Фракции политических партий выразили свои позиции 

14:02 29 Апрель 2020 Экономика
359 0

На очередном пленарном заседании Законодательной палаты Олий Мажлиса фракциями политических партий рассмотрен вопрос о сотрудничестве Узбекистана и ЕАЭС. Высказывая разные суждения, конструктивные предложения, в итоге пришли к заключительным выводам. 

Актам ХАИТОВ, руководитель фракции УзЛиДеП:

— Достижение целей на новом этапе развития Узбекистана в определенной степени зависит от вхождения в мировую экономическую систему, в том числе от развития торгово-экономических отношений с соседними странами. Любое экономическое сотрудничество служит повышению конкурентоспособности продукции, снижению ее себестоимости, внедрению новых технологий, расширению транзитной торговли и активному продвижению рыночных реформ. УзЛиДеП считает, что в сложившейся ситуации в мире экономика Узбекистана должна соответствовать современным требованиям международной производственной системы, мирового рынка и экономических отношений.

Вопрос сотрудничества с Евразийским экономическим союзом наша фракция обсуждала как со своими членами, так и при подготовке заключительных выводов, опираясь на аналитическую базу по результатам исследований ведущих независимых консалтинговых компаний и исследовательских институтов, выводов зарубежных и отечественных экспертов, а также мнения соответствующих министерств и ведомств.

Исходя из предвыборной программы нашей фракции, при сотрудничестве с ЕАЭС будут созданы равные возможности для ведения бизнеса, тогда можно достичь предотвращения монополизации внутреннего рынка, обеспечения инновационного развития, динамики «экономики знаний» и цифровой экономики, формирования кластеров между предпринимателями стран-членов, повышения интеграции науки и производства в стране.

Сотрудничество с данной организацией послужит модернизации и ускорению развития сферы за счет привлечения иностранных инвестиций, а также экспорту сельскохозяйственной продукции в страны-члены без таможенных пошлин.
Но, наряду с положительными, можно отметить и отрицательные стороны. Так, из-за введения единого таможенного тарифа в союзе в результате импорта передового технологического оборудования, необходимого для модернизации промышленных предприятий из третьих стран, могут возникнуть сложности в реализации крупных инвестиционных проектов в нефтегазовой, электроэнергетической, химической, пищевой и других сферах. Интеграция с ЕАЭС может оказать негативное влияние на конкурентоспособность автомобильной промышленности страны и ее развитие, что приведет к потере тысяч рабочих мест.

Фракция УзЛиДеП выступает за принятие решения, учитывая все требования и риски, ожидаю¬щиеся при сотрудничестве с ЕАЭС. Также это не должно негативно влиять на отношения Узбекистана с международными организациями и зарубежными странами, а также позволять полностью выполнять свои обязательства международного уровня. Исходя из этого необходимо провести углубленные изучения в рамках национального и международного права.

С точки зрения экономического развития УзЛиДеП считает целесообразным использовать формат «государства-наблюдателя» на начальном этапе развития сотрудничества.

Алишер КОДИРОВ, руководитель фракции Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш»

— Ни одна страна в мире не развивается одна, а чрезмерные ограничения препятствуют росту. Мы пробовали пойти по этому пути, но результаты не оправдали надежд. Мы за любое сотрудничество, которое отвечает нашим интересам.

С этой точки зрения вопрос сотрудничества с ЕАЭС был детально проанализирован в ходе заседаний нашей фракции. Также внимательно изучены результаты анализа, представленного Кабинетом Министров. Во время «правительственных часов» и парламентских слушаний с участием ответственных министерств и ведомств мы получили ответы на интересующие вопросы. Также в самой фракции ее члены не раз обсуждали перспективы сотрудничества и большинством голосов пришли к заключительному выводу.

Считаем, что Узбекистан пока не готов к интеграционному сотрудничеству с ЕАЭС.

Во-первых, сотрудничество может увеличить доходы наших соотечественников, работающих за границей, но приведет к потере квалифицированных кадров практически во всех отраслях нашей экономики. Это не является положительным сигналом для нашей национальной экономики в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Во-вторых, единый таможенный тариф требует изменения таможенных ставок на около шести тысяч товаров, что окажет серьезное негативное влияние на нашу национальную экономику, даже если будет сделано поэтапно, с предоставлением определенных льгот. И это также может остановить реализацию важных инвестиционных проектов.

В-третьих, нам известны только пять из 48 технических регламентов, действующих в ЕАЭС, 14 имеют значимые расхождения с существующими регламентами, а 29 и вовсе у нас отсутствуют.

Мы не знаем, как будет выглядеть постпандемический период, который, как ожидается, нанесет серьезный удар по мировой экономике. Многие международные эксперты утверждают, что он станет очень трудным испытанием для межгосударственных структур. В связи с этим следует учесть мнение министра иностранных дел Российской Федерации о том, что Большой двадцатке (G20) и Европейскому союзу, а также ЕАЭС и СНГ предстоит многое переосмыслить в их деятельности.

Исходя из вышеизложенного, члены нашей фракции считают, что в сложившейся ситуации наилучшим способом является продолжение сотрудничества Узбекистана со странами — членами организации в форме дальнейшего развития двусторонних отношений.

Наримон УМАРОВ, руководитель фракции Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат»

— Депутаты нашей фракции отмечают, что сотрудничество с ЕАЭС важно для развития экономики нашей страны. В ходе обсуждения данного вопроса были всесторонне и глубоко изучены и взвешены все за и против.

