Ей всегда рукоплескал восхищенный зал
Дильбар Гулямовна Абдурахманова вне всякого сомнения — личность и чрезвычайно высокой степени одаренности, и необыкновенной творческой энергии. С самых юных лет необыкновенной устремленностью она направила свой путь к совершенствованию себя в профессии, к постижению новых, неизведанных ступеней творчества.
В дни ее юбилея о ней наверняка будет сказано и обширно, и много. Поэтому, оставив в стороне «полагающуюся» хронологию ее жизни и творчества, хотелось бы осмыслить самую главную суть творческого пути этого большого Мастера.

Первая в Узбекистане женщина-дирижер... Это понятие необычайно емко, оно свидетельствует и о новой формации отношения к женщине в Узбекистане середины прошлого века. Получившая свою первую музыкантскую профессию, юная артистка симфонического оркестра нашего театра тех лет упорно и методично осваивала дирижерскую. Ее замечательный наставник — выдающийся дирижер, композитор, педагог и общественный деятель Мухтар Ашрафи разглядел в своей юной ученице полноценную дирижерскую Личность. И вводил ее в таинства профессии мощно, методично, позволяя ей во всей полноте начинать проявлять черты своей индивидуальности, совершенно не копируя своего мэтра.
Да, Мухтар Ашрафович воспитал целую плеяду ярких дирижеров — своеобразных, совершенно не схожих друг с другом. И в их числе индивидуальность Дильбар Гулямовны отчетливо выделяется особыми качествами и свойствами. Предельно требовательный и строгий наставник, но музыкант, с радостью отмечающий талантливость своих воспитанников, Ашрафи смело доверил совсем юной Абдурахмановой труднейшую задачу продирижировать одной из самых любимых его опер — «Аидой». В весьма юном возрасте мне довелось быть на этом спектакле, и я хорошо помню, как совсем молодая Дильбар Гулямовна с удивительной излучательной энергетикой продирижировала этим своим первым спектаклем, передав оркестру все динамические контрасты музыкальной драматургии Верди. Конечно, многое тогда еще она наследовала от своего великого наставника, но вот эта редкостная энергетика, точность излучения, жеста остались с нею до последних моментов ее земной жизни...

Дильбар Абдурахманова как-то очень динамично и быстро освоила сложный и разнообразный репертуар тогдашней афиши театра. И «Травиата», и «Паяцы», и многое другое в оперном разнообразии тех лет были раскрыты смело и четко по замыслу. Очень раскрылось ее дарование и в сложнейшей отрасли профессии дирижера балета, где нужны особые, не схожие с оперным искусством, свойства дирижерской техники для утонченного и непрерывного контакта с танцовщиками в целях создания стройного хореографически оптимального «полотна», в котором пластика балерин и солистов балета вершится во всей гармоничности в теснейшей связи с Музыкой. И вот по этим двум путям — оперного и балетного дирижирования Дильбар Абдурахманова уверенно и весомо вершила свой путь.
Ко многим ее выдающимся начинаниям применим термин «первая». «впервые». В ее огромном и обширном репертуаре этот термин звучит весьма часто. Среди множества известных классических названий, это и первые постановки в Узбекистане в более ранние периоды знаменитого «Тановара» А. Ф. Козловского, «Анны Карениной» Р. Щедрина, «Барышни и Хулигана» Д. Шостаковича, «Кармен-сюиты» Ж. Бизе – Р. Щедрина. А в зрелую пору Абдурахмановой суждено было найти прекрасного и постоянного творческого партнера по созданию истинно легендарных спектаклей. С конца семидесятых ее творческий союз с мастером оперной режиссуры, ныне народным Артистом Узбекистана и Азербайджана Фирудином Сафаровым подарил искусству Узбекистана и легендарного «Петра Первого» Андрея Петрова, и новую версию «Фауста» Ш. Гуно, и первую в тогдашнем Союзе полную авторскую версию прокофьевского «Огненного Ангела», и многое, многое другое...

Невероятная энергия и жажда творчества отличала особенность ее натуры и характера. Сейчас можно открыть, что в течение всей жизни обладая отнюдь не богатырским здоровьем, она мужественно преодолевала все более или менее серьезные недуги, и буквально рвалась к творчеству. Нередки были случаи, когда Дильбар Гулямовна экспрессивно дирижировала одним из множества своих спектаклей, вопреки высокой температуре или другому недомоганию, о котором многие и не подозревали. С особой экспрессией и чувством среди множества прекрасных ее балетных спектаклей она дарила зрителям совершенно особую энергетику и атмосферу «Спартака» А. Хачатуряна, как в первой постановочной версии конца шестидесятых, так и на пике своего мастерства в постановке 2001 года. Тогда по личной просьбе нашего замечательного балетмейстера, народного артиста Узбекистана Ибрагима Юсупова я сделал сценографическое оформление «Спартака» и теснейшим образом был связан со всем процессом выпуска этого легендарного спектакля.
Исключительная мобильность, умение быстро войти в процесс дирижирования абсолютно новым для себя спектаклем, нередкие случаи экстренной замены за пультом заболевших коллег даже не в «своем» дирижерском репертуаре – сопровождали Дильбар Гулямовну всю жизнь. Она символично соединила поколения исполнителей, взращенных еще ее могучим наставником Мухтаром Ашрафи и прочертила четкую линию, связавшую воспитание и развитие нескольких творческих поколений как оперной, так и балетных трупп.

И неистовое рвение к творчеству, до самых последних лет, когда силы были уже на исходе, когда даже подъем и спуск по лестницам родного театра давались с трудом озарило самые последние годы выдающегося дирижера. Она ложилась в стационары для необходимого лечения и возвращалась. И снова за пультом излучала свойственное ей торжество дирижерской энергетики. И опера пела и действовала, а балет танцевал с неизбывной силой... Даже в самые последние месяцы, когда роковой недуг лишил ее возможности вставать, она рвалась душой в театр и внушала себе: « Вот будет легче и я снова встану за пульт...». Но в роковой миг эта неукротимая устремлённость трагически оборвалась...
Дильбар Гулямовна вместила в свою творческую жизнь в родном театре непостижимо большой период — почти 65(!!!) лет активного творчества. Множество ее работ стали истинно легендарными, множество солистов, спевших и станцевавших в ее спектаклях, стали мастерами нескольких поколений. Ее имя по праву вписано золотыми буквами в историю искусства нашей страны. Она отмечена самыми высокими званиями и регалиями. И остается в истории и нашего театра, и далеко за его пределами истинной дочерью своего народа и выдающимся Мастером, творчество которого необходимо почитать и ценить необычайно высоко...
Андрей СЛОНИМ,
Заслуженный деятель искусств Узбекистана,
режиссер-постановщик ГАБТ имени А. Навои
Рекомендуем
Популярное
- В Ташкенте состоялась премьера оперы «Хан Султан. Алтын Орда» Казахского национального театра оперы и балета имени Абая
- Сборная Узбекистана (U-17) вышла в 1/8 финала чемпионат мира в Катаре
- Из-за непогоды опять перенесен запуск двух спутников NASA к Марсу
- Национальная платформа развития электротехники
- Обсуждены инвестиционные реформы в регионах, где вводится новая система управления
- В зале прилета ташкентского аэропорта внедрена система E-Gate
Комментарии
Комментариев пока нет.
Enter to comment