались важные задачи Комиссии Сената по содействию активизации деятельности представительных органов власти на местах.

Намечены также задачи по повышению эффективности контрольной и нормотворческой деятельности местных Кенгашей, расширению их возможностей по решению важных и актуальных вопросов, касающихся территориальных интересов и населения, а также налаживанию системы постоянного повышения квалификации депутатов и работников секретариата местных представительных органов.

По завершении обсуждения принято соответствующее постановление Сената.

Затем рассмотрен вопрос о направлении парламентского запроса в Министерство здравоохранения относительно принимаемых мер по улучшению качества оказываемой детям медицинской помощи.

Следует отметить, что в последние годы в стране проводится определенная работа по улучшению качества оказания медицинской помощи детям, использованию в этом направлении передового зарубежного опыта и современных диагностических и лечебных технологий, а также дальнейшему расширению возможностей региональных медицинских учреждений.

В настоящее время в системе здравоохранения нашей страны (33,3 процента от общей численности населения) функционируют 824 семейных врачебных пункта, 984 семейные поликлиники, 207 многопрофильных центральных поликлиник и 233 детских лечебно-профилактических учреждения, в которых оказывают медицинскую помощь более 12,9 миллиона детей в возрасте до 18 лет.

В республике создано 13 региональных детских многопрофильных медицинских центров на 4 247 коек.

В прошлом году по республике прошли диспансеризацию 11,2 миллиона детей в возрасте до 18 лет (95,5 процента), из них у 3,4 миллиона (28,8 процента) выявлены различные заболевания. Прошли оздоровление 3,1 миллиона детей (89,4 процента), у которых выявлены заболевания.

К концу 2024 года 1,3 миллиона детей в возрасте 6—23 месяцев полностью обеспечены микронутриентным порошком.

Вместе с тем на пленарном заседании отмечена нехватка лечебно-профилактических учреждений, оказывающих медицинские услуги детям, а также таких специалистов, как педиатр, неонатолог, фтизиопедиатр, иммунолог, детский хирург, подростковый педиатр.

Загруженность детских многопрофильных медицинских центров в связи с ростом направлений из регионов на осмотр квалифицированными специалистами не соответствует количеству имеющихся в них коек и установленным нормативным требованиям.

Кроме того, подчеркивалось, что в регионах в ряде детских многопрофильных медицинских центров не созданы кардиохирургические отделения и отделения детской хирургии, материально-техническое состояние некоторых лечебно-профилактических учреждений, обслуживающих детей, не соответствует требованиям, ощущается потребность в современном высокотехнологичном оборудовании.

В целях внесения ясности в данные вопросы принято постановление Сената о направлении парламентского запроса в Министерство здравоохранения.

Сенаторы также утвердили постановления Кенгаша Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

В ходе пленарного заседания рассмотрено 14 вопросов, в том числе 9 законов, направленных на укрепление правовых основ всех сфер жизни общества и повышение эффективности осуществляемых в стране масштабных преобразований, развитие международного сотрудничества.

На этом седьмое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершилось.

 

Информационная служба

Сената Олий Мажлиса

Республики Узбекистан.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.