Для начала отметим положительные стороны. Сотрудничество нашей страны со странами — участницами союза в области энергетики может в перспективе дать хорошие результаты, так как они являются мировыми лидерами по добыче и переработке нефти и газа. Еще одним важным аспектом является то, что значительно расширятся наши возможности в области транспорта и коммуникаций, увеличатся объемы транзита нашей промышленной продукции через страны — члены союза. Сотрудничество в сфере образования, науки и здравоохранения также даст положительные результаты. Благодаря усилиям главы нашего государства в стране успешно действуют филиалы российских и белорусских вузов, где готовят квалифицированных специалистов.

В сфере здравоохранения также налажена совместная работа. Во время пандемии коронавируса по поручению Президента страны были установлены контакты с ведущими российскими специалистами, эффективные результаты которых мы видим.

В то же время члены нашей фракции отмечают возможные отрицательные стороны. Так, членство в ЕАЭС может оказать негативное влияние на развитие ряда промышленных отраслей в стране. Прогнозируется, что автомобильная, пищевая, фармацевтическая и другие отрасли могут потерять примерно два миллиарда долларов.

Узбекистан не имеет достаточных возможностей для координации внешнеторговой политики со странами — членами ЕАЭС. При нарушении каким-либо государством — членом союза требований и правил его нельзя отдать под суд данной организации по той причине, что не определены для этого какие-нибудь полномочия. Это означает, что нет определенного механизма для разрешения споров между странами-членами в случае нарушения условий честной конкуренции.

Члены нашей фракции после долгих обсуждений пришли к выводу, что, учитывая развиваю¬щуюся экономику Узбекистана, целесообразно получить статус страны-наблюдателя. 

Улугбек ИНОЯТОВ, руководитель фракции Народно-демократической партии Узбекистана:

— Государство не может развиваться само по себе. И в сегодняшней сложной ситуации невозможно преодолеть трудности без поддержки. Пандемия коронавируса потрясла весь мир и разрушила экономику даже самых сильных стран.

Оценка и прогнозирование результатов перспектив сотрудничества с ЕАЭС являются чрезвычайно сложным и трудным процессом. Наша фракция отказалась от своих электоральных интересов, считая, что прежде всего этот вопрос необходимо рассматривать исходя из интересов нашего государства, народа и воли наших граждан. В ходе обсуждений принимали участие соответствующие министерства, организации и активисты партий.

Эффективная организация работы рабочей группы Законодательной палаты оказала большую помощь фракциям политических партий в формировании их позиции по этому актуальному вопросу. По мнению нашей фракции, сотрудничество с ЕАЭС создаст хорошую возможность для решения проблем, связанных с трудовой миграцией, в том числе социальной защитой наших граждан, трудящихся в странах — членах организации.

Кроме того, будет обеспечена социальная защита наших граждан, в том числе с учетом стажа работы при назначении пенсий, их дети получат право на получение образования и медицинских услуг. Наращивание экспортного потенциала нашей страны — стратегическая задача, для этого необходим потенциальный и устойчивый потребительский рынок.

Сотрудничество позволит сократить транспортные расходы, оптимизировать нетарифные барьеры, значительно увеличить экспортный потенциал текстильной и трикотажной промышленности. Страны ЕАЭС могут стать для нас потенциальным и стабильным рынком для экспорта сельскохозяйственной продукции.

Наша фракция считает, что анализ и прогнозы по сотрудничеству могут не оправдать себя. Нельзя рисковать при принятии решения по данному вопросу, который напрямую затрагивает интересы народа и государства. Поэтому необходимо глубокое всестороннее изучение преимуществ всех факторов сотрудничества, лучше будучи в самой организации. После этого, основываясь на результате, можно принять соответствующее решение.

С учетом вышеизложенного, наша фракция считает целесообразным, чтобы Узбекистан сотрудничал с ЕАЭС в качестве страны-наблюдателя.

Борий АЛИХАНОВ, руководитель фракции Экологической партии Узбекистана

— Важно рассмотреть деятельность ЕАЭС и с точки зрения экологического сотрудничества. Интеграция с Евразийским экономическим союзом подразумевает не только укрепление экономического потенциала, но и выполнение конкретной работы по решению задач в области охраны природы. Потому что экономические отношения не могут развиваться без использования природных ресурсов.

Другим важным аспектом является то, что улучшение экономических и торговых отношений должно быть сбалансированным, без ущерба для окружающей среды и здоровья населения. Однако такая глобализация не означает, что финансовые и экономические критерии имеют решающее значение. Ситуация, вызванная пандемией коронавируса, требует от человечества пересмотра своего будущего развития. Особое внимание в проводимых реформах следует обращать на обеспечение благоприятных экологических условий. 

В договоре ЕАЭС нет специального раздела, регулирующего экологические отношения между странами. Есть лишь договор о сотрудничестве в области экологии и охраны окружающей среды. На региональном уровне были подписаны только двусторонние соглашения о регулировании экологических отношений. Существующие экологические проблемы создают определенные препятствия для устойчивого развития государств — членов союза. Это динамика показателей социальной устойчивости, экологической эффективности и развития. Однако задачу по защите окружающей среды можно решить, сплотившись со всеми странами мира.

Желание Узбекистана продвигаться к интеграционным объединениям, таким как ЕАЭС, — объективный процесс. Наша фракция считает, что сотрудничество необходимо начинать с получения статуса наблюдателя, с постепенным устранением возможных несоответствий в сферах.

Вступление Узбекистана в ЕАЭС должно соответствовать как реализации единой внешней политики страны, так и повышению уровня жизни и благосостояния наших людей и обеспечению экологической безопасности.

Записала 
Лола АЛИМОВА,
«Народное слово»

Больше новостей на нашем Telegram канале@ns_uz

Рекомендуем

Комментарии

Комментариев пока нет.