Информация о девятом пленарном заседании Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Фото: Пресс-служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан
1 августа 2025 года в Ташкенте начало работу девятое пленарное заседание Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
В нем приняли участие члены Сената, правительства, представители министерств и ведомств, депутаты местных Кенгашей, члены Молодежного парламента при Сенате и работники средств массовой информации.
Пленарное заседание, проходившее в формате видеоконференции, вела Председатель Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан Танзила Нарбаева.
Пленарное заседание транслировалось в режиме онлайн через канал Сената в YouTube.
В первый день девятого пленарного заседания Сената обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан в связи с дальнейшим совершенствованием лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур».
В последние годы в стране проводится широкомасштабная работа по дальнейшему совершенствованию лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур.
На заседании отмечалось, что устраняются бюрократические и административные барьеры в предоставлении государственных услуг, а также расширяется доступ населения к самостоятельному пользованию дистанционными электронными государственными услугами.
Вместе с тем сенаторы отметили, что при добровольной уплате штрафа правонарушителем после нарушения требований лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур возникает необходимость введения практики применения льготы к размеру штрафа.
Точно также возникает необходимость правового регулирования некоторых остающихся открытыми вопросов, таких как оформление решений о наложении штрафа средствами специальной электронной системы, осуществление лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур иностранными юридическими лицами-нерезидентами Республики Узбекистан.
Данным законом предусматривается внесение изменений и дополнений, направленных на совершенствование лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур в законы Республики Узбекистан «О лицензировании, разрешительных и уведомительных процедурах», «О государственной пошлине», «О пожарной безопасности», «Об экспортном контроле» и «О туризме», а также в Кодекс об административной ответственности и Таможенный кодекс.
Эти изменения и дополнения служат упрощению лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур, обеспечению применения льгот к правонарушителю в случае добровольной уплаты им штрафа, осуществления лицензирования, разрешительных и уведомительных процедур и через центры государственных услуг.
В ходе пленарного заседания закон активно обсуждался и высказаны мнения о том, что он способствует обеспечению широких возможностей для создания благоприятных условий осуществления предпринимательской деятельности за счет сокращения в будущем обязательных требований в сфере предпринимательства.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
На пленарном заседании также был рассмотрен Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленных на дальнейшее повышение ответственности органов по оценке соответствия и предоставление удобств предпринимателям, добровольно отозвавшим продукцию».
Сенаторы отметили, что в стране проводится ряд работ, направленных на защиту прав потребителей и охрану их жизни и здоровья путем внедрения современных методов в процессы оценки соответствия.
Члены Сената акцентировали внимание на необходимости дальнейшего совершенствования законодательных актов в целях усиления мер воздействия за нарушение правил оценки соответствия, формирования механизмов оказания помощи предпринимателям, отозвавшим продукцию, не соответствующую требованиям технических регламентов.
Законом в Гражданский кодекс, законы «О защите прав потребителей», «О стандартизации» и «О техническом регулировании» вносятся дополнения и изменения, направленные на повышение ответственности органов по оценке соответствия и поощрение предпринимателя, отозвавшего продукцию, не соответствующую техническим регламентам и стандартам, применение которых является обязательным.
В выступлениях сенаторы подчеркнули, что этот закон служит повышению ответственности органов по оценке соответствия и более надежной защите прав потребителей.
Закон активно обсуждался во время пленарного заседания. Отмечалось, что этот правовой акт также предусматривает ограничение реализации и потребления некачественной и опасной продукции путем освобождения от финансовых санкций юридических лиц, отозвавших продукцию, не отвечающую соответствующим требованиям.
Закон одобрен сенаторами.
После этого обсуждался Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан, направленные на совершенствование института медиации при альтернативном разрешении споров».
Сенаторы отметили, что в последние годы в нашей республике налажена практика досудебного разрешения споров правовыми институтами, в частности институтом медиации, а также арбитражными судами. Такая практика направлена на защиту прав, экономию времени и средств физических и юридических лиц, предупреждение различной бумажной волокиты, мирное урегулирование споров на основе примирения сторон.
Отмечалось, что принятый в 2019 году Закон «О медиации» и постановление Президента Республики Узбекистан «О мерах по дальнейшему совершенствованию механизмов альтернативного разрешения споров» от 17 июня 2020 года положили начало новому этапу в этом вопросе.
Однако объем работы в судах увеличивается из года в год, а количество досудебных и оформленных в стадии судебного разбирательства медиационных соглашений составляет всего 4,2 процента, что свидетельствует о необходимости усиления сферы влияния медиации, дальнейшего повышения доверия к данной отрасли.
