Экологический кодекс: емкий, ясный, полноценный

10:20 26 Апрель 2022 Экономика
1343 0

Фото: Иллюстративное

Вопросы совершенствования природоохранных законодательных актов, формирование механизмов реализации их норм и требований, гармонизация с международными природоохранными договорами, а также осуществление эффективного общественного и парламентского контроля за их исполнением имеют приоритетное значение.

В республике существует множество взаимосвязанных законодательных актов, в той или иной мере затрагивающих отношения в природоохранной сфере. Однако современные императивы экологической политики Узбекистана требуют новых подходов к решению природоохранных проблем, особенно на законодательном уровне. 

Основная идея в этой работе заключается в необходимости совершенствования правовых основ государственного регулирования охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на основе баланса экологических и экономических интересов общества, а также правового обеспечения реализации в нормах Экологического кодекса неотъемлемого права граждан Узбекистана на благоприятную окружающую среду.

Идея разработки кодифицированного свода законов в области экологии обсуждалась в Узбекистане несколько лет, однако ее реализация затягивалась по многим объективным и субъективным факторам. Одна из главных причин заключается в сложности, с одной стороны, охватить весь обширный массив природоохранных нормативно-правовых актов, с другой — определить границы, пределы законодательного регулирования в этой сфере. 

Скоординированная работа экспертного сообщества и научных кругов в течение последних пяти лет позволила выработать взаимосогласованный и обоснованный как с точки зрения существующей практики, так и достижений современной экологической науки взгляд на эту проблему. Другой причиной, по которой экологические кодексы разработаны и действуют лишь в нескольких странах, является сложность законодательного регулирования всего комплекса вопросов, связанных, с одной стороны, с охраной окружающей среды, с другой — с рациональным использованием природных ресурсов. 

Несмотря на все эти и другие трудности, в январском 2020 года Послании Президента Узбекистана Олий Мажлису была выдвинута инициатива о необходимости разработки проекта Экологического кодекса страны. Эта законодательная инициатива была закреплена в Государственной программе по реализации Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017—2021 годах в «Год развития науки, просвещения и цифровой экономики». 

Депутатами и сенаторами совместно с Кабинетом Министров была создана межведомственная рабочая группа, включающая представителей 31 министерства, ведомства и организации, непосредственно занимающихся охраной окружающей среды и обеспечением рационального использования природных ресурсов. Широкое представительство в данной группе получили разные институты гражданского общества, в том числе негосударственные некоммерческие организации, специализирующиеся в области экологического контроля и анализа. Перед рабочей группой были поставлены следующие концептуальные задачи.

Во-первых, осуществить глубокую инвентаризацию действующих нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды и природопользования с тем, чтобы определить устаревшие, недействующие, повторяющие либо противоречащие друг другу документы. Эта работа позволила определить весь правовой массив, систематизировать все действующие акты законодательства по отдельным направлениям экологии и природопользования, унифицировать понятийный аппарат и основные институты, касающиеся экологии. Было установлено, что вопросы охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов в настоящее время регулируют свыше 30 законов, более 300 подзаконных и нормативных актов.
Во-вторых, провести ревизию подписанных нашей страной международных договоров в рассматриваемой сфере, изучить состояние их имплементации в национальное законодательство и эффективность выполнения принятых обязательств, проанализировать международные договоры в улучшении экологической обстановки в республике и рациональном использовании природных ресурсов.

За последние годы наша страна проявила большую активность в присоединении к общепризнанным в демократическом сообществе международным договорам в области охраны окружающей среды и рационального природопользования. В результате подписаны и ратифицированы такие важные международные документы, как Парижское соглашение 2015 года — Соглашение в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата, регулирующее меры по снижению содержания углекислого газа в атмосфере, и другие.

