Факторы конкурентоспособности образовательного хаба в Узбекистане 

12:33 09 Сентябрь 2021 Общество
493 0

архивное фото

Эксперты ИПМИ провели оценку услуг высшего образования и определили факторы формирования образовательного хаба в Узбекистане.

Сектор высшего образования в Узбекистане имеет высокую значимость для экономики:

- добавленная стоимость услуг образования в сфере услуг достигает 15%;

- доля высшего образования в общем объёме образовательных услуг равняется 54%;

- в 2021 году в республике функционирует 131 ВУЗ, из которых 22 являются филиалами зарубежных ВУЗов.

Создание региональных и международных образовательных хабов служит повышению конкурентоспособности и усилению регионального сотрудничества, делая ставку на развитие высшего образования как фактора экономического и социального развития. 

Институтом прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) проведено исследование по обоснованию ключевых факторов и условий конкурентоспособности вузов во взаимосвязи с аспектами формирования образовательного хаба.

В результате анализа было выявлено, что Узбекистан не полностью использует потенциал в привлечении в свои ВУЗы студентов из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья.

Узбекистан для создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии имеет ряд конкурентоспособных факторов: 

•  безопасность, 

•  благоприятный климат, 

•  ценовая конкурентоспособность по ряду направлений, включая медицину, 

•  отсутствие необходимости оформления визы и 

•  высокий уровень человеческого капитала. 

Эксперты ИПМИ, проанализировав условия для создания образовательного хаба в Республике Узбекистан выявили факторы конкурентоспособности, которые можно усилить, и сдерживающие факторы, которые необходимо устранять. 

В Узбекистане факторами конкурентоспособности создания образовательного хаба по реализации международных образовательных программ в Центральной Азии являются безопасность, благоприятный климат, ценовая конкурентоспособность по ряду направлений включая медицину, отсутствие необходимости оформления визы. 

К факторам, снижающим привлекательность создания хаба по реализации международных образовательных программ (которые уже сегодня необходимо решать не только для привлечения иностранных студентов, но и для достижения подготовки высококвалифицированных отечественных кадров) относятся:   низкая доля специальностей с обучением на английском языке, неразвитость инфраструктуры дистанционного образования и организации досуга, относительно невысокое качество образования и конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава ВУЗов, относительно невысокая доля профессорско-преподавательского состава с научной степенью в Центральной Азии, слабый уровень интеграции ВУЗов и бизнеса. 

Проведенное исследование показало, что Узбекистан также имеет потенциал и может рассчитывать на привлечение в свои ВУЗы студентов прежде всего из стран Центральной и Юго-Восточной Азии, ближнего зарубежья. Однако в республике в течение последнего десятилетия ежегодно численность обучающихся в университетах Узбекистана иностранных студентов не превышала 800 человек.

Привлечение иностранных студентов может принести стране дополнительный доход, при условии фундаментальной роли в реструктуризации экономики посредством создания благоприятной среды: привлечения «лучших университетов» со всемирно признанными профессорами.

Таким образом, создание образовательного хаба будет способствовать повышению концентрации высококвалифицированных специалистов в едином региональном центре, значительному росту объёма образовательных услуг, оказанных учреждениями образования.  

В свою очередь, повышение конкурентоспособности подготавливаемых кадров, востребованных на мировом рынке труда, увеличение охвата высшим образованием, рост интеграции науки и производства среди стран Центральной Азии расширят возможности вклада высшего образования в экономическое развитие.

Институт прогнозирования и макроэкономических исследований, в свою очередь, продолжит данное исследование, посредством проведения более глубокого анализа на основе оценки взаимосвязей новых стандартов в образовательном процессе и оценки их влияния на качество и экспорт услуг высшего образования в Республике Узбекистан.

* Детальная информация может быть предоставлена по запросу в ИПМИ.

Найля ИБРАГИМОВА,
руководитель проекта ИПМИ
Дильфуза ВАХАБОВА,
старший научный сотрудник ИПМИ
 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.