Этим законом, который разработан как правовое решение этих вопросов, вносятся изменения и дополнения в законы «О медиации», «О нотариате», «О государственной пошлине», «Об исполнении судебных актов и актов иных органов», а также Гражданский процессуальный, Экономический процессуальный, Налоговый и Семейный кодексы.
В частности, в Законе «О нотариате» предусматривается, что нотариусу предоставляется право выполнять неограниченную функцию медиатора в порядке, установленном Законом «О медиации».
Также Закон «О медиации» дополняется новой главой, Министерство юстиции определяется уполномоченным государственным органом в сфере медиации. Устанавливается, что Министерство юстиции в пределах своих полномочий может принимать нормативно-правовые акты, касающиеся медиации, утверждать правила профессиональной этики медиаторов, порядок их профессиональной переподготовки и программы подготовки медиаторов, а также осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательством.
Вместе с тем в действующем законодательстве расширяется сфера применения медиации, исключается непрофессиональный тип медиаторов, предъявляется требование к медиаторам иметь высшее образование. Вносятся положения о необходимости повышения квалификации медиаторов каждые три года, о создании квалификационных комиссий медиаторов, об обязательном исполнении медиативного соглашения.
Сенаторы отметили, что принятие данного закона служит обеспечению эффективного функционирования механизмов досудебного разрешения споров на практике, снижению нагрузки на суды за счет укрепления правовых основ сферы медиации, а также повышению уровня международного рейтинга и инвестиционного имиджа Узбекистана на международном уровне в плане ведения бизнеса.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
Кроме того, сенаторами рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в республике в последние годы ведется широкомасштабная целенаправленная работа по обеспечению стабильности правового регулирования общественных отношений в сфере защиты интересов и обеспечения безопасности государства, повышения качества и эффективности, а также защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Вместе с тем назрела необходимость упрощения порядка выдачи разрешений на транзит особых грузов и воинских контингентов, а также снижения риска стихийных бедствий, связанных с изменением климата, и четкого
определения механизмов оценки ущерба, причиненного чрезвычайными ситуациями в стране.
В действующем Законе «О транзите особых грузов и воин¬ских контингентов» установлено, что решение о выдаче транзитного разрешения или об отказе в его выдаче принимается в срок, не превышающий 30 дней после получения заявления, при необходимости данный срок может быть продлен.
В связи с этим обсужденным законом в Законе «О транзите особых грузов и воинских контингентов» срок действия транзитного разрешения устанавливается не более 90 дней.
Также в целях устранения пробелов в действующем законодательстве предусматривается, что решение о выдаче транзитного разрешения или об отказе в его выдаче принимается в срок, не превышающий двадцати дней со дня получения заявления, четко устанавливаются обстоятельства, послужившие основанием для продления данного срока, а также предел возможного продления.
Кроме того, законом вносятся соответствующие изменения и дополнения в Закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
Сенаторы отметили, что принятие закона служит увеличению объемов транзита особых грузов и воинских контингентов, укреплению правовых основ регулирования отношений в сфере защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Закон одобрен сенаторами.
На девятом пленарном заседании Сената обсуждался Закон «О внесении дополнений и изменений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что в последние годы в стране расширяются масштабы трудовой миграции, увеличивается число граждан, возвращающихся из-за рубежа. Также в Узбекистан приезжает большое количество иностранных граждан в коммерческих, трудовых целях. Результаты добровольного обследования некоторых из этих категорий лиц показали наличие у них инфекционных заболеваний, опасных для человека.
В частности, только 434 тысячи, или 25 процентов из 1,7 миллиона граждан, которые вернулись в 2024 году из длительного пребывания за границей, добровольно прошли тестирование на ВИЧ/СПИД. У 1 512 из них было диагностировано это заболевание.
Также в 2024 году более 12,7 тысячи иностранных граждан и лиц без гражданства были добровольно обследованы на ВИЧ/СПИД, и у 81 из них выявлено это заболевание.
О
пасные для человека инфекции выявлены среди мигрантов, прошедших добровольное обследование. Неизвестно, сколько из непроверенных мигрантов их имеют. В этой связи данный закон имеет актуальное значение.
Законом вносится ряд изменений и дополнений в законы Республики Узбекистан «О противодействии распространению заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекция)», «О частных агентствах занятости» и «О занятости населения».