Узбекистан, приняв участие в 26-й сессии в Глазго конференции стран — участниц Рамочной конвенции ООН об изменении климата, еще раз подтвердил готовность активно взаимодействовать в многосторонних усилиях по продвижению актуальных вопросов «зеленой» повестки и сдерживанию процессов изменения климата.

По данным Международного энергетического агентства (МЭА), выбросы углекислого газа от сжигания топлива в Узбекистане снизились до 85 миллионов тонн. В рамках реализации общенационального проекта «Зеленое пространство» ежегодно в стране намечено высаживать 200 миллионов деревьев и кустарников. К 2030 году энергоэффективность экономики планируется повысить вдвое, а долю возобновляемой энергии — минимум до 25 процентов.

В прошлом году в Навоийской области запущена в эксплуатацию первая масштабная солнечная электростанция мощностью 100 МВт. В Каракалпакстане заложена основа строительства ветряной электростанции с годовой выработкой электроэнергии 360 миллионов кВт.ч, а в Сурхандарьинской области — крупной солнечной электростанции мощностью 457 МВт.

В-третьих, всесторонне и комплексно изучить законодательный опыт регулирования и практику функционирования экологического законодательства, в особенности экологических кодексов в развитых государствах, а также в странах ближнего зарубежья. Анализ показал, что кодифицированный экологический свод законов существует в небольшом количестве стран. Так, в настоящее время экологические кодексы действуют во Франции, Швеции, Казахстане, Российской Федерации. Такие государства Восточной и Центральной Европы, как Польша, Венгрия, Чехия, имеют достаточно развитое право, регулирующее экологическую сферу. В этих государствах приняты комплексные законы об охране окружающей среды.

Однако многие государства так и не смогли реализовать идею кодификации экологического законодательства. Например, в Германии действует свыше 800 законов, связанных с охраной окружающей среды, и около 2 800 экологических предписаний. В течение многих лет в этой стране обсуждался проект соединения воедино федеральных экологических законов. Более того, федеральным министерством по охране природы был даже разработан проект первой книги Экологического кодекса. Однако работа так и не была доведена до конца.

В-четвертых, завершить разработку Экологического кодекса в виде закона прямого действия, призванного оказать положительное влияние на улучшение инвестиционной привлекательности нашей страны, так как иностранные инвесторы смогут на уровне закона в открытом доступе ознакомиться с экологическими правилами ведения бизнеса в Узбекистане, условиями использования имеющихся природных ресурсов.

В-пятых, реализовать главное условие, подготовить понятный для рядовых граждан текст законопроекта, не требующий дополнительного толкования. При этом избежать разночтений и исключить отсылочные нормы, требующие дополнительного подзаконного регулирования общественных отношений в области охраны окружающей среды и природопользования. 

К октябрю 2020 года работа над проектом Экологического кодекса Узбекистана была завершена. Проект состоит из 62 глав, около 550 статей. Проект кодекса был предварительно согласован с сопричастными министерствами, ведомствами и организациями. Были проведены три видеоконференции, в их числе «круглый стол», организованный по инициативе экологических ННО с участием широкого круга экспертов ООН, Всемирного банка, ОБСЕ и других международных организаций, где с их стороны был дан ряд конструктивных предложений. 

В настоящее время парламенту необходимо с привлечением международных экспертов доработать данный документ, создав экспертную рабочую группу из числа видных национальных и международных специалистов и оказав им необходимую финансовую поддержку. Это позволит подготовить такой законопроект, который поднимет на более высокий, качественно новый уровень отечественную правовую систему охраны окружающей среды, обеспечит рациональное, эффективное использование богатых природных ресурсов Узбекистана, гармонизирует национальное законодательство с нормами международного права в сфере охраны окружающей среды. 

Борий АЛИХАНОВ, 
председатель Комитета Сената Олий Мажлиса по вопросам развития региона Приаралья и экологии, 
 

Эркин ОМОНОВ, 
 главный консультант секретариата Комитета Сената Олий Мажлиса 
по вопросам развития региона Приаралья и экологии.

 

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.