Без взрывов и шахтеров

19:09 27 Сентябрь 2021 Экономика
1571 0

Фото: НАК «Казатомпром

Южный Казахстан. Здесь любят пообсуждать тему общности народов Казахстана и Узбекистана. 

В дороге времени для самого затяжного разговора достаточно: двести километров разделяют город Туркестан, центр одноименной области и Сузакский район. Мы направляемся к «достопримечательности», обычно скрытой от взора людей и камер, — урановый рудник «Каратау». Он находится в собственности СП ТОО «Каратау» (равные доли участия «Uranium One», входящего в госкорпорацию «Росатом», и АО НАК «Казатомпром»).

— Было время, когда мы очень тесно контактировали с коллегами из Узбекистана, — говорит представитель «Uranium One» Мажит Саттаров. — Помню период, когда случился отток кадров из вашей страны. Многие осели в Казахстане, их с удовольствием брали на работу: хорошие специалисты.
Уран на «Каратау», как и во всем остальном Казахстане, добывают по технологии подземного скважинного выщелачивания. Впервые на поток ее поставили более полувека назад в узбекистанском Кызылкуме. 

На месторождении здесь не встретишь шахтеров. Здесь ничего не взрывают, не дробят, не грузят исполинскими экскаваторами. Нет отвалов и карьеров. Видно лишь торчащие из земли на метровую высоту черные трубы. Желтые диаметром поменьше подведены к редко стоящим контейнерам. 

Вся соль, то бишь уран в этих трубах. Для начала в местах, где залегает руда, бурят скважины. Вставляют трубы, через них подают раствор серной кислоты на глубину около полукилометра. Он растворяет уран, насыщенную им жидкость откачивают насосами. 

Капля за каплей кислоту выкачают ровно столько, сколько ее поступило в недра, а раствор используют повторно. Поэтому подземное скважинное выщелачивание считается самым эффективным методом, он сопряжен с минимальными потерями, максимально безопасен и экологичен, дешевле карьерной и шахтной добычи. Один из немногих минусов — подходит такой способ добычи не для любого месторождения, а только для «песчанникового» типа. И у нас, и в Казахстане именно такие. 

— После того как месторождение будет выработано, предприятие рекультивирует земли и вернет их в оборот, — сказал заместитель генерального директора по производству ТОО «Каратау» Ержан Муканов. — Деньги на это закладываются заранее. Ежегодно определенная доля от прибыли отчисляется в фонд, тратить отсюда можно только с санкции Министерства энергетики. И только на восстановление окружающей среды.

С месторождения по трубам так называемый продуктивный раствор попадает на перерабатывающие установки. Экскурсия по корпусам, где они размещены, длится не дольше, чем предваряющий ее инструктаж. К безопасности на руднике требования всегда были высочайшими. Когда к ним добавились протоколы МАГАТЭ, этот уровень взлетел до облаков.

Спецодежда, спецобувь, спецмаски и спецперчатки. Без приставки «спец» разве что монтажные каски на голову. Они обычные. А вот очки к ним — снова специальные. 

Все таинство химических и физических процессов происходит внутри огромных цистерн-колонн. Персонал здесь скорее выполняет роль наблюдателя, вмешиваясь, когда необходимо изменить настройки оборудования, или во внештатных ситуациях. Примерно 95 процентов работы автоматизировано. 

После многоступенчатой обработки концентрация урана кратно возрастает. Из светло-желтого продуктивного раствора он превратится в желтый порошок товарного десорбата, а потом в черный порошок. Это три молекулы урана, восемь молекул кислорода — уже закись-окись урана, конечный продукт предприятия. Его расфасуют в бочки и отправят заказчикам.

Рудник добывает ценный металл уже свыше десяти лет. Его производственная мощность равна 3 200 тоннам урана, это больше, чем за год извлекается из недр по всей России. Трудится здесь вахтами по две недели почти 500 человек. Строгий контроль требований безопасности на таком предприятии всегда на благо сотрудников. Благодаря чему ежегодный медосмотр не выявляет никаких связанных с производством болезней. 

…Из добытой на «Каратау» закиси-окиси урана сделают таблетки для топливных сборок атомных электростанций. В начале сентября глава Казахстана Касым-Жомарт Токаев, выражая обеспокоенность по поводу приближающегося дефицита электроэнергии, сказал о необходимости изучить возможность развития в стране безопасной и экологичной атомной энергетики. Возможно, что уже в недалеком будущем таблетки из местного урана найдут применение и в своей стране.

Руслан КЕНЖАЕВ,
«Народное слово».

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.