Так, устанавливается обязательное медицинское освидетельствование на ВИЧ граждан Республики Узбекистан в возрасте от восемнадцати до шестидесяти лет, постоянно пребывающих за границей в течение девяноста и более дней, иностранных граждан и лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории Республики Узбекистан, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Республику Узбекистан для осуществления трудовой деятельности.
Также предусматривается, что граждане Республики Узбекистан и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, проходят обязательное медицинское освидетельствование за счет средств государственного бюджета, а иностранные граждане и лица без гражданства, прибывающие в Республику Узбекистан для осуществления трудовой деятельности, иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Узбекистан, — за счет собственных средств, средств работодателя или иных средств, не запрещенных законодательством.
Кроме того, устанавливается, что выявление ВИЧ/СПИДа и туберкулеза является основанием для отказа в выдаче подтверждения на право трудовой деятельности на территории Республики Узбекистан.
Наряду с этим обязанность организации обучения лиц, ищущих работу за пределами Республики Узбекистан, согласно соответствующему законодательству государства их пребывания, правилам пребывания в этом государстве, устанавливается одним из условий лицензии, выдаваемой частным агентствам занятости.
Сенаторы отметили, что данный закон служит предупреждению распространения опасных для человека инфекционных заболеваний, охране здоровья населения, формированию действенных правовых механизмов обеспечения социальной защищенности в процессе трудовой миграции.
По завершении обсуждения закон одобрен сенаторами.
Наряду с этим на пленарном заседании рассмотрен Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Узбекистан».
Отмечалось, что данный закон обеспечивает прозрачность оказания услуг в сфере трудовой миграции, регулирует деятельность частных агентств занятости, усиливает их ответственность и создает дополнительные удобства для работодателей и работников.
Законом предусматривается расширение прав и обязанностей частных агентств занятости, определение продолжительности сверхурочной работы и совершенствование системы оплаты за сверхурочную работу.
Подчеркивалось, что данные нормы создают благоприятные условия для обеспечения законности в сфере трудовой миграции, гарантий прав мигрантов, пресечения незаконной деятельности и вовлечения частного сектора в эту сферу.
Сенаторы отметили, что закон направлен на защиту прав граждан Узбекистана за рубежом, стимулирование участия частного сектора посредством цифровизации миграционных услуг и создания здоровой конкурентной среды, обеспечение гарантий трудовых прав граждан, повышение производительности труда в организациях и увеличение доходов работников.
Закон одобрен сенаторами.
В последние годы в стране реа¬лизуются масштабные реформы, направленные на защиту законных интересов детей, обеспечение государством гарантий их прав и свобод.
Закон «О внесении дополнений и изменений в Уголовный кодекс Республики Узбекистан в связи с дальнейшей либерализацией уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних», обсуждавшийся сенаторами на девятом пленарном заседании Сената, также является логиче¬ским продолжением этих реформ.
Согласно статистическим данным, в 2023 году в стране к уголовной ответственности были привлечены и осуждены 1 911 несовершеннолетних, а в 2024 году — 2 214. В прошлом году совершено 1 238 преступлений, не представляющих большой общественной опасности, и 855 преступлений средней тяжести.
Настоящий закон разработан в целях реализации задач, обозначенных в Государственной программе по реализации Стратегии развития Нового Узбекистана на 2022—2026 годы в «Год заботы о человеке и качественного образования».
Законом вносятся дополнения и изменения в ряд статей Уголовного кодекса.
В частности, устанавливается, что лицо, отбывшее наказание за преступление, которое не является особо тяжким, совершенное до достижения восемнадцатилетнего возраста, считается несудимым.
Закон также предусматривает сокращение минимального срока ограничения свободы и лишения свободы для несовершеннолетних с шести месяцев до одного.
По мнению сенаторов, данный закон способствует дальнейшей либерализации уголовной ответственности в отношении несовершеннолетних и создает условия продолжить жизнь без клейма судимости для лица, отбывшего наказание за преступление, совершенное до достижения восемнадцатилетнего возраста.
По итогам обсуждения закон одобрен сенаторами.
На этом первый день работы девятого пленарного заседания Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан завершился.
Информационная служба Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан.
Рекомендуем
Популярное
- АЭС в Узбекистане стала одной из важных тем, обсуждаемых на международном форуме «World Atomic Week»
- Новые подходы к деятельности ООН: позиция Узбекистана
- Новые форматы сотрудничества
- Визит Президента Узбекистана в США завершился
- Президент Узбекистана встретился с соотечественниками и стипендиатами Фонда «Эл-юрт умиди»
- Когда пространство без барьеров становятся нормой
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment