Артистическое воспитание молодых талантов или как не стать истуканом на сцене

13:13 30 Июнь 2023 Общество
1188 0

На протяжении последних лет во всех постановлениях и установках Президента нашей страны особое внимание уделяется именно молодежи. И это неспроста, ведь в самом ближайшем будущем каждому из них, вооруженным знаниями, образованностью и сформированными в душах новыми замыслами, предстоит вершить будущую историю Узбекистана.

 

В сложное, противоречивое время, когда в мире, полном смут и смятений, обесцениваются и обезличиваются многие устои и основы, завещанные человечеству мудрыми и дальновидными предками, очень важно сформировать, сохранить и развить в душах новых поколений устремления к истинным жизненным, нравственным и социальным ценностям, к глубинным достижениям отечественной и мировой культуры. И, разумеется, бережно взрастить в новом поколении сознательное и искреннее чувство любви к Отечеству, устремления к добру, высоким понятиям чести и достоинства каждой личности.

 

Да, воистину непросты и многоплановы смелые задачи реформ нашего молодого независимого государства, полны сложностей и пути их решений. И невозможно в одночасье, в одномоментный период органично решить все обилие проблем, которые предстоит осмыс­лить и наметить реальные и действенные пути их преодоления. Глава нашего государства обладает редкостным свойством опережать события и намечать в своих установках, предложениях и пожеланиях именно конкретность средств и действий. И, вдумавшись в смысл этих установок, стоит конкретно и объективно разобраться и в сути самих проблем, и в возможностях их преодолений.

 

Творческая молодежь… Достаточно много и часто звучит это понятие и в многочисленных правительственных установках, и в обсуждениях многих задач, ждущих своего решения. Налицо объективные достижения — все чаще молодые музыканты, певцы, художники одерживают существенные победы на престижных международных конкурсах и получают все возрастающее признание их талантов и творческого потенциала. Все более регулярно отмечаются достижения молодежных трупп наших театров на разных международных уровнях. И все же на объективном пути развития молодых деятелей искусств и культуры встречаются (не только в нашей стране, но и в немалом количестве многих других) проблемы, которые стоит осмыслить и разобраться в них.

 

Сознаюсь, мне, отдавшему десятки лет жизни творчеству театра оперы и неизменно в разные периоды плодотворно воспитывающему творческую молодежь разных поколений, разумеется, особенно близка именно эта сфера. Как и множество «многоярусных» вопросов, возникающих на разных этапах формирования молодого оперного певца-артиста. Я не случайно употребляю этот термин, поскольку опера, вне всякого сомнения, есть театр со своей особой правдой органики действия и жизни на сцене в нем. И требует полноценного истинно высокопрофессионального артистизма от каждого, кто выходит на оперную сцену.

 

Давайте вспомним расхожую фразу, изрекаемую множеством поклонников оперного искусства. «Ах, какой у вас прекрасный голос!», — эмоционально твердят многие «почитатели» тому или иному певцу. Вроде бы фраза кажется вполне органичной и значительной. Но… Давайте спроецируем ее на творчество пианиста, скрипача, виолончелиста, словом, любого представителя инструментального музыкантского творчества.  «Ах, какой у вас рояль «Блютнер» (или «Ямаха», или любая иная престижная фирма)!». Могут ли воскликнуть так почитатели таланта музыканта этого профиля? Они изложат свои комплименты в совершенно иной форме. Например: «Как проникновенно сыграли вы эту сонату Бетховена, вы открыли в ней такие краски, на которые раньше как-то не обращалось внимание!». Вот где незримая грань особенности профессии истинного артиста-творца оперы.

 

Давайте еще поэкспериментируем. И в маловероятной ситуации попробуем сформулировать такую оценку творчества инструменталиста: «Да, у вас прекрасный рояль, но вы совершенно не умеете извлекать из него исполнительские краски». Разумеется, умный музыкант, даже если обидится на подобную резкость, непременно сделает для себя вывод, что в творчестве надо что-то радикально усовершенствовать. Давайте скажем солисту-вокалисту в объективно подходящем случае: «Да, у вас прекрасный голос! Но вы совершенно не умеете им пользоваться, не владеете выразительностью фразы, интонации и зажаты актерски». Увы, в большинстве случаев вокалист улыбнется и скажет: «Ничего, главное — это голос, а краски и сценическое поведение мне подскажут концертмейстер, дирижер и режиссер!».

 

Вот здесь, на этом «пороге» проблемы — истинное пагубное зерно многих противоречий формирования молодого оперного певца-актера. Великие традиции отечественных мастеров оперы завещали глубокую и важную установку. Десятки выдающихся мастеров оставили и неизгладимые впечатления, и незабвенные черты высокого мастерства в его синтетическом смысле. Да, воистину оперный театр — театр синтетический. Красивое, выразительное пение неразрывно сплетено в нем с органикой интонации, с раскованностью пластики, с излучением необходимой энергетики. И это не «сумма» компонентов, а именно неразделимый синтез, в котором самый блестящий по свойствам голос становится средством раскрытия чувств, одной из результативных основ раскрытия действия на сцене. Пение — это процесс, неразрывно связанный с особым, возвышенным состоянием духа. Человек поет, когда простой разговорной речи для раскрытия чувства ему становится мало, и поет — или, когда ему необыкновенно хорошо, или, напротив, когда мучительно плохо. Эта высшая правда оперы основывается именно на этой особой природе человеческого пения. Да, неимоверно важна технологическая вокальная школа, в которой будущий певец получает верные основы певческого дыхания, владения резонаторами, выравнивания регистров, умения окрасить свой тембр различными оттенками, в зависимости от того, что ему предстоит выразить и воплотить в жизни и поступках своего героя. Но не менее существенна и та степень артистического воспитания, в которой и раскованность тела, и пластика, и психофизическая свобода становятся основой органического действия на оперной сцене. В партитуре оперы автор-композитор многими творческими приемами «зашифровывает» основы действия. Важно научиться понимать, почему здесь изменился темп и ритм, почему в другом месте голос взлетел на самый верх диапазона, почему, наконец, в оркестре тревожно за­звучали тромбоны, предвещая что-то драматическое в перемене событий? И найти свой собственный действенный ответ на это сплетение вопросов. Еще одно важное — в оперном театре нет пресловутой «четвертой стены» на сцене. Энергетика поющего и действующего артиста излучается в зал в разных позициях, но в прямом контакте с дирижером и партнерами. И эта энергетика должна быть ощутимой, разнообразной и неизменно излучательной.

Вот почему одной из важнейших проблем воспитания молодого оперного певца-артиста я считаю необходимость приобщения его к овладению всем комплексом выразительных средств своей профессии.

 

Выразительно спеть арию из оперы или романс — серьезное достижение. Но в оперном спектакле образ каждого героя претерпевает изменения и развитие. И вот познать эту динамику и овладеть ею — одна из главнейших и серьезнейших задач формирования истинного артиста театра оперы.

 

Консерваторское обучение, вне всякого сомнения, дает основу овладения вокальным аппаратом. Но органичная связь вокала с действием, к сожалению, осуществляется во многих случаях вне систематичности, вне планомерного накопления органики и раскованности, уверенной сознательности в воплощении оперного действия. Как и всякий театральный процесс, репетиции оперного спектакля требуют времени на развитие в певце-актере подлинной органики и раскованности. Нельзя за одну, две и даже большее количество репетиций полностью и до конца ввести свой психофизический аппарат в эту органику. Очень часто даже в случае достаточно весомого числа репетиций образ во всей полноте начинает жить лишь на четвертом-пятом спектакле.

 

А нынешние времена порождают нередкий убогий принцип. Некие «руководители» и иные коллеги говорят молодому солисту оперы: «А что тебе репетировать? Посмотри запись спектакля, кто, когда и куда там переходит — и все сделаешь!». Убийственнее и обманчивее этого принципа в творчестве нет ничего. Ведь, восприняв действие спектакля как зритель, будущий исполнитель, даже если и запомнит формальность переходов по сцене, не уяснит и не пропустит через себя всю линию вокально-сценической жизни своего героя в этом спектакле. Не сумеет вжиться в образ по задачам постановки, преломленным через собственные индивидуальные свойства. И будет ходить по сцене формальным механистическим манекеном, вне характера, психологии и особенностей своего героя. Или карикатурно попытается «скопировать» увиденное — обрывочно и безрезультатно. Существует и иной феномен, который я называю «штампом второго рода». Это явление, когда исполнителю «внутри себя» интенсивно кажется, что он энергично и органично излучает действие. А на деле он в формальной статике бездумным истуканом стоит на сцене, вокально исполняя лишь полагающиеся ноты.

 

Достаточно долгое время размышляя над этими серьезными проблемами, я пришел к выводу о необходимости создания при оперных театрах молодежно-творческих мастерских, в которых необходимо усовершенствовать творческое развитие молодого певца именно в овладении синтетической основой своей сложнейшей процессии. И на этюдах по сценическому мастерству, в упражнениях раскрепостить весь свой аппарат для воплощения этой цели. Отмечу, что два года назад в ГАБТе имени Алишера Навои мы создали такое творческое объединение и постарались методично приобщать молодых стажеров театра к основам вокально-сценического мастерства, танцам и пластике, основам истории оперного театра. Существенные плоды работы этого объединения уже начали благотворно сказываться во многих моментах дальнейшей деятельности наших молодых певцов.

 

Особо замечу, что в труппе нашего ведущего оперно-балетного театра страны молодежь сейчас составляет более 80 процентов. Это и существенно, и весьма ответственно. И в течение подходящего к завершению нынешнего сезона, и в течение предыдущих мы шли на достаточно смелые эксперименты, смело вводя молодых исполнителей в целый ряд ответственнейших и сложных партий-ролей. В большинстве случаев мы получали обнадеживающие результаты — и выступления молодых артистов давали повод прогнозировать их дальнейшее благоприятное творческое развитие.

 

Но профессия певца-актера предполагает не только творчество. Она, вне всякого сомнения, базируется на высоких основах истинной культуры артиста, его эрудиции, умении разобраться в психологических основах создаваемого образа. Ясно, что необходимо во всей полноте глубоко знать и понимать литературу, изобразительное искусство, поэзию. Необходимо твердо и глубоко вникнуть и в основы родной национальной культуры, и в разнообразие культур мировых. Исполняя многие оперы на языке оригинала, необходимо не просто в совершенстве знать языки, но уметь осмыслить на них любое слово и фразу из вокального текста, который необходимо донести во всем богатстве его смысла. Великий Ф. И. Шаляпин часто говорил: «Чтобы иметь право выйти на сцену, надо иметь, что и как сказать зрителю!». Интересно, многие ли молодые певцы могут органично задуматься над тем, чем их Кармен будет отличаться от сотен остальных?

 

Вот еще один важный пункт профессионализма, на который также не обращают достаточно внимания. Воплощая противоречивый отрицательный персонаж, молодой певец более или менее легко находит противоречия этого образа и пути их раскрытия. Гораздо сложнее в этом отношении раскрытие черт образа, который принято называть «положительным». Совершенно необходимо настроить психофизику молодого оперного артиста на поиск истинных трагических противоречий в образе, скажем, прекрасной Дилором из одноименной оперы М. Ашрафи. Или на раскрытие невероятной силы духа Виолетты Валери, страдающей с первых моментов действия неизлечимым недугом и всей энергией воли преодолевающей его в неравной смертельной борьбе.

 

Заслуженно высоко ценя многочисленные вокальные конкурсы и зачастую вполне успешное участие в них творческой молодежи, стоит сделать и оговорку. Конкурсант достойно исполнил ряд ответственных оперных арий и романсов и получил вполне заслуженную призовую награду. Но именно здесь молодому певцу, право же, стоит задуматься и над тем, что хоть это и прекрасная веха творческого развития, и возможность обретения важных творческих контактов с менеджерами и руководителями многих оперных театров, но полноценному и поэтапному воплощению оперного образа в целом конкурсы, к сожалению, не учат. Вспомним, что многие величайшие оперные певцы-артисты мира никогда не участвовали ни в одном из конкурсов. Лишь регулярное исполнение на сцене обширного репертуара, совершенствование каждого нового выхода на сцену или в уже неоднократно воплощенном образе, или в новой роли дает почву и основу для органичного и гармоничного профессионального роста. Здесь важна особая требовательность к себе, осознание того, что еще не вполне удается, поиск путей преодоления этих проблем. Творческим руководителям необходимо зорко и тщательно отбирать репертуар молодого певца, чтобы ему не пришлось исполнять оперную партию, не свойственную на этот момент его исполнительским возможностям. Мировая практика знает немало печальных примеров, когда в «поточной» системе выступлений многие певцы брались за не свойственный их индивидуальности материал и преждевременно теряли свои вокальные основы.

 

Все эти рассуждения в преддверии Дня молодежи, несмотря на их сложность и противоречия, закономерны. Осуществление реформ в формировании и развитии творческой молодежи, как и многие иные проблемы, не решаются в один момент, а требуют разумного периода времени для полноты воплощений. Воистину, Узбекистан как развивающееся государство, все более зримо входящее в мировое сообщество, нуждается и в полноценном высокопрофессиональном оперном театре. Истинно великие традиции и достижения прошлого требуют, чтобы этот театр жил прекрасной творческой жизнью на уровне современных требований и был «населен» высокопрофессиональными артистами больших творческих возможностей. Этого требуют и емкие актуальные установки главы нашего государства, уверенного в том, что решение этих проблем приведет к истинному новому расцвету оперного искусства в Узбекистане, который знает настоящие взлеты творчества в разных жанрах искусств и ждет новых благодатных достижений от нашей высокоодаренной творческой молодежи в будущем.

 

Андрей СЛОНИМ,

режиссер-постановщик ГАБТа имени Алишера Навои заслуженный деятель искусств Республики Узбекистан.

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.